Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сиротиной Е.С, судей Артамоновой Т.А, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Базаровой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело УИД N 23OS0000-01-2018-000332-40 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района от 30 августа 2011 года N 113 "Об утверждении генерального плана муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края"
по апелляционной жалобе Федерального агентства лесного хозяйства на решение Краснодарского краевого суда от 20 июня 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А, пояснения представителя Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района и администрации муниципального образования Родниковского сельского поседения Лень М.С, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края Крохмаль Д.А, участвовавшего в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи при содействии Краснодарского краевого суда и поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Костюка А.И, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района от 30 августа 2011 года N 113 утвержден Генеральный план муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края (далее - Генеральный план, решение от 30 августа 2011 года N 113).
Поименованный нормативный правовой акт официально опубликован в печатном издании "Огни Кавказа" 10 сентября 2011 года N 101 (16679).
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия решение от 30 августа 2011 года N 113 в части включения в границы населенных пунктов муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Родниковского и Пшехского участковых лесничеств Белореченского лесничества Краснодарского края:
- Пшехское участковое лесничество: квартал 478, части выделов 4-7, часть выдела 26, выдел 27, части выделов 28-30, части выделов 32-33; квартал 376, выдела 3-6; квартал 374, часть выдела 7;
- Родниковское участковое лесничество: квартал 102, части выделов 5-10, выделы 11-12, часть выдела 13; квартал 116 выдела 1, 2; квартал 376, выдела 3-6; квартал 116, части выделов 3-5.
В обоснование исковых требований истец указал, что административный ответчик оспариваемым в части нормативным правовым актом изменил категорию земель и правовой режим находящихся в федеральной собственности лесных участков, включив в границы населенных пунктов Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края лесные участки из состава земель лесного фонда с нарушением процедуры согласования проекта Генерального плана с Ролесхозом, что не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ), препятствует осуществлению собственником - Российской Федерацией, функций управления землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также передачи указанных участков в пользование.
Решением Краснодарского краевого суда от 2 апреля 2018 года административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства были удовлетворены.
Определением Краснодарского краевого суда от 10 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 января 2021 года, в удовлетворении заявления Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края об отмене решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам отказано.
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20 мая 2021 года определение Краснодарского краевого суда от 10 июля 2020 года и определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 января 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Обжалуемым решением Краснодарского края от 20 июня 2022 года административный иск Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворен частично с учетом выводов заключения судебной землеустроительной экспертизы.
Признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение от 30 августа 2011 года N 113 в части включения в границы населенных пунктов Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Родниковского и Пшехского участковых лесничеств Белореченского лесничества Краснодарского края:
- Пшехское участковое лесничество: Квартал 78Г1 (478), части выделов 4-7, часть выдела 26, выдел 27, части выделов 28-30, части выделов 32-33, в части земельного участка с кадастровым номером 23:39:0706002:123, площадь наложения (пересечения) 336745 кв.м.;
- Родниковское участковое лесничество: Квартал 16Б (116), выдел 2 в части земельного участка с кадастровым номером 23:39:0710002:190, площадь наложения (пересечения) 382 кв.м.
В остальной части заявленных административным истцом требований отказано.
В апелляционной жалобе Федеральное агентство лесного хозяйства просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований как незаконное, необоснованное, постановленное при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, и принять в этой части новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает об установлении судом факта отсутствия согласования оспариваемого нормативного правого акта с Рослесхозом ввиду частичного включения в границы населенного пункта лесных участков. Однако судом первой инстанции не устранены противоречия, касающиеся установления факта пересечения перечисленных в административном иске земель лесного фонда (в том числе, квартал 76Г (376) выделы 3-6, квартал 74Г (374) часть выдела 7 Пшехского участкового лесничества) с землями населенных пунктов Родниковского сельского поселения Белореченского района. Так, наличие таких пересечений подтверждается заключением ФГБУ "Рослесинфорга", выписками из государственного лесного реестра, однако заключение экспертизы факт пересечения земель лесного фонда с землями иных категорий в полном объеме не подтверждает.
В дополнениях к апелляционной жалобе от 23 ноября 2022 года (исх. N 06-06/6130), от 30 ноября 2022 года (исх. N 06-06/6274) апеллянт указывает, что по результатам графического совмещения границ материалов лесоустройства с границами населенных пунктов Родниковского сельского поселения Белореченского района, а также совмещения границ лесного фонда Белореченского лесничества, установленных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 марта 2022 года N 108 "Об установлении границ Белореченского лесничества в Краснодарском крае" (далее также - приказ от 5 марта 2022 года N 108), с границами Родниковского сельского поселения Белореченского района с учетом изменений в Генеральный план, внесенных решением Совета от 9 июня 2022 года N 373, выявлено частичное пересечение земель лесного фонда с землями населенных пунктов Родниковского сельского поселения, что свидетельствует о необходимости согласования решения от 30 августа 2011 года с Рослесхозом.
Участвовавшим в деле прокурором, Министерством природных ресурсов Краснодарского края поданы письменные возражения на апелляционную жалобу.
Администрацией муниципального образования Родниковского сельского поседения, Советом Родниковского сельского поселения Белореченского района поданы письменные отзывы на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Сведения о дате и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции также размещены на официальном сайте Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в сети "Интернет".
В соответствии с положениями части 1 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакциях, действовавших на дату принятия решения от 30 августа 2011 года N 113, утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относилось к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Представительным органом муниципальное образование Родниковское сельское поселение является Совет Родниковского сельского поселения.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, решение от 30 августа 2011 года N 113 принято уполномоченным органом в надлежащей форме, с соблюдением проведения процедуры публичных слушаний по проекту Генерального плана и вынесения заключения по их результатам, официально опубликовано в установленном порядке и по этим основаниям не оспаривается.
Законом Краснодарского края от 22 июля 2004 года N 767-КЗ установлены границы муниципального образования Белореченский район, оно наделено статусом муниципального образования, образованы в его составе муниципальные образования - городские и сельские поселения, установлены их границы. В статье 4.1 поименованного закона утвержден перечень населенных пунктов в городском и сельских поселениях, в том числе муниципального образования Родниковское сельское поселение (пункт 7): п. Родники, п. Восточный, п. МТФ N1 колхоза им. Ленина, п. МТФ N2 колхоза им. Ленина, х. Подгорный, х. Приречный, п. Степной, п. Садовый.
Утвержденным решением от 30 августа 2011 года N 113 Генеральным планом установлены границы данных населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края.
Признавая Генеральный план недействующим в части включения в границы населенных пунктов Родниковского сельского поселения Белореченского района земельного участка с кадастровым номером N, площадью наложения (пересечения) 336745 кв.м, и земельного участка с кадастровым номером N, площадью наложения (пересечения) 382 кв.м, расположенных на землях лесного фонда соответственно - Пшехского участкового лесничества - квартал 78Г1 (478), части выделов 4-7, часть выдела 26, выдел 27, части выделов 28-30, части выделов 32-33, и Родниковского участкового лесничества - квартал 16Б (116), выдел 2, суд первой инстанции указал на отсутствие согласования такого включения с Рослесхозом.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит среди прочего карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, определенном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее также - Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Согласно абзацу третьему пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 ЛК РФ также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 ГрК РФ, в соответствии с которыми проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.
Пунктами 1, 2, подпунктом "а" пункта 5 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178, действовавшего в период подготовки Генерального плана, предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 1, подпунктами 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, действовавшего в период подготовки оспариваемого нормативного правового акта, Рослесхоз являлся федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов в области лесных отношений.
Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особом правовом режиме лесного фонда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 238-О-О).
На основании изложенного можно сделать вывод, что отсутствие положительного заключения Рослесхоза, подготовленного в рамках предусмотренного статьей 25 ГрК РФ согласования проекта документа территориального планирования, свидетельствует, как правильно указал суд первой инстанции, о существенном нарушении порядка принятия Генерального плана.
В материалах дела отсутствуют доказательства направления уведомления в Рослесхоз о согласовании проекта Генерального плана, перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую. Доказательств, свидетельствующих об обратном, лицами, участвующими в деле, не представлено.
Установив, что согласование с Рослесхозом нормативного правового акта о включении в земли населенного пункта лесных участков отсутствовало, суд первой инстанции обоснованно признал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, ЛК РФ, ЗК РФ, Федеральному закону от 21 декабря 2004 году N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Проверяя довод административного истца о включении в границы населенных пунктов муниципального образования Белореченского района земельных участков лесного фонда Родниковского и Пшехского участковых лесничеств Белореченского района (с указанием конкретных участковых лесничеств, кварталов и выделов), суд первой инстанции исходил из заключения судебной землеустроительной экспертизы N N от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленного экспертом ФИО11, которой производство данных работ поручено директором АНО "Исследовательский центр судебных экспертиз" на основании договора подряда N 11.10.21 от 11 октября 2021 года, признанного выполненным в полном соответствии с законодательством Российской Федерации в отсутствие опровергающих его выводы доказательств, установившего частичное пересечение земель населенных пунктов с землями лесного фонда - Пшехское участковое лесничество: квартал 78Г1 (478), части выделов 4-7, часть выдела 26, выдел 27, части выделов 28-30, части выделов 32-33, в части земельного участка с кадастровым номером N, площадь наложения (пересечения) 336745 кв.м.; Родниковское участковое лесничество: квартал 16Б (116), выдел 2 в части земельного участка с кадастровым номером N, площадь наложения (пересечения) 382 кв.м. В остальной части заявленных административным истцом требований судебным экспертом факт наложения земель населенных пунктов и лесных участков не установлен.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии согласования проекта Генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере лесных отношений, судебная коллегия не может принять в качестве надлежащего доказательства факта вхождения в границы населенных пунктов Родниковского сельского поселения лесных участков Белореченского лесничества Краснодарского края заключения судебной землеустроительной экспертизы N N от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с частью 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном данным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно части 1 статьи 84, статье 60 этого же Кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств; суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно частям 1 и 2 статьи 77 КАС РФ суд в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе.
Согласно положениям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73- ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон N 73-ФЗ) государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (статья 4).
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8).
В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены, в том числе, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам (статья 25).
Как усматривается из данного экспертного заключения, содержащиеся в нем выводы относительно наличия/отсутствия пересечения земель населенных пунктов согласно Генеральному плану с землями лесного фонда сделаны на основании следующих документов: материалов настоящего административного дела, писем администрации Родниковского сельского поселения, муниципального образования Белореченский район, информации филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю и Управления Росреестра по Краснодарскому краю, выписок из ЕГРН на конкретные земельные участки, с проведением визуального осмотра и замеров методом спутниковых определений GPS/GLONAS с использованием комплекта оборудования для землеустроительной экспертизы. Также в тексте заключения упоминается представленная Министерством природных ресурсов Краснодарского края информация исключительно в виде копий выкопировок из планшетов.
Сведений о том, что экспертом при производстве экспертизы использовались материалы лесоустройства, таксационные описания, оригиналы планшетов и другой лесоустроительной документации, в заключении не содержится.
При таких обстоятельствах, положенное в основу решения суда заключение судебной землеустроительной экспертизы приведенным выше требованиям не отвечает, изложенные в нем выводы не проверяемы, не подтверждены, не обоснованы, в связи с чем не может быть принято в качестве относимого, допустимого и достаточного доказательства по делу. Более того, признавая на основании данного заключения недействующим Генеральный план в части наложения конкретных земельных участков с кадастровым номером N (площадь пересечения 336745 кв.м.), находящегося согласно сведениям ЕГРН в аренде ООО " ФИО13", и с кадастровым номером N (площадь пересечения 382 кв.м.), находящегося согласно сведениям ЕГРН в аренде у ФИО12 на земли лесного фонда, суд первой инстанции фактически разрешилвопрос о правах и обязанностях данных лиц.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия в полной мере согласиться не может, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Вместе с тем, в ходе апелляционного производства установлено следующее.
Как усматривается из материалов дела, а именно, свидетельств о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ года серии N, серии N, лесные участки в составе земель лесного фонда (кварталы 1А-53А, 1Б-33Б, 1В-35В, 1Г-81Г) площадью 167893795 кв.м. и (кварталы 1А-30А, 1Б-16Б) площадью 31130000 кв.м являются собственностью Российской Федерации, о чем в ЕГРН сделаны записи о государственной регистрации.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28 августа 2018 года по делу N А32-19717/2017, законность которого подтверждена определением Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года N 308-ЭС19-5756, признано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N, относящийся согласно ЕГРН к землям населенных пунктов и расположенный по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, с/п Родниковское, автодорога Майкоп - Усть-Лабинск-Кореновск (22 км + 650 м), поскольку в ходе разбирательства по данному делу, в том числе посредством производства судебной землеустроительной экспертизы, установлено, что указанный земельный участок входит в состав земель лесного фонда квартала 2Б Родниковского участкового лесничества Белореченского лесничества.
Расположение в границах Белореченского лесничества Краснодарского края земельных участков с кадастровыми номерами N и N, имеющих категорию земель населенных пунктов, их пересечение с землями лесного фонда (квартал 102 (2Б), части выделов 5-10, выделы 11-12, часть выдела 13), подтверждается и сведениями ЕГРН (сообщение Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 21 декабря 2022 года исх. N 15-095588/22), а также информацией Министерства природных ресурсов Краснодарского края о результатах межевых работ по Родниковскому участковому лесничеству в 2013 году, основанных на материалах лесоустройства 2001 года Родниковского участкового лесничества Белореченского лесничества, ортофотопланах, сведениях государственного кадастра недвижимости, выполненных ОАО "Госземкадастрсъемка - ВИСХАГИ".
Факт пересечения данных земельных участков по сведениям ЕГРН с землями лесного фонда (квартал 102 (2Б)) лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Кроме того, в ходе разбирательства по делу в суде апелляционной инстанции установлено, что в рамках реализации государственного задания Федерального агентства лесного хозяйства по обеспечению установления границ лесничеств 2021 года на основании материалов лесоустройства Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 108 установлены границы Белореченского лесничества и внесены в ЕГРН 20 июня 2022 года с реестровым номером 23:00-15.12, в состав которого входит, помимо прочего, квартал 2Б Родниковского участкового лесничества Белореченского лесничества, что подтверждено сообщениями Управления Росреестра по Краснодарскому краю, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю, информацией Министерства природных ресурсов Краснодарского края.
В свою очередь, границы населенных пунктов Родниковского сельского поселения Белореченского района установлены оспариваемым в части Генеральным планом.
По сообщению филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Краснодарскому краю" от 14 ноября 2022 года исх. N 28-19476-ВА/22 координатные описания границ населенных пунктов муниципального образования Родниковское сельское поселение Белореченского района внесены в ЕГРН:п. Родники 31 января 2018 года, п. Восточный 11 декабря 2014 года, х. Грушевый 9 сентября 2013 года, 9 сентября 2013 года, п. МТФ N 1 колхоза им. Ленина 12 декабря 2014 года, п. МТФ N2 колхоза им. Ленина 12 декабря 2014 года, х. Подгорный 12 декабря 2014 года, х. Приречный 14 декабря 2014 года, п. Садовый 10 декабря 2013 года, п. Степной 13 ноября 2014 года.
Также внесение в ЕГРН границ Родниковского сельского поселения департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края в 2018 году с учетным номером N, администрацией Родниковского сельского поселения (п. Родники учетный номер N от 6 октября 2009 года, п. Восточный учетный номер N от 11 декабря 2014 года, х. Грушевый учетный номер N от 9 сентября 2013 года, п. МТФ N 1 колхоза им. Ленина учетный номер N от 12 декабря 2014 года, п. МТФ N2 колхоза им. Ленина учетный номер N от 11 декабря 2014 года, х. Подгорный учетный номер N от 12 декабря 2014 года, х. Приречный учетный номер N от 14 декабря 2014 года, п. Садовый учетный номер N от 10 декабря 2013 года, п. Степной учетный номер N от 13 ноября 2014 года) и их соответствия границам, установленным Генеральным планом Родниковского сельского поселения, утвержденным решением Совета Родниковского сельского поселения от 30 августа 2011 года N 113, подтвержден информацией администрации муниципального образования Белореченский район Краснодарского края от 9 ноября 2022 года исх. N 16-06/2963, от 11 ноября 2022 года исх. N 17-15/2151. При этом, границы населенных пунктов Родниковского сельского поселения Белореченского района, установленные в результате изменений в данный Генеральный план, утвержденный решением Совета муниципального образования Белореченский район от 9 июня 2022 года N 373, в ЕГРН до настоящего времени не внесены.
Таким образом, в ходе разбирательства установлено, что утвержденные оспариваемым Генеральным планом границы населенных пунктов Родниковского сельского поселения Белореченского района и установленные по материалам лесоустройства границы Белореченского лесничества внесены в ЕГРН.
Указанные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения настоящего дела, существовали на дату вынесения судом перовой инстанции обжалуемого решения, однако были оставлены без какой-либо правовой оценки.
В рамках апелляционного производства в ходе мероприятий, осуществленных филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю по совмещению данных границ, внесенных в ЕГРН, установлено следующее частичное наложение границ Белореченского лесничества с границами населенных пунктов Родниковского сельского поселения Белореченского района: п. Восточный площадь пересечения - 53351, 122 кв.м, х. Грушевый площадь пересечения -10460, 056 кв.м, п. Садовый площадь пересечения - 328031, 4 кв.м, х. Подгорный площадь пересечения - 4706, 318.
В ходе мероприятий, осуществленных Департаментом лесного хозяйства по Южному Федеральному округу и ФГБУ "Рослесинфорг", установлено по результатам графического совмещения границ материалов лесоустройства с границами населенных пунктов муниципального образования Родниковское сельское поселение Белореченского района частичное наложение границ населенного пункта х. Погорный, п. Садовый и границ находящихся в федеральной собственности земельных участков из состава земель лесного фонда Пшехского участкового лесничества Белореченского лесничества Краснодарского края - квартал 74 часть выдела 7, площадь пересечений 4706, 00 кв.м, квартал 78, выдел 27, часть выдела 32, 29, 30, 33, 28, 26, 5, 6, 7 площадь наложения 327918, 00 кв.м. По результатам графического совмещения границ лесного фонда Белореченского лесничества, установленных приказом N 108 от 5 марта 2022 года, с границами населенных пунктов муниципального образования Родниковское сельское поселение Белореченского района с учетом изменений, внесенных решением Совета муниципального образования Белореченский район от 9 июня 2022 года N 373, установлено частичное наложение границ населенного пункта х. Грушевый, х. Подгорный, п. Восточный и границ находящихся в федеральной собственности земельных участков из состава земель лесного фонда Пшехского участкового лесничества Белореченского лесничества Краснодарского краях: квартал 52А, части выделов 1, 2, 5.8, 9, 10, квартал 75Г, части выдел 1, 2, 3, 4 площадь пересечения 11949, 04, квартал 74Г, часть выдела 7, площадь пересечения 15, 70 кв.м, из состава земель лесного фонда Родниковского участкового лесничества Белореченского лесничества Краснодарского краях: квартал 16Б, части выделов 1, 2 площадь пересечения 3831, 57 кв.м.
Следует отметить, что установленные филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю результаты совмещения внесенных в ЕГРН координат границ населенных пунктов и лесных участков, совпадают с результатами графического совмещения ФГБУ "Рослесинфорг" границ материалов лесоустройства с границами населенных пунктов, и подтверждают обоснованность заявленных административных исковых требований по причине наличия наложения земель лесного фонда и населенных пунктов Родниковского сельского поселения. При этом, в связи с установленными обстоятельствами, принимая во внимания характер спорных правоотношений, судебная коллегия не находит оснований для назначения по делу повторной судебной землеустроительной экспертизы, ходатайств об этом лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Таким образом, доводы Россельхоза о том, что в границы населенных пунктов Родниковского сельского поселения вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, подтверждаются перечисленными выше доказательствами, надлежащего опровержения которым не представлено.
Учитывая изложенное и имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, отвечающие требованиям статьи 84 КАС РФ, свидетельствующие о частичном наложении внесенных в ЕГРН на основании Генерального плана в редакции решения от 13 августа 2011 года N 113 границ населенных пунктов Родниковского сельского поселения Белореченского района и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков Белореченского лесничества, установленных в рамках государственного задания на основании материалов лесоустройства, государственного лесного реестра и утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 108 от 5 марта 2022 года, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в данном случае при включении в границы населенных пунктов Родниковского сельского поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Белореченского лесничества, посредством установления и изменения границ населенных пунктов необходимо было обеспечить процедуру согласования проекта Генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, отсутствие положительного заключения Рослесхоза, подготовленного в рамках предусмотренного статьей 25 ГрК РФ согласования проекта документа территориального планирования, свидетельствует о существенном нарушении порядка принятия Генерального плана.
Ссылки административного ответчика в возражениях на то, что границы лесного фонда до их внесения 5 марта 2022 года в ЕГРН не имели уточненных поворотных точек, были ориентировочными и приблизительными, что не позволяет признать установленным факт наложения таких земель в результате принятия решения от 30 августа 2011 года N 113, опровергаются установленными по делу обстоятельствами и материалами дела.
В силу части 2 статьи 69 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Доводы возражений представителя муниципального образования Родниковского сельского поселения и Совета Родниковского сельского поселения Лень М.В. о том, что единственным надлежащим доказательством наложения земель населенных пунктов на участки лесного фонда в настоящем деле является заключение судебной землеустроительной экспертизы, а сведения ЕГРН и Рослесхоза актуальны на 2022 год и не учитывают постановление главы города Белореченска Краснодарского края от 29 апреля 1999 года о передаче Белореченскому лесничеству земельного участка площадью 468 га во временное пользование сроком на пять лет, об освобождении от необходимости согласования проекта Генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не свидетельствуют, поскольку право собственности Российской Федерации на лесные участки подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права, материалами государственного лесного реестра, вышеприведенными сведениями ЕГРН, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28 августа 2018 года по делу N А32-19717/2017. В связи с этим вопрос о включении лесных участков в земли населенных пунктов должен был решаться с согласия Федерального агентства лесного хозяйства.
Также следует отметить, что вопросы об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенного пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
По этому же основанию подлежат отклонению и доводы представителя муниципального образования Родниковского сельского поселения и Совета Родниковского сельского поселения о наличии на спорных территориях принадлежащих на праве собственности физическим и юридическим лицам земельных участков.
С учетом принятия Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель" указанные лица не лишены возможности защитить свои права и законные интересы иными способами, предусмотренными законодательством. Более того, по общему правилу, установленному Федеральным законом N 280-ФЗ, приведение сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в соответствие со сведениями ЕГРН, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, на которые права правообладателя или предыдущих правообладателей возникли до 1 января 2016 года.
Ссылки административного ответчика в возражениях на то, что административным истцом не доказано нарушение его прав решением от 30 августа 2011 года N 113, нельзя признать состоятельными, поскольку в ходе разбирательства по делу установлено, что при подготовке проекта Генерального плана названного муниципального образования не соблюдена предусмотренная статьей 25 ГрК РФ процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ земель населенного пункта и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, что влечет нарушение прав собственника земель лесного фонда и наличие оснований для признания решения от 30 августа 2011 года N 113 не действующим в части.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Федерального агентства лесного хозяйства заслуживают внимания, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 2 и пункта 3 части 3 статьи 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения о признании недействующим решения от 30 августа 2011 года N 113 в части включения в границы населенных пунктов муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края земельных участков, расположенных на землях лесного фонда Родниковского и Пшехского участковых лесничеств Белореченского района Краснодарского края:
- Пшехское участковое лесничество квартал 74 часть выдела 7, квартал 78 выдел 27, части выделов 32, 29, 30, 33, 28, 26, 5, 6, 7, квартал 74 Г (374) часть выдела 7, квартал 52А части выделов 1, 2, 5, 8, 9, 10, квартал 75Г части выделов 1, 2, 3, 4;
- Родниковское участковое лесничество квартал 16Б (116) части выделов 1, 2; квартал 2Б (102) части выделов 5-10, выделы 11-12, часть выдела 13.
В остальной части заявленных административным истцом требований надлежит отказать.
Как следует из пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку признанию недействующим в части подлежит Генеральный план, утвержденный решением Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района от 30 августа 2011 года N 113, в отношении определенной территории в связи с существенным нарушением процедуры его принятия, определяя дату, с которой необходимо признать его недействующим, судебная коллегия, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", приходит к выводу о признании его недействующим в соответствующей части со дня принятия.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 20 июня 2022 года отменить, вынести по делу новое решение, которым административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия решение Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района от 30 августа 2011 года N 113 "Об утверждении генерального плана муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края" в части включения в границы населенных пунктов муниципального образования Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края земельных участков, расположенных на землях лесного фонда Родниковского и Пшехского участковых лесничеств Белореченского района Краснодарского края:
- Пшехское участковое лесничество квартал 74 часть выдела 7, квартал 78 выдел 27, части выделов 32, 29, 30, 33, 28, 26, 5, 6, 7, квартал 74 Г (374) часть выдела 7, квартал 52А части выделов 1, 2, 5, 8, 9, 10, квартал 75Г части выделов 1, 2, 3, 4;
- Родниковское участковое лесничество квартал 16Б (116) части выделов 1, 2; квартал 2Б (102) части выделов 5-10, выделы 11-12, часть выдела 13.
В остальной части заявленных административным истцом требований - отказать.
Обязать Совет Родниковского сельского поселения Белореченского района опубликовать сообщение о принятии настоящего апелляционного определения в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района, либо разместить на сайте Совета Родниковского сельского поселения Белореченского района в сети Интернет.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.