дело N 3а-345/2021
г. Краснодар 30.06.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В.
судей: Шелудько В.В, Русакова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи поданную 23.03.2022 кассационную жалобу ФИО7 на решение Волгоградского областного суда от 27.07.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16.11.2021 по административному делу по административному иску ФИО9 к Совету депутатов городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, Администрации городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, заинтересованное лицо - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области о признании недействующим нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, пояснения ФИО7 и его представителя - ФИО8, поддержавших кассационную жалобу, пояснения представителей Совета депутатов городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области - ФИО5 и ФИО6, просивших об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО7 обратился в суд с административным иском к Совету депутатов городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области (Совет депутатво), Администрации городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области (Администрация, Администрация поселения), в котором просил признать не вступившим в законную силу (недействующим) Устав городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области (Устав), утвержденного решением Совета депутатов N 13/137 от 18.11.2016.
В обоснование требований ФИО7 указал, что является жителем г. Ленинск Волгоградской области.
Оспариваемый акт обнародован на доске объявлений у здания, а также и в самом здании Администрации.
ФИО7 считает, порядок опубликования Устава и вступления его в законную силу нарушены, поскольку данный нормативный правовой акт в нарушение требований части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Федеральный закон N 131-ФЗ) не был опубликован в печатном издании Администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области - газета "Знамя". Кроме того, он не обсуждался на публичных слушаниях, в силу чего не имеет юридической силы и не влечет правовых последствий.
Полагает, что размещение оспариваемого нормативного акта на стендах в здании администрации не обеспечило для всех жителей муниципального образования доступ к информации.
Полагая свои права нарушенными, ФИО7 просил об удовлетворении административного иска.
Решением Волгоградского областного суда от 27.07.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16.11.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО7 просит об отмене судебных актов обеих инстанций, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права, принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
В жалобе заявитель воспроизводит доводы, изложенные в административном иске и апелляционной жалобе.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены решений судов не имеется.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции и согласившаяся с ним судебная коллегия, руководствуясь положениями статей 12, 46, части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 208, части 8 статьи 213 КАС РФ, статьи 1, статьи 7, части 2 статьи 43, пункта 6 части 1 статьи 44, частей 1, 2, 3 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ, пункта 4 статьи 30, части 2 статьи 32, части 1, 3 статья 18, частей 1, 3 статьи 18, части 2 статьи 19, пункта 1 части 1 статьи 27, части 4 статья 28, пункт 1 части 1 статья 20, статьи 22, части 6 статьи 28, статьи 12, пункта 4 статьи 30, части 2 статьи 32 Устава городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, принятого решением Совета депутатов городского поселения г. Ленинск 18.08.2014 N 9/263, абзаца 1 пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суды исходили из того, что оспариваемый Устав принят как в пределах полномочий муниципального образования в соответствии с компетенцией его представительного органа, с соблюдением требований законодательства к его форме, виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Суды отклонили доводы ФИО7 о необходимости опубликования Устава в печатном издании администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области "Знамя", поскольку возможность заблаговременного ознакомления с его содержанием была обеспечена в ином порядке.
Кассационный суд с выводами судов, постановленными при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона, соглашается.
Из материалов дела следует, что 18.11.2016 Совет депутатов городского поселения г. Ленинск принято решение N 13/137 "О принятии Устава городского поселения г. Ленинск".
07.12.2016 произведена государственная регистрация Устава.
Полный текст Устава обнародован 12.12.2016 на доске объявлений у здания Администрации, а также в самом помещении Администрации.
На момент принятия оспариваемого Устава на территории городского поселения действовал Устав, принятый решением Совета депутатов от 18.08.2014 N 9/263 (Устав 2014), который прошел государственную регистрацию 19.092014 и был обнародован 24.09.2014 на доске объявлений у здания Администрации поселения.
Согласно пункту 4 статьи 30 Устава 2014 Устав городского поселения подлежит официальному обнародованию после его государственной регистрации и вступает в силу после его официального обнародования.
В силу части 2 статьи 32 Устава 2014 Устав подлежит официальному обнародованию.
Обнародование муниципального правового акта осуществляется путем доведения на территории городского поселения г. Ленинск до всеобщего сведения граждан посредством размещения их в специально установленных местах, обеспечивающих беспрепятственный доступ к текстам муниципальных правовых актов в органах местного самоуправления, а также на официальном портале администрации городского поселения г. Ленинск в сети Интернет "ленинск34.ру". Тексты муниципальных правовых актов должны находиться в специально установленных для обнародования местах в течение 30 календарных дней с момента их обнародования. Специально установленными местами для обнародования муниципальных правовых актов являются информационные стенды: на прилегающей к зданию администрации городского поселения г. Ленинск; информационные стенды в здании администрации городского поселения г. Ленинск; официальный портал администрации городского поселения г. Ленинск в сети Интернет "ленинск34.ру".
Частью 2.1 статьи 32 Устава от 18.11.2016 установлено, что официальное обнародование муниципального правового акта осуществляется путем доведения на территории городского поселения г. Ленинск до всеобщего сведения граждан посредством размещения их в специально установленных местах, обеспечивающих беспрепятственный доступ к текстам муниципальных правовых актов в органах местного самоуправления. Специально установленными местами для обнародования муниципальных правовых актов являются информационные стенды: на прилегающей к зданию администрации городского поселения г. Ленинск; информационные стенды в здании администрации городского поселения г. Ленинск.
В этой связи, кассационный суд приходит к выводу, что суды, руководствуясь разъяснениями, данными в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", правильно установили, что оспариваемый Устав был обнародован посредством размещения на информационных стендах, в связи с чем, заинтересованные лица, проживающие на территории муниципального образования г. Ленинск, имели возможность ознакомиться с его содержанием.
Справки, подтверждающие обнародование изданных решений, в том числе, принятого Устава, обоснованно приняты судами в качестве относимых допустимых и достоверных доказательств.
Судами проверена процедура, порядок принятия изменений и дополнений, которые внесены в Устав и верно оценены судами как соответствующие положениям законодательства, действовавшим в муниципальном образовании.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами судов об отсутствии нарушений процедуры принятия, введения в действия (опубликования) оспариваемого муниципального правового акта.
Суды дали надлежащую оценку и соблюдению процедуры проведения публичных слушаний при принятии оспариваемого Устава.
Так, обсуждение проектов муниципальных правовых актов в форме публичных слушаний предусмотрено статьей 12 Устава 2014.
Решением Совета депутатов от 25.11.2008 N 18/259 принято Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области (Положение).
Согласно указанному Положению публичные слушания являются формой выявления мнения населения муниципального образования г. Ленинск по вопросам местного значения.
Пунктом 2.3 статьи 2 Положения закреплена обязательность проведения публичных слушаний по проектам Устава городского поселения, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав.
Оповещение о проведении публичных слушаний подлежит опубликованию в официальных источниках средств массовой информации не позднее чем через 15 дней со дня принятия Советом депутатов городского поселения г. Ленинск, главой городского поселения г. Ленинск решения о проведении публичных слушаний.
Оповещение, в том числе, может даваться в форме: размещения на официальных сайтах городского поселения г. Ленинск в сети Интернет; объявлений по местному радио; вывешивание объявлений в местах, определяемых комиссией (части 5.4 и 5.5 статьи 5 Положения).
По итогам проведения публичных слушаний простым большинством голосов лиц, присутствующих на публичных слушаниях принимаются решения. Принятые на публичных слушаниях решения (результаты) оформляются в виде заключения. Заключения публичных слушаний носят рекомендательный характер. Заключение о результатах проведения публичных слушаний в обязательном порядке публикуется комиссией в официальных источниках средств массовой информации и размещается на официальном сайте администрации городского поселения г. Ленинск, а также может быть объявлено по местному радио, вывешено в местах, определяемых комиссией (статья 6 Положения).
29.09.2016 Советом депутатов городского поселения г. Ленинск на заседании N 10 принято решение N 10/128 о принятии проекта Устава городского поселения.
Публичные слушания проведены 21.10.2016 с участием 23 жителей городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области.
По итогам слушаний Совету депутатов единогласно рекомендовано принять Устав, проект которого обнародован 29.09.2016 на доске объявлений у здания администрации городского поселения г. Ленинск.
Заключение о результатах публичных слушаний от 21.10.2016 и протокол по проекту решения "О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения г. Ленинск" от 29.09.2016 N 10/128 размещено (обнародовано) на доске объявлений у здания администрации городского поселения г. Ленинск.
Информация о дате, времени и месте проведения публичных слушаний, населению публичного образования и иным лица, чьи права и свободы затрагивает акт, в соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ доведена.
В этой связи, кассационный суд приходит к выводу, что суды пришли к верному выводу, что публичные слушания состоялись, в них участвовали граждане, которые не были лишены возможности высказать свое мнение по рассматриваемому вопросу.
Доказательств того, что организаторами был ограничен доступ на публичные слушания заинтересованных лиц или их представителей, либо запрещалось высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на публичные слушания, в материалах дела не имеется, на что обоснованно указано судами.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 27.05.2021 N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 6 части 1 статьи 44, частей 1 и 3 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Е." указал, что исходя из потребности в обеспечении правовой определенности, стабильности регулирования и возникших правоотношений, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступившие в силу на момент вступления в силу настоящего Постановления и в течение двух лет после его вступления в силу (но не позднее внесения изменений в устав муниципального образования в соответствии с настоящим Постановлением) и обнародованные без их официального опубликования в порядке, установленном уставом муниципального образования, признаются действующими с момента их первоначального обнародования. Данные акты могут быть признаны судами не действующими по мотиву нарушения порядка их опубликования, только если будет установлено, что населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивают данные акты, не была обеспечена возможность ознакомиться с их содержанием, а муниципальные нормативные правовые акты, которые вступят в силу в течение двух лет после вступления настоящего Постановления в силу, - также в случае, если на момент вступления настоящего Постановления в силу в муниципальном образовании определен источник официального опубликования муниципальных правовых актов, но они в нем не опубликованы.
Поскольку возможность заблаговременного ознакомления с содержанием принимаемого нормативного правого акта муниципального образования, а также с информацией о дате, времени и месте проведения публичных слушаний населению публичного образования и иным заинтересованным лицам была обеспечена, суды обоснованно не нашли правовых основания для удовлетворения требований.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку являются следствием иной оценки норм материального права, исследованных судами доказательств, что не является основанием для отмены постановленных судебных актов в порядке кассационного производства.
В этой связи обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Волгоградского областного суда от 27.07.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16.11.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО7 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административными делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11.07.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.