Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Мехрубоншоева Ш.И. - адвокатом фио на постановление судьи Черёмушкинского районного суда адрес от 27 июня 2022 года, которым
гражданин адрес Шукрихуд Иматшоевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
27 июня 2022 года в отношении гражданина адрес составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Черёмушкинский районный суд адрес, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
На указанное постановление судьи защитником Мехрубоншоева Ш.И. - адвокатом фио принесена жалоба, в которой она просит постановление судьи изменить, исключить из наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации, так как Мехрубоншоев Ш.И. на адрес имеет близких родственников, мать и родных братьев, которые являются гражданами Российской Федерации. Также защитник указала, что длительное пребывание Мехрубоншоева Ш.И. на адрес связано с его лечением.
Мехрубоншоев Ш.И. в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, обеспечил явку в суд защитника - адвоката фио, которая доводы жалобы поддержала в полном объеме, представив медицинские документы по лечению Мехрубоншоева Ш.И.
Проверив также материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния
Согласно части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до сумма прописью с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из дела следует и судьей районного суда установлено, что 27 июня 2022 года в 07 час. 40 мин. по адресу: адрес, Профсоюзная, д. 87, станция метро "Калужская", КРЛ, был выявлен гражданин адрес, который прибыв на адрес 24 августа 2021 года в порядке, не требующем получения визы, по истечении установленного срока пребывания (24 февраля 2022 года) уклонился от выезда из Российской Федерации.
Тем самым Мехрубоншоев Ш.И. нарушил пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения указанного правонарушения и виновность Мехрубоншоева Ш.И. подтверждены: рапортом полицейского от 27 июня 2022 года; протоколом об административном правонарушении от 27 июня 2022 года, составленным в отношении Мехрубоншоева Ш.И. уполномоченным должностным лицом; письменными объяснениями Мехрубоншоева Ш.И. от 27 июня 2022 года; копией паспорта гражданина адрес на имя Мехрубоншоева Ш.И.
Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, получен с соблюдением требований закона, его допустимость и достоверность сомнений не вызывает. Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления виновности Мехрубоншоева Ш.И. в совершении вмененного ему деяния.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 данного Закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Согласно статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на адрес с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через адрес, являются незаконно находящимися на адрес и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Мехрубоншоева Ш.И. по части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьёй районного суда квалифицированы правильно, обстоятельства правонарушения установлены верно.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание в виде штрафа в размере сумма назначено Мехрубоншоеву Ш.И. в пределах санкции части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с учетом характера конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и личности виновного, его имущественного положения, и, является справедливым.
Вместе с тем, имеются основания для исключения дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, указывается на то, что применение к Мехрубоншоеву Ш.И. такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации нарушает его права на семейную жизнь. В подтверждение данных доводов Мехрубоншоевым Ш.И. представлены следующие документы: свидетельство о рождении серии АА N 3270506 от 01 декабря 2001 года фио Шукрихуда Иматшоевича, паспорт гражданина Российской Федерации Мехрубоншоевы Охистамо Джонбековны, паспортные данные, серии 70 21 N 092086 с листом N 5 о регистрации в адрес, свидетельство о рождении серии АА N 4112045 от 17 апреля 1987 года фио Солехджона Иматшоевича, паспорт гражданина Российской Федерации фио Солехджона Иматшоевича серии 53 09 N 883666 с листом N 5 о регистрации в адрес, свидетельство о рождении серии АА N 4112045 от 17 апреля 1987 года фио Абдуроазика Иматшоевича, паспорт гражданина Российской Федерации фио Абдуроазика Иматшоевича серии 70 21 N 092094, - которые подтверждают родство Мехрубоншоева Ш.И. с его матерью фио и родными братьями фио и фио, и, являются гражданами Российской Федерации.
Также защитником Мехрубоншоева Ш.И. - адвокатом фио представлены медицинские документы, подтверждающие то, что Мехрубоншоев Ш.И. проходил в адрес лечение.
Указанные сведения в совокупности свидетельствуют о достаточной степени социализации Мехрубоншоева Ш.И. на адрес.
Также учитываю тот факт, что Мехрубоншоев Ш.И. ранее не привлекался к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права и на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на сферу административной ответственности.
В Постановлении от 27 июня 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N, от 13 марта 2008 года N, от 27 мая 2008 года N, от 13 июля 2010 года N, от 17 января 2013 года N 1-П и др.).
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела назначение Мехрубоншоеву Ш.И. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит разъяснениями, указанным в Постановлении от 27 июня 2013 года N 4-П Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит изменению путём исключения из него указания о назначении Мехрубоншоеву Ш.И. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Черёмушкинского районного суда адрес от 27 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина адрес Шукрихуда Иматшоевича изменить: исключить из него указание о назначении Мехрубоншоеву Ш.И. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Черёмушкинского районного суда Москвы от 27 июня 2022 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.