Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В.
и судей Рачиной К.А, Заскалько О.В, при ведении протокола помощником судьи Анцифирове В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N по адрес и адрес
на решение Симоновского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N по адрес и адрес в установлении ФИО ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, со дня возникновения права на указанную выплату с 28.04.2010.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N по адрес и адрес произвести перерасчет ФИО ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, за период с 28.04.2010 по 01.12.2020,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес об оспаривании решения, обязании произвести перерасчет выплаты. В обоснование заявленных требований указала, что осуществляет уход за ребенком инвалидом детства 1 группы фио 28 апреля 2007 г, которому 21 сентября 2007 г. впервые была установлена инвалидность и далее назначена социальная пенсия, выдано пенсионное удостоверение. В настоящее время истец не работает, осуществляет уход за ребенком инвалидом с детства 1 группы, однако социальная выплата, предусмотренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 г. N 397 и Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 установлена ей только с 01 декабря 2020 г, при том, что право на назначение указанной выплаты у нее возникло с 28 апреля 2010 г. При обращении к ответчику с заявлением о перерасчете срока начисления выплат лицу, осуществляющему уход за ребенком инвалидом детства 1 группы со дня возникновения права на такую выплату, истцу было отказано, в связи с тем, что истцом не было подано соответствующее заявление. Истец полагает, что ответ ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес противоречит нормам действующего законодательства, в связи с чем, просила суд признать незаконным отказ ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес в перерасчете ежемесячной выплаты со дня возникновения права на такую выплату, признать незаконным отказ ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес в установлении ежемесячной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, со дня возникновения права на эту выплату, обязать ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес произвести перерасчет выплаты за период с 28 апреля 2010 г. по 01 декабря 2020 г.
Представитель истца в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика - фио явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель истца - фио в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы не признала.
Истец в заседание судебной коллегии не явилась, извещена надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представитель ответчика - фио, представителя истца - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Для реализации гражданами прав на социальное обеспечение меры социальной защиты (поддержки) могут устанавливаться указами Президента Российской Федерации в пределах его полномочий, предусмотренных статьей 80 Конституции Российской Федерации.
Так, в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
В соответствии с названным указом Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 были утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами (далее - Правила от 4 июня 2007 г. N 343).
С 1 января 2013 г. ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, устанавливаются на основании Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175), о чем внесены соответствующие изменения в Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами".
Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 предусмотрено, что ежемесячные выплаты производятся к установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы пенсии в период осуществления ухода за ним (пункт 3 Указа). Ежемесячные выплаты устанавливаются на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы (пункт 5 Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 г. N 397 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее также - Правила от 2 мая 2013 г. N 397).
Пунктами 2, 3, 4 и 9 Правил от 2 мая 2013 г. N 397 определено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на адрес родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, независимо от совместного проживания с ним, органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет, и производится к установленной ребенку-инвалиду пенсии в порядке, установленном для выплаты пенсии. Ежемесячная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
В пункте 5 Правил от 2 мая 2013 г. N 397 перечислены документы, на основании которых устанавливается ежемесячная выплата. Документы, предусмотренные пунктом 5 данных правил, представляются в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии (пункт 6 данных правил в редакции, действующей до 10 марта 2021 г.)
С 10 марта 2021 г. все необходимые для установления ежемесячной выплаты документы, кроме заявлений, указанных в подпунктах "а" и "б" данных правил, запрашиваются органом, осуществляющим выплату пенсии, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, о чем указано в пункте 7 Правил от 2 мая 2013 г. N 397.
Пунктом 16 Правил от 2 мая 2013 г. N 397 установлено, что суммы назначенной ежемесячной выплаты, не выплаченные своевременно по вине органа, осуществляющего выплату пенсии, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, является мерой социальной поддержки, направленной на усиление социальной защищенности детей-инвалидов, на обеспечение полноценного ухода за ними, создание условий, позволяющих в максимальной степени компенсировать ограничения их жизнедеятельности, вызванные значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма, а также на восполнение материальных потерь для лиц, способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости ухода за ребенком-инвалидом.
По общему правилу ежемесячная выплата назначается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, на основании заявления лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также необходимых документов, представляемых этим лицом в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии ребенку-инвалиду. Ежемесячная выплата производится к пенсии, установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, данное лицо применительно к пункту 16 Правил от 2 мая 2013 г. N 397 имеет право на выплату неполученных сумм ежемесячной выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будет нарушено установленное Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455, а впоследствии Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 право неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, на ежемесячную выплату.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет должен разъяснить гражданину права ребенка-инвалида, связанные с его пенсионным обеспечением, а также право лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, на получение ежемесячной выплаты, предусмотренной для неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, производимой к установленной ребенку-инвалиду пенсии, и необходимость подачи заявления в пенсионный орган для назначения ежемесячной выплаты в целях своевременной реализации права на нее.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО является матерью фио паспортные данные
21 сентября 2007 г. фио впервые установлена инвалидность по категории "ребенок-инвалид" на срок до 01 октября 2009 г, что подтверждается справкой серии МСЭ-2006 N 0005465980, выданной Филиалом N 74 Главного бюро медико-социальной экспертизы по адрес.
Повторно инвалидность фио установлена 31 августа 2009 г. на срок до 28 апреля 2025 г. по категории "ребенок-инвалид", что подтверждается справкой серии МСЭ-2007 N 3552263, выданной Филиалом N 74 Главного бюро МСЭ по адрес.
11 февраля 2008 г. ФИО выдано пенсионное удостоверение N 0423078, подтверждающее, что она является получателем пенсии в связи с установлением инвалидности ее ребенку.
28 апреля 2010 г. истцом прекращена трудовая деятельность, что подтверждается сведениями, указанными в трудовой книжке.
ФИО обратилась в ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес по вопросу установления ей компенсационной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, за период с 2010 г. по 2020 г.
26 февраля 2021 г. ГУ-ГУ ПФР N по адрес и адрес в адрес истца был направлен ответ на обращение N Г-873-02-208/843-21, из которого следует, что ФИО с 01 декабря 2020 г. установлена ежемесячная компенсационная выплата по уходу за ребенком-инвалидом фио на основании заявления от 21 декабря 2020 г. Выплата за период с 01 декабря 2020 г. по 28 февраля 2021 г. в общей сумме сумма произведена на расчетный счет фио в феврале 2021 г. Иные заявления о назначении ежемесячной компенсационной выплаты в материалах пенсионного дела отсутствуют.
В ответе на обращение ФИО, направленном ГУ-ОПФР по адрес и адрес (от 14.07.2021 N Г-20462-19/26232), сообщено, что основания для назначения компенсационной выплаты ранее 01 декабря 2020 г. отсутствуют.
Разрешая заявленные требования, с учетом положений приведенных правовых норм, суд правильно пришел к выводу о том, что ответчиком не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что в установленном порядке территориальным органом ПФР было разъяснено право на обращение за получением компенсационной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом сразу после прекращения трудовой деятельности, в связи с чем, обоснованно удовлетворил заявленные требования истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы сделаны на основании анализа совокупности установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в том числе, записей в трудовой книжке истца.
Суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симоновского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N по адрес и адрес - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.