Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3303/2022 (УИД 22RS0068-01-2022-002067-25) по иску Чен Валентины Григорьевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о защите пенсионных прав, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чен Валентина Григорьевна (далее по тексту - Чен В.Г.) обратилась в Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту - ОПФР по Алтайскому краю) о признании права на государственную пенсию по старости, назначении пенсии в соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 24 мая 2019 г.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 августа 2022 г, исковые требования Чен В.Г. удовлетворены. На ОПФР по Алтайскому краю возложена обязанность назначить досрочно страховую пенсию по старости Чен В.Г. с 24 мая 2019 г. С ОПФР по Алтайскому краю в пользу Чен В.Г. взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
ОПФР по Алтайскому краю обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, нарушение судами норм материального права, отсутствие у Чен В.Г. права на пенсию в соответствии нормами Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку со 2 октября 1979 г. по 10 августа 1990 г. она проживала в г. Гомель (Республика Беларусь), который не входит в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074, с заявлением о назначении пенсии по старости Чен В.Г. обратилась 13 января 2022 г, просит решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 августа 2022 г. отменить. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 24 мая 2019 г. Чен В.Г. обратилась в пенсионный фонд через клиентскую службу Индустриального района г. Барнаула Алтайского края за назначением досрочной пенсии по старости.
Документы у Чен В.Г. приняты не были, решений не выносилось, в пенсионном деле ее обращение отсутствует.
13 января 2022 г. Чен В.Г. обратилась в ОПФР по Алтайскому краю с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Для назначения пенсии Чен В.Г. была представлена справка от 22 февраля 2019 г, выданная расчетно-справочным центром N 7 КУП "Расчетно-справочный центр г. Гомеля", согласно которой Згурская (Елизаренко) В.Г. действительно проживала (была зарегистрирована) по месту жительства по адресу ул. "адрес", в период со 2 октября 1979 г. по 10 августа 1990 г.
В связи с заключением брака 5 сентября 1992 г. Згурская В.Г. изменила фамилию на Чен, что подтверждается свидетельством о заключении брака.
Решением ОПФР по Алтайскому краю от 14 января 2022 г. N 12537/22 Чен В.Г. отказано в назначении пенсии в соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ввиду отсутствия правоустанавливающих документов.
В решении пенсионного органа указано, что согласно пункту 100 Перечня документов, необходимых для установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверением установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах. Гражданам, переселившимся с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, меры социальной поддержки могут быть предоставлены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, при предъявлении удостоверений о праве на льготы российского образца. Справка о праве на льготы, выданная на территории Республики Беларусь, не является документом, подтверждающим право на пенсионное обеспечение, предусмотренное Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1
Впоследствии указанное решение отредактировано решением пенсионного органа от 14 января 2022 г. N 12537/22, в котором имеется ссылка на действующий приказ Минтруда Российской Федерации от 4 августа 2021 г. N 538н.
Чен В.Г, не согласившись с решением пенсионного органа, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что продолжительность проживания Чен В.Г. в г. Гомель составляла 4 года 3 месяца 15 дней (с даты действия льготы - 26 апреля 1986 г.), что дает ей право на уменьшение возраста выхода на пенсию по старости на 2 года, то есть с 53 лет, пенсия подлежит назначению с 24 мая 2019 г, на момент обращения Чен В.Г. исполнилось 53 года.
Указание ответчика в решении о переселении Чен В.Г. с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации суд расценил как неверное, поскольку в период проживания истца с 1979 г. по 1990 г. была единая территория СССР, на территории иностранного государства истец не проживала.
Также судом первой инстанции отмечено, что факт обращения Чен В.Г. в пенсионный орган подтвержден уведомлением от 24 мая 2019 г. и не оспорен ответчиком, а доказательств того, что обращение истца в 2019 г. было по иному вопросу нежели назначение досрочной пенсии, ответчиком не представлено, пенсионным органом не в полной мере были исполнены в отношении истца требования законодательства о даче разъяснений по представлению необходимой документации, порядке ее оформления, а также направлению запросов в компетентные органы другого государства, что повлекло неоднократные обращения гражданина и принятие в отношении него отрицательных решений.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Признавая несостоятельными доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о том, что Чен В.Г. не имеет права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации как лицо, пострадавшее в результате аварии на Чернобыльской АЭС, поскольку проживала на загрязненной территории другого государства, суд апелляционной инстанции сославшись на справку, представленную Чен В.Г, согласно которой в г. Гомеле она проживала со 2 октября 1979 г. по 10 августа 1990 г, указал, что период проживания Чен В.Г. в г. Гомеле приходится на время существования СССР, в другом государстве она не проживала. Тот факт, что г. Гомель не входит в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074, в данном случае значения не имеет, поскольку этот город находится на территории Республики Беларусь, Правительство Российской Федерации не может устанавливать статус указанного города как территории, загрязненной в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Кроме того, г. Гомель включен в аналогичный перечень, утвержденный Кабинетом Министров Республики Беларусь, то есть компетентным органом власти иностранного государства, что ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспорено.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о том, что Чен В.Г. обратилась в пенсионный орган в 2019 г. устно, тогда как для назначения пенсии требуется подача письменного заявления, суд апелляционной инстанции со ссылкой на представленное Чен В.Г. уведомление, указал, что Чен В.Г. обращалась 24 мая 2019 г. в УПФР в г. Барнауле Алтайского края с устным заявлением по вопросу предоставления документов, данное уведомление составлено должностным лицом пенсионного органа, содержит подпись указанного должностного лица. Чен В.Г. предоставлялась справка от 22 февраля 2019 г, выданная расчетно-справочным центром N 7 КУП "Расчетно-справочный центр г. Гомеля" в подтверждение того, что она действительно проживала (была зарегистрирована) по месту жительства по адресу: "адрес", в период со 2 октября 1979 г. по 10 августа 1990 г. Поскольку уведомление от 24 мая 2019 г. составлено должностным лицом пенсионного органа, и Чен В.Г. не могла повлиять на его содержание, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что именно эта справка представлялась Чен В.Г. при обращении в пенсионный орган 24 мая 2019 г, а обращение имело место по вопросу досрочного назначения пенсии, доказательств обратного пенсионным органом не представлено.
Отсутствие в пенсионном деле сведений об указанном обращении Чен В.Г. в 2019 г, отказ в назначении пенсии как отмечено судом апелляционной инстанции свидетельствуют о неисполнении пенсионным органом обязанности по информированию гражданина о его правах в области пенсионного обеспечения и разъяснению порядка и формы обращения за назначением досрочной пенсии, то есть по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" к числу лиц имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению отнесены граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с положениями абзаца 4 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв. км. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как указано в примечании к статьи 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлена гарантия мер социальной поддержки, предусмотренных данным законом, гражданам пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания.
В соответствии со статьями 1 и 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (заключено в г. Москве 13 марта 1992 года) необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Согласно абзацу первому пункта 3 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 6 "О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы" выданные в установленном порядке гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации документы, удостоверяющие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживание на загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы территории, отселение и эвакуацию, принимаются соответственно в Российской Федерации и Республике Беларусь без легализации, а льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих категорий граждан, распространены на лиц, прибывших с такими документами из Республики Беларусь в Российскую Федерацию на постоянное проживание и наоборот. Абзацем вторым пункта 3 поименованного решения установлено, что порядок предоставления льгот и компенсаций определяется законодательством государства постоянного проживания указанных лиц.
В силу пункта 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н, действовавшим в спорный период, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" подтверждается удостоверениями установленного образца, подтверждающими проживание в указанных зонах жительства или месту пребывания.
Пунктом 109 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 4 августа 2021 г. N 538н, действующего с 1 января 2022 г, установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).
Согласно статье 6 Закона Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. N 385-3 "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС" зона проживания с периодическим радиационным контролем - это территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 37 до 185 кБк/м2 (от 1 до 5 Ки/км2) либо стронция-90 от 5, 55 до 18, 5 кБк/м2 (от 0, 15 до 0, 5 Ки/км2) или плутония-238, 239, 240 от 0, 37 до 0, 74 кБк/м2 (от 0, 01 до 0, 02 Ки/км2), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв.
Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 1996 г. N 116 утвержден перечень территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, согласно которому г. Гомель Республики Беларусь отнесен к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, и по характеристикам радиоактивного загрязнения соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что Чен В.Г. в период со 2 октября 1979 г. по 10 августа 1990 г. проживала в г. Гомель Республики Беларусь, входящей в зону проживания с периодическим радиационным контролем, что соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, а потому на нее распространяются льготы по пенсионному обеспечению, установленные для лиц, проживавших на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, предусмотренные статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суды пришли к обоснованному выводу о праве Чен В.Г. на пенсионное обеспечение в соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 2920-О, от 24 апреля 2018 г. N 948-О).
Из части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила N 884н).
Согласно пункту 18 Правил граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.
В силу пункта 19 Правил N 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При рассмотрении настоящего дела, установив, что на момент первоначального обращения Чен В.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пенсионный орган 24 мая 2019 г. ей было 53 лет, продолжительность проживания Чен В.Г. в г. Гомель составила 4 года 3 месяца 15 дней (с даты действия льготы - 26 апреля 1986 г.), что дает ей право на уменьшение возраста выхода на пенсию по старости на 2 года, то есть с 53 лет, каких-либо решений по результатам обращений Чен В.Г. вплоть до 14 января 2022 г. пенсионным органом не принималось, суды обоснованно возложили на пенсионный орган обязанность назначить Чен В.Г. страховую пенсию по старости со дня возникновения у нее права на эту пенсию, а не со дня подачи ею заявления в пенсионный орган, как полагает последний.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы пенсионного органа свидетельствуют не о нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и представленными доказательствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и принятых судами доказательств, что в соответствии со статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.