Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Захаровой С.В. и Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2315/2021 по иску Долова Михаила Юрьевича к акционерному обществу Авиационная компания "РусЛайн" о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов
по кассационной жалобе Долова М.Ю. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 1 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 7 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, выслушав объяснения представителя истца Долова М.Ю. - Нестеровой Ю.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения по жалобе представителя ответчика АО АК "РусЛайн" Найденовой Н.Н, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Долов М.Ю. обратился в суд с иском к АО АК "РусЛайн" о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск в размере 1 160 616 руб, выплаты за время ожидания вылета вовне базовом аэропорту, между полетными сменами в размере 975 369 руб. 89 коп, суточных за период с 30.06.2019 по день увольнения в размере 174 900 руб. 56 коп, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере 245 608 руб. 72 коп, районного коэффициента в размере 336 125 руб. 54 коп, компенсации морального вреда в размере 192 300 руб. 90 коп, расходов на оплату услуг представителя в размере 150 000 руб, за проведение внесудебной экспертизы в размере 50 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что в период с 29.02.2012 по 09.12.2020 он работал в организации ответчика в должности бортпроводника на основании трудового договора. С момента заключения трудового договора ответчик помимо ежегодного основного оплачиваемого отпуска 28 календарных дней, не предоставлял ему дополнительный отпуск, предусмотренный приказом МГА СССР от 13.03.1986 N 50 "О переиздании Правил предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях", а также не выплачивал компенсацию за неиспользованный дополнительный отпуск. При расторжении договора такая компенсация ему также не была выплачена. Таким образом, за ответчиком образовалась задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 1 160 616 руб. Кроме того, в период трудовой деятельности и после, ответчик не произвел выплаты за время ожидания вылета вовне базовом аэропорту, между полетными сменами, в связи с чем за период с 06.22.2019 по 09.12.2020 образовалась задолженность в размере 975 369 руб. 89 коп. Также не была произведена выплата суточных, начиная с 30.09.2019 по день увольнения, размер которых составил 174 900 руб. 56 коп. Кроме того полагает, что имеет право на выплату районного коэффициента за период с 03.09.2013 по 16.12.2016, поскольку он проводил небольшую часть работы в г. Екатеринбурге, г. Сыктывкаре, г. Красноярске, г. Нарьян-Маре, г. Йошкар-Оле, которые имеют особые климатические условия.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 1 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 7 сентября 2022 г, в удовлетворении исковых требований Долова М.Ю. отказано.
В кассационной жалобе истец Долов М.Ю. просит принятые по делу судебные постановления отменить, как незаконные и необоснованные. В обоснование несогласия с судебными постановлениями указывает на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела; судом при разрешении требований были неправильно применены нормы материального права.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательство м и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч.4 ст.8 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (ч.1 ст.9 Трудового кодекса РФ).
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ч.2 ст.9 Трудового кодекса РФ).
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Согласно ст.21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.
В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату.
В силу ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса РФ, абз. 5 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии с ч. 2 ст. 329 Трудового кодекса РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.
Статьей 100 Трудового кодекса РФ установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 115 Трудового кодекса РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно ст. 116 Трудового кодекса РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно ст. 118 Трудового кодекса РФ отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 13 марта 1986 г. N 50 утверждены Правила предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях (далее - Правила), которые действуют в редакции Указания Министерства гражданской авиации СССР от 02 ноября 1989 г. N 536/у. Согласно преамбуле Правил дополнительный отпуск за работу в особых условиях предоставляется работникам гражданской авиации сверх основного отпуска в 12 рабочих дней определенной продолжительности. В пунктах 1, 4 - 19 Правил перечислены работники, имеющие право на предоставление дополнительного отпуска, указаны условия предоставления отпуска и его продолжительности. В частности, бортпроводникам предоставляется при числе часов налета за рабочий год от 50 до 100 часов продолжительность дополнительного отпуска составляет 6 рабочих дней, от 101 до 200 часов -12 рабочих дней, от 201 до 300 часов -18 рабочих дней, от 301 до 400 часов - 24 рабочих дня, от 401 до 500 часов - 30 рабочих дней, свыше 500 часов - 36 рабочих дней.
В соответствии с пунктом 23 указанных правил работникам летного состава, в том числе бортоператорам и бортпроводникам, основной и дополнительный отпуск за работу в особых условиях предоставляются только в натуре, кроме случаев увольнения их из системы Министерства гражданской авиации. В этих случаях за неиспользованный отпуск выплачивается компенсация.
Указанные Правила являлись предметом проверки в порядке нормоконтроля Верховным Судом Российской Федерации, который решением от 30.01.2013 N АКПИ12-1305 установил, что до принятия соответствующего нормативного правового акта на территории Российской Федерации продолжают действовать положения Правил о круге лиц, имеющих право на предоставление дополнительного отпуска за работу в особых условиях. Указанные в пунктах 1, 4 - 19 Правил дни дополнительного отпуска в рабочих днях подлежат переводу в календарные дни по режиму шестидневной рабочей недели.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Долов М.Ю. 29.02.2012 был принят на работу в ЗАО Авиационная компания "РусЛайн" на должность бортпроводника CRJ-100/200 второй категории, с должностным окладом в размере 6 500 руб. 00 коп. в соответствии с трудовым договором N 56-РЛ/12 от 29.02.2012.
Дополнительным соглашением от 03.09.2013 трудовой договор изложен в новой редакции, согласно которой истец принят на должность бортпроводника 2 категории службы бортпроводников в летный департамент.
Дополнительным соглашением к трудовому договору N 2 от 28.02.2014 истец принят на должность бортпроводника службы бортпроводников летного департамента с установлением должностного оклада в размере 7 000 руб.
Дополнительным соглашением к трудовому договору N 3 от 31.12.2014 место работы истца с учетом характера работы установлено - Обособленное подразделение (ОП) в г. Екатеринбурге ЗАО АК "РусЛайн".
Дополнительным соглашением к трудовому договору N 4 от 28.04.2015 место работы истца, с учетом характера работы, установлено в г. Москве, с установлением должностного оклада в размере 15 000 руб.
Дополнительным соглашением к трудовому договору N 5 от 29.12.2016 трудовой договор с 01.01.2017 изложен в новой редакции, а также согласовано применение в полном объеме и в рамках действующих трудовых отношений условий системы оплаты труда, предусмотренных Положением об оплате труда работников ЗАО АК "РусЛайн" в отношении должностного оклада и компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера", утвержденного Приказом N 261/1-од от 31.10.2016 от имени работодателя.
Согласно п. 4.1, п. 4.2 трудового договора работнику устанавливается 40-часовая рабочая неделя, рабочее время и время отдыха регламентируется действующими у работодателя системой нормативов полетного и рабочего времени и времени отдыха членов летного и кабинного экипажей воздушного судна в соответствии с частью А главы 2 Руководства по производству полетов ЗАО АК "РусЛайн", а также Правилами внутреннего трудового распорядка. ЗАО АК "РусЛайн". Подписанием трудового договора работник соглашается с тем, что ознакомлен с указанными локальными актами.
Согласно п. 4.3, п. 4.4 трудового договора работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Работнику предоставляются дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска: - за работу в особых условиях согласно локальному нормативному акту работодателя и в соответствии с действующим трудовым законодательством; - за работу с вредными условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест/специальной оценки условий труда рабочего места. Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска определяется трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 04.07.2017 в связи с переименованием работодателя в преамбуле трудового договора наименование работодателя изменено на Акционерное общество Авиационная компания "РусЛайн" (АО АК "РусЛайн").
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 22.07.2019 место работы истца установлено - г. Калуга, ул. Взлетная, д. 46 оф. 204.Дополнительным соглашением к трудовому договору от 30.04.2020 истец с 01.05.2020 переведен на постоянное место работы на должность Бортпроводника в Летный департамент, службу бортпроводников, группу бортпроводников N 2, с должностным окладом в размере 15 000 руб. в месяц, с компенсационной доплатой за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, имеющий класс вредности 3.1 в размере 4 % от должностного оклада.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.06.2020 истцу установлена ежемесячная надбавка за качество работы в размере 18 000 руб. в соответствии с показателями оценки качества работы работника, указанному в Приложении к трудовому договору.
09.12.2020 приказом N 184-к от 09.12.2020 трудовой договор от 29.02.2012 расторгнут с по инициативе работника в соответствии с п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, по инициативе работника.
Судом первой инстанции установлено, что начисленная заработная плата за весь период истцу была выплачена в полном объеме, а также в полном объеме произведена выплата всех денежных средств, полагающихся к выплате работнику при увольнении, что подтверждается расчетными листками.
Так, Положением об оплате труда работников, утвержденного приказом заместителя руководителя финансово-экономического департамента - начальника планово-экономического отдела от 31.10.2016 N 261-ОД, установлен порядок начисления и выплаты заработной платы, начисляемой работникам ЗАО АК "РусЛайн".
Пунктом 2.2 Положения установлено, что настоящее Положение устанавливает оплату труда работников с учетом специфики организации труда и его оплаты в Компании.
Согласно п. 2.3 Положения оплата труда работников осуществляется по сдельно-повременной системе (для летного состава и бортпроводников) и повременной (для другого кадрового состава) по должностным окладам и прогрессивным часовым ставкам в соответствии со штатным расписанием, утвержденным в Компании. По распоряжению работодателям работникам могут производиться компенсационные и стимулирующие выплаты по результатам работы.
Согласно п. 2.6 Положения заработная плата работников Компании в соответствии с ч.1 ст. 129 Трудового кодекса РФ и настоящего Положения формируется из должностного оклада и персональной надбавки работника, выплат, связанных с оплатой полетных часов для отдельных категорий работников, компенсационных выплат (доплат), связанных с особым режимом работы и условиями труда, стимулирующих и/или поощрительных надбавок, связанных с ростом профессионального мастерства, индивидуальные достижения и степенью участия в достижении установленных показателей результатов работы, единовременных и социальных выплат, направленных на оказание материальной поддержки работникам.
Согласно п.2.9 Положения размер выплат, связанных с оплатой полетных часов отдельных категорий работников Компании рассчитывается в соответствии с Регламентом начисления выплат, связанных с оплатой полетных часов отдельным категориям работников РИ-6000-01-02.
Согласно п. 2.10 Положения размер компенсационных выплат (доплат), связанных с особым режимом работы и условиями труда регулируются Трудовым кодексом РФ, Постановлениями Правительства РФ, приказами Генерального директора Компании и рассчитывается в соответствии с Регламентом начисления и выплаты работникам ЗАО АК "РусЛайн" премий и поощрительных выплат РИ-6000-01-03.
Пунктом 2.2.2 Руководства по производству полетов АО АК "РусЛайн" установлено, что нормальная продолжительность бортпроводников не может превышать 40 часов в неделю. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа не может превышать 8 часов. Исключением являются случаи применения суммированного учета рабочего времени, установленные пунктом настоящего Положения.
Согласно п. 2.2.4 Руководства привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия члена экипажа в случаях, предусмотренных ст. 99 Трудового кодекса РФ. В других случаях привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия члена экипажа и с учетом мнения представителей работников для выполнения транспортных полетов. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого члена экипажа 4 часов сверх установленной продолжительности полетной смены в течение двух дней подряд за исключением случаев, предусмотренных п.2.20, 20 часов в месяц и 120 часов в год. При этом продолжительность полетной смены с учетом времени сверхурочных работ не может превышать максимально допустимую продолжительность полетной смены, установленной п.2.6 настоящего Руководства. Исключением являются случаи, предусмотренные п.2.20 Руководства.
Согласно п. 2.5.2 Руководства, время работы члена экипажа на земле между полетными сменами включает: - время прохождения предварительных подготовок к полетам, разборов полетов, профессиональной учебы в подразделении и в АУЦ, тренировки на тренажерах, проверки знаний, оформления полетной и другой служебной документации, изучения документов, регламентирующих организацию, обеспечение и выполнение полетов, прохождение ВЛЭК, переезд (перелет) к месту начала выполнения полета; - время дежурства и пребывания в резерве; - время пребывания по заданию (распоряжению) во внебазовом аэропорту в целях продолжения выполнения задания на полет (далее - время ожидания вылета во внебазовых аэропортах между полетными сменами); - время погрузки и выгрузки воздушных судов; - время выполнения иных трудовых обязанностей, не связанных с выполнением задания на полет. Время начала и окончания работы на земле, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
Согласно п. 2.9.1 Руководства время ожидания вылета (отправления) во внебазовом аэропорту между полетными сменами включается в рабочее время в размере одного часа за каждые четыре часа времени ожидания. Во время ожидания вылета (отправления) во внебазовом аэропорту между полетными сменами не включается время еженедельного отдыха, предусмотренное полетным заданием.
Как следует из п.5 Положения "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 21.11.2005 N 139, рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит: - времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами, времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя.
Пунктом 13 Положения предусмотрено, что член экипажа может быть привлечен к выполнению работы на земле после завершенной полетной смены не ранее окончания времени ежедневного отдыха, установленного пунктами 55, 56, 57, 49 настоящего Положения, и не позднее 12-часового периода отдыха перед началом очередной полетной смены.
Согласно п. 14 Положения устанавливает, время работы члена экипажа на земле между полетными сменами включает время пребывания по заданию (распоряжению) работодателя во внебазовом аэропорту в целях продолжения выполнения задания на полет (далее - время ожидания вылета во внебазовых аэропортах между полетными сменами) в размере, установленном п. 27 настоящего Положения.
В соответствии с п. 27 Положения время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами включается в рабочее время в размере одного часа за каждые четыре часа времени ожидания. Во время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами не включается время еженедельного отдыха, предусмотренное полетным заданием.
Время задержки вылета исчисляется от времени вылета, установленного заданием на полет, до фактического времени вылета (пункт 28 Положения).
Согласно п. 52 Положения отдыху члену экипажа соответствует непрерывный период времени на земле, в течение которого член экипажа свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое не может использовать по своему усмотрению.
Пунктами 55, 56, 57 и 59 Положения установлен порядок предоставления члену экипажа ежедневного отдыха (отдыха между полетными сменами).
Выходные дни члена экипажа должны быть оформлены записью в задании на полет (пункт 62).
Разрешая спор по существу, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из того, что ожидание обратного рейса при размещении в гостинице или специальном помещении для отдыха представляет собой рабочее время в пределах полетной смены, тогда как в пункте 27 Положения об особенностях рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации речь идет о рабочем времени между полетными сменами. При этом время отдыха не является временем ожидания во внебазовом аэропорту и не учитывается как рабочее время, так как член экипажа в этот период времени не может быть привлечен к выполнению полетного задания без предоставления ему обязательного междусменного отдыха.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами и правовым обоснованием согласилась, дополнительно указав на обоснованность выводов суда первой инстанции о том, что время нахождения во внебазовом аэропорту в целях продолжения задания на полет, за вычетом послеполетного отдыха (которое разнится от 10 до 16 часов, в зависимости от продолжительности выполненного рейса, как указано в Приложении 6 к Положению), и 12-ти часового предполетного отдыха, включается в размере 25% в месячное рабочее время. Указанное положение содержится в Руководстве по производству полетов АО АК "РусЛайн" и обязательно к применению при расчете рабочего времени членов экипажа.
Из материалов дела, в том числе табеля учета рабочего времени, справки налета, летной книжки, следует, что время пребывания/ожидания истца во внебазовых аэропортах (с момента окончания ежедневного отдыха после завершения полетной смены и до начала 12 часового периода отдыха перед началом очередной полетной смены) в спорный период времени учитывалось работодателем в табеле учета рабочего времени, истец работал в режиме суммированного учета рабочего времени, продолжительность рабочего и полетного времени при выполнении полетов за спорный период в отношении истца не превышалась, заработная плата в спорный период времени выплачивалась истцу в установленном размере в соответствии с произведенным работодателем учетом рабочего времени, что подтверждается расчетными листками на выплату заработной платы. Доказательств обратного суду не представлено.
Разрешая заявленные требования истца в части доначисления заработной платы за часы ожидания во внебазовых аэропортах, суд первой инстанции руководствовался табелями учета рабочего времени и летной книжкой Долова М.Ю. за период с 22.08.2012 по 13.06.2019, и пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.
Требования истца в части взыскания невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск оставлены судом без удовлетворения, поскольку, как следует из представленных документов и пояснений сторон, Долову М.Ю. за отработанное рабочее время в период с 29.02.2012 по 09.12.2020 полагался основной отпуск в количестве 224 календарных дня и дополнительный отпуск в количестве 91 дня, который и был предоставлен, что подтверждается приказами об отпуске и не оспаривалось истцом. При этом суд учел положения Приказа от 30.06.2017 N 115/1-ОД с 01.07.2017 и то, что компенсация за неиспользованный отпуск составила 22 календарных дня. Предоставленные отпускные дни оплачивались работодателем в установленном законом порядке, доказательств обратного суду не представлено. Судебная коллегия также согласилась с выводом суда о том, что расчет отпускных дней основного отпуска и дополнительного отпуска работодателем произведен верно.
Разрешая требования истца по оплате суточных, суд указал на недостаточность доказательств, подтверждающих нарушение порядка оформления командировок Долова М.Ю. и неполную оплату командировочных расходов, с чем судебная коллегия также согласилась, указав следующее.
В соответствии со ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу ст. ст. 316, 317 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, а также порядок их применения для расчета заработной платы устанавливается Правительством РФ.
В силу положений ч. 1 ст. 423 Трудового кодекса РФ подлежат применению районные коэффициенты и процентные надбавки, установленные органами государственной власти бывшего Союза ССР, постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС.
Судебная коллегия отметила, что истцом заявлены требования о взыскании районного коэффициента за полеты в период с 03.09.2013 по 16.12.2016, в г. Екатеринбурге, г. Сыктывкаре, г. Красноярске, г. Нарьян-Маре, г. Йошкар-Оле, которые имеют особые климатические условия. Однако, судом первой инстанции установлено, что истцу начислялись компенсационные доплаты и стимулирующие доплаты, в том числе за налеты в перечисленные города, что истцом не оспаривалось в ходе рассмотрения настоящего дела. В свою очередь, город Екатеринбург не входит в перечень городов, относящихся к территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Таким образом, судебная коллегия сочла правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании районного коэффициента.
Также, рассматривая заявление представителя ответчика о пропуске истцом предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса РФ срока на обращение в суд, суд первой инстанции пришел к выводу о его пропуске истцом без уважительных причин и исходил из того, что о взыскании задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за спорные периоды истец обратился лишь 18.02.2021, то есть по требованиям о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 29.02.2012 по февраль 2019 года и требованиям о взыскании районного коэффициента с пропуском годичного срока, что также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований. Обстоятельств уважительности причин пропуска срока судом не установлено.
Судебная коллегия указала на несостоятельность довода истца о том, что срок не пропущен, поскольку иск в Зюзинский районный суд г. Москвы подан им 18.02.2021, а нарушение является длящимся, поскольку о несоответствии размера оплаты труда в период с 29.02.2012 по февраль 2019 года истец должен был узнавать ежемесячно, при получении начисленной ему заработной платы.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку кассационный суд общей юрисдикции при проверке законности судебных постановлений имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (статья 379.6, часть 3 статьи 390 ГПК РФ).
Исследование и оценка доказательств, а также установление и оценка фактических обстоятельств дела относятся к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с этим доводы заявителя не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке. Нарушений норм процессуального законодательства при оценке судами доказательств не установлено.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела само по себе основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу, не является.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 1 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 7 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Долова Михаила Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.