Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вишняковой Н.Е., Судей фио, фио, При помощнике Егоровой А.Е., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишняковой Н.Е. гражданское дело N 2-2979/2022 по апелляционной жалобе ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Басманного районного суда адрес от 01 августа 2022 года, которым постановлено:
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации произвести текущий ремонт здания АЗС инвентарный N 20, 1963 г. постройки, общей площадью 21 кв.м, расположенного по адресу: адрес (военный городок N 1) согласно акту
N 1/20/2021-О общего осеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда от 20.09.2021, а также заявочному перечню объектов казарменно-жилищного фонда жилищно-коммунальной службы N 3 (адрес) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации (по адрес) требующих текущего ремонта (по итогам осеннего осмотра 2021 г.), а именно ремонт кровли, цоколя, фасада, отмостков, системы водоотведения, замену деревянных оконных и дверных блоков, внутренние отделочные работы и электромонтажные работы.
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Краснодарского гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации об обязании произвести текущий ремонт здания, мотивируя свои требования тем, что военной прокуратурой Краснодарского гарнизона с привлечением специалистов проведена проверка исполнения должностными лицами ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве при эксплуатации здания АЗС инвентарный N 20, 1963 г. постройки, общей площадью 21 кв.м, расположенного по адресу: адрес (военный городок N 1) (далее по тексту - Объект).
20.09.2021 комиссией ЖКС N 3 произведен осмотр Объекта, технического состояния основных конструкций, оборудования, элементов примыкающей территории, о чем составлен акт N 1/20/2021-О. На основании результатов осмотра комиссия указала, что Объект находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в текущем ремонте, в связи с чем должностными лицами ЖКС N 3 Объект внесен а заявочный перечень объектов казарменно-жилищного фонда ЖКС N 3, требующих текущего ремонта (по итогам осеннего осмотра 2021 г.).
Согласно акту N 1/20/2021-О общего осеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда от 20.09.2021, а также заявочному перечню объектов казарменно-жилищного фонда ЖКС N 3, требующих текущего ремонта (по итогам осеннего осмотра 2021 г.) на Объекте необходимо произвести следующие работы: ремонт кровли, цоколя, фасада, отмостков, системы водоотведения; замену деревянных оконных и дверных блоков; внутренние отделочные работы; электромонтажные работы.
По аналогичным нарушениям военной прокуратурой гарнизона осуществлялось прокурорское реагирование в адрес ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, вместе с тем, указанные нарушения до настоящего времени не устранены.
В этой связи истец просил обязать ответчика произвести текущий ремонт здания АЗС инвентарный N 20, 1963 г. постройки, общей площадью 21 кв.м, расположенного по адресу: адрес (военный городок N 1) согласно акту N 1/20/2021-О общего осеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда от 20.09.2021, а также заявочному перечню объектов казарменно-жилищного фонда жилищно-коммунальной службы N 3 (адрес) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации (по адрес) требующих текущего ремонта (по итогам осеннего осмотра 2021 г.), а именно: ремонт кровли, цоколя, фасада, отмостков, системы водоотведения, замену деревянных оконных и дверных блоков, внутренние отделочные работы и электромонтажные работы.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом в установленном законом порядке, представил отзыв на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, в своей апелляционной жалобе просит ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Стороны на заседание судебной коллегии не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с подпунктами 6-8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно- технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, о также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Статьей 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
В силу положений частей 3 и 4 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, является функцией государства и предусматривает: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, предусмотрено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В судебном заседании установлено, в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
В соответствии с п. 3 данного приказа, основной целью деятельности учреждения определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Военной прокуратурой Краснодарского гарнизона с привлечением специалистов проведена проверка исполнения должностными лицами ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве при эксплуатации здания АЗС инвентарный N 20, 1963 г. постройки, общей площадью 21 кв.м, расположенного по адресу: адрес (военный городок N 1).
На основании приказа Минобороны России от 02.03.2017 N 155 и акта приема-передачи N ЮВО/ЖКО N 5/1ЖКС N 1-45 от 03.04.2017 названный объект казарменно-жилищного фонда передан жилищно-коммунальной службе N 3 (адрес) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации (по адрес) на техническое обслуживание.
20.09.2021 комиссией ЖКС N 3 произведен осмотр Объекта, технического состояния основных конструкций, оборудования, элементов примыкающей территории, о чем составлен акт N 1/20/2021-О. На основании результатов осмотра комиссия указала, что Объект находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в текущем ремонте, в связи с чем должностными лицами ЖКС N 3 Объект внесен а заявочный перечень объектов казарменно-жилищного фонда ЖКС N 3, требующих текущего ремонта (по итогам осеннего осмотра 2021 г.).
Согласно акту N1/20/2021-О общего осеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда от 20.09.2021, а также заявочному перечню объектов казарменно-жилищного фонда ЖКС N 3, требующих текущего ремонта (по итогам осеннего осмотра 2021 г.) на Объекте необходимо произвести следующие работы: ремонт кровли, цоколя, фасада, отмостков, системы водоотведения; замену деревянных оконных и дверных блоков; внутренние отделочные работы; электромонтажные работы.
По аналогичным нарушениям военной прокуратурой гарнизона осуществлялось прокурорское реагирование в адрес ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, вместе с тем, указанные нарушения до настоящего времени не устранены.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что здание АЗС N20 нуждается в текущем ремонте, ответчик, в нарушение требований законодательства, действия по ремонту не производят, ненадлежащим образом осуществляют обязанности по содержанию имущества.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке ст. 67 ГПК Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что заявленные исковые требования не направлены на защиту неопределенного круга лиц, отклоняется судебной коллегией.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре РФ" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Как следует из ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Неудовлетворительное техническое состояние здания АЗС N20 создает угрозу жизни и здоровью военнослужащих и работников, осуществляющих свою деятельность.
Таким образом, военный прокурор вправе был обратиться в суд с заявленными требованиями.
Доводы апелляционной жалобы представителя ФГБУ адрес РФ о том, что указанное учреждение проводит капитальный ремонт только тех объектов, которые переданы ему на праве оперативного управления, здание же АЗС N20 в оперативное управление учреждения не передавалось, являются несостоятельными.
Положениями пункта 2 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Минобороны России от 30.12.2017 N 860 предусмотрено, что коммунально-эксплуатационное обеспечение направлено на поддержание боевой и мобилизационной готовности воинских частей, создание условий для комфортного пребывания личного состава, проведение мероприятий боевой готовности, военно-политической работы, других мероприятий повседневной деятельности.
Коммунально-эксплуатационное обеспечение - вид материально- технического обеспечения (в пределах доведенных лимитов на эти цели), включающий в себя техническое обслуживание, санитарное содержание, текущий ремонт материально-технической базы Вооруженных Сил, снабжение ее электрической и тепловой энергией, водоснабжением и водоотведением, природным марка автомобиля (включая сжиженный), а также закупку: мебели, инвентаря, материалов (в том числе строительных) и оборудования, необходимых в процессе эксплуатации материально-технической базы Вооруженных Сил; многолетних насаждений (деревьев, кустарников, озеленительных и декоративных насаждений, растительности у проезжей части), искусственных насаждений, объектов, предназначенных для декоративного украшения; работ по их высадке (монтажу) в целях ухода и обслуживания парков, садов, дизайна ландшафта, фасадов зданий и внутренних территорий и иных мест, находящихся на праве хозяйственного ведения и оперативного управления Вооруженных Сил; твердого котельного топлива (угля, дров), жидкого котельного топлива (мазута).
Исходя из статьи 12 Устава, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.03.2017 N 607, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России создано для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии со статьей 13 Устава, основными целями деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России являются осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры.
Так, на основании приказа Минобороны России от 02.03.2017 г. N155 и акта приема-передачи NЮВО/ЖКО N5/1 ЖКС N1-45 от 03.04.2017 г. вышеназванный объект казарменно-жилищного фонда передан жилищно-коммунальной службе 33 (адрес) филиала ФГБУ адрес РФ
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика ФГБУ адрес РФ о том, что обжалуемое решение вынесено в отношении ФГБУ адрес РФ по адрес, который расположен в адрес Дону и относится к территориальной подсудности Октябрьского районного уда адрес, основанием к отмене решения суда не являются.
Согласно п.13, 14 Устава ФГБУ адрес РФ, основными целями деятельности учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и представление коммунальных услуг в интересах РФ. Для достижения данных целей учреждение, в том числе, 4 осуществляет деятельность по ремонту электрического оборудования, производство санитарно-технических работ, электромонтажные работы, монтаж отопительных систем, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, строительные специализированные работы.
В свою очередь, МО РФ является федеральным органом исполнительном власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у ВС РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. При указанных обстоятельствах ФГБУ адрес является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям, соответственно иск подан по месту нахождения ФГБУ адрес в соответствии со ст. 28 ГПК РФ - в Басманный районный суд адрес.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда
Выводы решения суда подтверждены материалами дела, которым суд дал надлежащую оценку. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы судебного решения и направлены на иную оценку доказательств, что не является основанием для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда адрес от 01 августа 2022 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.