Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 13 января 2023 г. по делу N 33а-31/2023
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Гришина С.В. и Килярова М.Х, при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны РФ - Сутковецкой О.Ю. на решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 5 октября 2022 г, которым частично удовлетворены требования военнослужащего войсковой части 5588 старшего прапорщика Бердникова Петра Владимировича об оспаривании бездействия Министерства обороны РФ, руководителей федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") и Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (далее - Департамент строительства Росгвардии), связанного с порядком начисления доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства обороны РФ Орлова И.Н. в обоснование жалобы, судебная коллегия
установила:
Бердников П.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил бездействие Министерства обороны РФ, руководителей ФГКУ "Росвоенипотека" и Департамента строительства Росгвардии, связанное с неначислением на его именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за период с 10 марта 2009 г. по 17 июля 2018 г.
В связи с этим Бердников П.В. просил обязать ФГКУ "Росвоенипотека" произвести расчет и определить величину неначисленного дохода от инвестирования названных накоплений за указанный период, а Министерство обороны РФ и Департамент строительства Росгвардии - довести до ФГКУ "Росвоенипотека" дополнительные лимиты бюджетных денежных средств в размере суммы неначисленного инвестиционного дохода для зачисления на его именной накопительный счет.
Решением гарнизонного военного суда административный иск удовлетворен частично. Заявленные к Министерству обороны РФ и ФГКУ "Росвоенипотека" требования суд удовлетворил. В удовлетворении требований о возложении на Департамент строительства Росгвардии обязанности по перечислению денежных средств судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы указывает на то, что административным истцом пропущен предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд с заявлением, поскольку о предполагаемом нарушении своих прав ему стало известно 26 сентября 2018 г. из уведомления о включении его в реестр участников НИС.
Представитель административного ответчика обращает внимание на то, что начисление доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС, несвоевременно включенных в соответствующий реестр, законом не предусмотрено. Поскольку в оспариваемый период именной накопительный счет административному истцу открыт не был, накопления в доверительном управлении не находились, доход на них не мог начисляться.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пунктам 1 и 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках НИС, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон).
В силу пункта 14 ч. 2 ст. 9 Закона (в ред. Федерального закона от 28 июня 2011 г. N 168-ФЗ) основанием для включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, в частности, если они не воспользовались правом стать участниками накопительно-ипотечной системы, является заключение нового контракта о прохождении военной службы.
В соответствии с частями 1, 4 - 6 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются, в частности, за счет доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, а также из иных источников.
Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Пунктами 6, 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета на именных накопительных счетах участников НИС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655, установлено, что расчет накопительного взноса, подлежащего учету на именном накопительном счете участника НИС, производится с даты возникновения основания для включения этого участника в реестр НИС независимо от даты фактического включения его в указанный реестр. Расчет суммы дохода от инвестирования для учета его на именных накопительных счетах участников НИС осуществляется ежеквартально пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Бердников П.В. проходил военную службу в период с июня 2001 по июнь 2007 года, после чего был уволен с военной службы по истечении срока контракта. 10 марта 2009 г. он вновь поступил на военную службу по контракту, которую проходит в настоящее время, в том числе с октября 2021 года в войсковой части N.
По данным ФГКУ "Росвоенипотека", Бердников П.В. включен в реестр участников НИС по категории "16", как военнослужащий, поступивший в добровольном порядке на военную службу из запаса, не воспользовавшийся правом стать участником НИС.
Именной накопительный счет участника НИС открыт ему в июле 2018 года с датой возникновения основания для включения в реестр - 10 марта 2009 г, при этом учет накоплений на именной накопительный счет Бердникова П.В. и передача их в доверительное управление производится с 1 августа 2018 г, а инвестиционный доход начисляется с третьего квартала 2018 года. За период с 10 марта 2009 г. по 17 июля 2018 г. доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, передаваемых в доверительное управление, предусмотренный для участников НИС, не начислялся.
При таких обстоятельствах несвоевременное включение Бердникова П.В. в реестр участников НИС привело к начислению на его счет накоплений для жилищного обеспечения без учета дохода от их инвестирования, что препятствует реализации его жилищных прав в полном объеме.
Согласно подпункту 1 п. 10 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ.
В силу пункта 13 указанного Положения Министерство обороны РФ является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая приведенные положения нормативных правовых актов, из которых следует, что Министерство обороны РФ является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством НИС, так и защита их нарушенных прав в указанной сфере, суд первой инстанции обоснованно возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность по определению величины неначисленного на накопительный счет административного истца инвестиционного дохода, а на Министерство обороны РФ - довести дополнительные лимиты бюджетных денежных средств для зачисления на его именной накопительный счет.
Отсутствие в действующим законодательстве правовой регламентации вопроса начисления доходов от инвестирования накоплений в случае несвоевременного включения военнослужащих в реестр участников НИС не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно части 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Поскольку Бердников П.В. продолжает проходить военную службу, данных о том, что он прекратил участие в НИС, а его именной накопительный счет закрыт, стороной административного ответчика не представлено, суд первой инстанции верно указал, что административный истец до закрытия такого счета и исключения из реестра участников НИС вправе рассчитывать на зачисление недостающей суммы инвестиционного дохода и требовать устранения нарушения прав, связанных с реализацией данного правового статуса. В связи с этим оснований для применения положений ст. 219 КАС РФ не имеется.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 5 октября 2022 г. по административному исковому заявлению Бердникова Петра Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 января 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.