Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Вдовиченко С.В.
судей Семеновой И.А, Стаховой Т.М, при секретаре судебного заседания - помощнике судьи Агафоновой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-1031/2022 по административному исковому заявлению Фомина Романа Юрьевича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Свердловского областного суда от 31 октября 2022 года, которым административные исковые требования Фомина Романа Юрьевича удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Фомин Р.Ю. обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20 000 руб, ссылаясь на чрезмерно длительное неисполнение решения мирового судьи судебного участка N2 Верх-Исетского судебного района г.Екатеринбурга Свердловской области от 15 сентября 2021 года по гражданскому делу N2-4978/2021, которым удовлетворены его исковые требования о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков, связанных с расходами по оплате услуг представителя по делу об административном правонарушении, судебных расходов.
В обосновании требований административным истцом указано, что до настоящего времени решение мирового судьи не исполнено по причине несвоевременного направления мировым судьей исполнительного листа и невыдачи надлежащим образом оформленной копии решения от 15 сентября 2021 года, в отсутствие которой он лишен возможности предъявить исполнительный лист к исполнению.
Решением Свердловского областного суда от 31 октября 2022 года административные исковые требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Фомина Р.Ю. присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 3 000 руб, судебные расходы в размере 3 300 руб, в том числе расходы по оплате юридических услуг в размере 3 000 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Административный ответчик Министерство финансов Российской Федерации в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять решение об отказе в удовлетворении административного иска. Полагает, что с учетом положений части 8 статьи 3 Закона о компенсации, части 4 статьи 250 КАС РФ, у административного истца не возникло право на обращение в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая положения статей 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Второго апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации.
Согласно части 4 статьи 250 КАС РФ, части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) предусмотрено, что административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Из материалов гражданского дела N2-4978/2021 следует, что вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка N2 Верх-Исетского судебного района г.Екатеринбурга Свердловской области от 15 сентября 2021 года в пользу Фомина Р.Ю. с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации взысканы убытки, связанные с расходами по оплате представителя по делу об административном правонарушении в размере 20 000 руб, судебные расходы в сумме 8 800 руб. и расходы по уплате госпошлины в размере 800, 0 руб.
04 октября 2021 года мировому судье поступило заявление от Фомина Р.Ю. от 28 сентября 2021 года о направлении ему после вступления решения мирового судьи от 15 сентября 2021 года в законную силу, его копии и исполнительного листа по делу N по указанному им адресу.
Удовлетворяя административные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что несвоевременная выдача исполнительного документа и невыдача надлежащим образом заверенной копии судебного акта являются нарушениями процедурных условий, обеспечивающих реализацию права гражданина на исполнение судебного акта в разумный срок, на дату принятия решения с даты вступления решения от 15 ноября 2021 года в законную силу истек период, продолжительность которого составила менее одного год, что дает основания для присуждения компенсации за нарушение его права на исполнение судебного акта в разумный срок.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 7 Федерального закона N229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве").
Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
При этом, к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (часть 2 статьи 242.1 БК РФ).
В пунктах 3, 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года N13 "О некоторых вопросах применения судами норм БК РФ, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" указано, что по общему правилу, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется взыскателем или его представителем, наделенным необходимыми полномочиями, в орган, исполняющий судебные акты (пункт 2 статьи 242.1 БК РФ). Суд направляет исполнительный документ на исполнение в орган, исполняющий судебные акты, только по ходатайству взыскателя либо в случаях, прямо установленных законом, независимо от ходатайства взыскателя, например, по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 3.1 статьи 353 КАС РФ абзац 4 пункта 2 статьи 242.1 БК РФ). К направляемому на исполнение в орган, исполняющий судебные акты, взыскателем либо его представителем исполнительному документу (за исключением судебного приказа) помимо иных обязательных документов прилагается копия судебного акта, на основании которого он выдан (пункт 2 статьи 242.1 БК РФ). Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 БК РФ (далее - орган, исполняющий судебные акты): финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования) и органы Федерального казначейства.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - постановление Пленума от 29 марта 2016 года N11), заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается в течение шести месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта. В случае, если производство по исполнению судебного акта не окончено, заявление о компенсации может быть подано не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта. Например, для исполнения судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений, БК РФ установлен трехмесячный срок для исполнения, исчисляемый со дня поступления в орган, уполномоченный исполнять судебный акт, надлежащим образом оформленного исполнительного документа, а также иных документов, предусмотренных законом.
В пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N11 разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N11 разъяснено, что заявление о компенсации считается поданным с нарушением порядка и сроков и подлежит возвращению, если оно подано ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта (статья 3 Закона о компенсации, статья 250 КАС РФ).
Судом установлено, что следует из административного иска и не опровергнуто административным истцом, на момент обращения Фомина Р.Ю. в Свердловский областной суд с заявлением о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, исполнительный лист по гражданскому делу N2-4978/2021 и документы, необходимые для исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства бюджета Российской Федерации, в орган, исполняющий судебный акт для исполнения Фомин Р.Ю. не предъявлял.
Фомин Р.Ю, являющий стороной по гражданскому делу, не относится к числу лиц, не имеющих право на подачу заявления компенсации, перечисленные в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N11.
Соответственно, поданное административное исковое заявление с нарушением сроков, установленных статьей 250 КАС РФ, являлось основанием для возвращения административного искового заявления (часть 1 статьи 254 КАС РФ, пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N11).
Согласно части 2 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
В силу пункта 4 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.
При изложенных обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для разрешения административного искового заявления по существу, в связи с чем принятое решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а административный иск - оставлению без рассмотрения.
В силу части 3 статьи 197, части 4 статьи 254 КАС РФ оставление без рассмотрения заявления о компенсации не является препятствием для повторного обращения в суд с таким заявлением после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления его без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского областного суда от 31 октября 2022 года отменить.
Административное исковое заявление Фомина Романа Юрьевича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок - оставить без рассмотрения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.