Кассационный военный суд в составе: председательствующего Иванова В.В., судей Шпакова С.П. и Яковлева И.А. при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-7/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации Пиунова Эдуарда Валентиновича на решение Вологодского гарнизонного военного суда от 17 февраля 2022 г. и апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 17 мая 2022 г., принятые по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N1 "звание" Гарда Максима Николаевича об оспаривании действий должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "данные изъяты" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с учетом на именном накопительном счете административного истца доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения не в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Яковлева И.А, изложившего обстоятельства дела, содержание обжалованных судебных актов и доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
указанным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением суда апелляционной инстанции, частично удовлетворено административное исковое заявление Гарда М.Н. об оспаривании действий должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Росвоенипотека", связанных с учетом на именном накопительном счете (далее - ИНС) административного истца доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения не в полном объеме.
Суд первой инстанции возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность учесть на ИНС административного истца Гарда М.Н. доход от инвестирования накоплений за период с 5 сентября 2012 г. по 18 апреля 2016 г. в размере 233 115 руб. 68 коп. за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.
В удовлетворении требования Гарда М.Н. в части признания незаконными действий должностных лиц ФГКУ "Росвоенипотека", связанных с неполным начислением денежных средств на его ИНС, а также в части истребования у Министерства обороны Российской Федерации денежных средств сверх лимитов бюджетных средств дохода от инвестирования накоплений с перечислением их на ИНС административного истца судом отказано.
В кассационной жалобе, поданной 16 ноября 2022 г, представитель административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации Пиунов Э.В, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые судебные акты и принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В обоснование своих требований автор кассационной жалобы ссылается на установленные по делу обстоятельства, статью 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание статей 3, 5, 16 и 17 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", а также пункта 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, на основании чего утверждает, что возложение на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанности по учету на ИНС Гарда М.Н. за период с 5 сентября 2012 г. по 18 апреля 2016 г, когда он фактически не являлся участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), не соответствует требованиям законодательства, поскольку получить указанный доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения возможно только в случае наличия у участника НИС открытого ИНС.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц не имеется.
Проверив в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, кассационный военный суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Кроме того, судебный акт подлежит безусловной отмене в случаях, указанных в части 1 статьи 310 названного Кодекса.
Судами при рассмотрении данного дела допущены нарушения норм материального и процессуального права, что выразилось в следующем.
Как установлено судебными инстанциями по делу, 25 марта 2009 г. Гарда М.Н. заключил первый контракт о прохождении военной службы, 25 марта 2012 г. - второй контракт, а 23 марта 2018 г. ему присвоено воинской звание "дзвание".
В настоящее время Гарда М.Н. проходит военную службу в войсковой части N1.
С учетом изложенного и в силу пункта 4 части 1 и пункта 4 части 2 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" "дзвание" Гарда М.Н, поступивший на военную службу до 1 января 2020 г, заключивший второй контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г, относится к категории военнослужащих, которые могут стать участниками НИС, изъявив такое желание.
Административный истец после заключения второго контракта о прохождении военной службы 4 сентября 2012 г. обратился в адрес командира войсковой части N2 с рапортом о включении его в реестр участников НИС.
В соответствии с пунктом 17 Правил формирования и ведения реестра участников НИС, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89, запись военнослужащего в указанный реестр должна быть произведена не позднее трех месяцев с даты возникновения основания для его участия в НИС.
Вместе с тем Гарда М.Н. включен в реестр только 18 апреля 2016 г. с указанием на возникновение у него права на участие в НИС с 5 сентября 2012 г, то есть спустя более 3-х лет с момента возникновения у нее такого основания.
28 апреля 2016 г. административному истцу открыт ИНС, на котором за период с 5 сентября 2012 г. по дату фактического включения его в реестр участников НИС учтены накопления для жилищного обеспечения.
При этом, за период с момента возникновения основания для включения в реестр НИС, то есть с 5 сентября 2012 г, по дату фактического включения в реестр НИС инвестиционный доход на ИНС Гарда М.Н. не учтен.
Согласно справке начальника Санкт-Петербургского отдела ФГКУ "Росвоенипотека" от 1 февраля 2022 г. учет накоплений на ИНС Гарда М.Н. и передача их в доверительное управление производятся с 1 мая 2016 г, а инвестиционный доход начисляется и учитывается со второго квартала 2016 года.
По состоянию на 1 января 2021 г. на ИНС Гарда М.Н. учтены накопления в размере "данные изъяты", в том числе доход от инвестирования накоплений в размере "данные изъяты", а по состоянию на 1 февраля 2022 г. на ИНС административного истца учтены накопления за период с 5 сентября 2012 г. по 1 декабря 2021 г. в размере "данные изъяты", в том числе доход от инвестирования накоплений за период со второго квартала 2016 года по третий квартал 2021 года в размере "данные изъяты"
Согласно официально опубликованным ФГКУ "Росвоенипотека" в сети "Интернет" сведениям о средствах, учтенных на ИНС участников НИС по состоянию на 1 января 2021 г, содержащимся в Приложении N 7 к Информации об итогах функционирования НИС в 2020 году, размер инвестиционного дохода при возникновении у участника основания для включения в реестр в сентябре 2012 года, то есть в одно время с Гарда М.Н, составил 825 390 руб..
Как подтверждается материалами настоящего административного дела, целевой жилищный заем для приобретения жилого помещения Гарда М.Н. не предоставлялся, денежные средства, учтенные на его ИНС, не выплачивались.
Полагая, что по вине должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Росвоенипотека", своевременно не включивших его в реестр участников НИС, на его ИНС не учтен инвестиционный доход за период с 5 сентября 2012 г. по дату фактического включения в реестр участников НИС, Гарда М.Н. обратился за судебной защитой.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции, правильно установив все юридически значимые обстоятельства дела, применив нормы материального и процессуального права, руководствуясь статьями 3, 5, 7, 9 и 11 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", пунктами 6 и 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на ИНС участников НИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, а также правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, пришли к выводу о том, что действиями должностных лиц, в чьи полномочия входила обязанность по формированию сводных списков для включения в реестр НИС, направления их в регистрационный орган и не выполнивших эту обязанность, допущено нарушение прав Гарда М.Н, что повлекло учет на его ИНС доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения не в полном объеме.
В целях восстановления нарушенного права административного истца суд первой инстанции возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность учесть на ИНС Гарда М.Н. доход от инвестирования накоплений за период с 5 сентября 2012 г. по 18 апреля 2016 г. в размере 233 115 руб. 68 коп, отказав в удовлетворении требований, заявленных административным истцом к Министерству обороны Российской Федерации об истребовании денежных средств сверх лимитов бюджетных денежных средств.
Согласно пункту 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из содержания статей 3, 4, 5 и 11 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", реализация участниками НИС их жилищных прав осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений.
Накопления для жилищного обеспечения - это совокупность средств, включающая в себя: накопительные взносы, учтенные на ИНС участников; доходы от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям уполномоченным федеральным органом в соответствии с Законом, и средства, поступившие в уполномоченный федеральный орган по иным предусмотренным Законом основаниям. Накопления для жилищного обеспечения формируются за счет указанных источников. Участник НИС имеет право использовать их в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Учет накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Учет накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета. Учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
В силу пункта 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.
Разрешая при установленных обстоятельствах данное дело и учитывая информацию ФГКУ "Росвоенипотека" о средствах, учтенных на ИНС участников НИС по состоянию на 1 января 2021 г, суды пришли к выводу о том, что права административного истца Гарда М.Н. на получение в полном объеме дохода от инвестирования накоплений нарушены и подлежат восстановлению посредством учета на его ИНС инвестиционного дохода за период с 5 сентября 2012 г. по 18 апреля 2016 г. в размере 233 115 руб. 68 коп, поскольку именно на такой размер денежных средств он имел право в случае своевременного включения в реестр участников НИС.
Вместе с тем при разрешении настоящего спора суд первой инстанции, а также окружной военный суд, фактически не установив должностных лиц, чьи действия повлекли нарушение прав административного истца, а также без привлечения их к участию в деле, а также без признания их действий (бездействия) незаконными, возложили обязанность по восстановлению прав административного истца исключительно на ФГКУ "Росвоенипотека" за счет средств общего распределяемого инвестиционного дохода, полагающегося к распределению между другими военнослужащими участниками НИС, которые также к участию в деле не привлекались.
Такие выводы судов являются ошибочными, поскольку право административного истца Гарда М.Н. на получение инвестиционного дохода, предусмотренное законодательством о НИС, не может быть поставлено в зависимость от распределения бюджетных средств, предусмотренных на реализацию в Министерстве обороны Российской Федерации мероприятий по обеспечению таким доходом иных военнослужащих.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу части 3 статьи 17 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации реализация указанного права не должна нарушать права и свободы других лиц и может быть ограничена федеральным законом, но лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Перечисленные принципы не учтены судебными инстанциями при определении способа восстановления нарушенных прав административного истца, что, в случае исполнения принятых судебных актов, повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников НИС, являющихся получателями инвестиционного дохода, за счет которого судебными инстанциями фактически предписано восстановление нарушенных прав административного истца.
Таким образом, решение Вологодского гарнизонного военного суда от 17 февраля 2022 г. и апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 17 мая 2022 г. приняты судебными инстанциями с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежат отмене на основании части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а административное дело, в связи с невозможностью судом кассационной инстанции, при вышеизложенных обстоятельствах, принять новое решение - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 327, частью 2 статьи 328, пунктом 2 части 1 статьи 329 и статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Вологодского гарнизонного военного суда от 17 февраля 2022 г. и апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 17 мая 2022 г, принятые по административному исковому заявлению Гарда Максима Николаевича, отменить и направить настоящее дело на новое рассмотрение в Вологодский гарнизонный военный суд.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 12 января 2023 г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи С.П. Шпаков
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.