Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Борс Х.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы руководителя службы по тарифам Астраханской области Степанищевой О.В. и представителя ПАО "Россети Юг" по доверенности Щуклиновой Е.А. на решение Астраханского областного суда от 26 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ПАО "Россети Юг" об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителей ПАО "Россети Юг" по доверенности Радченко С.Ю. и Козыревой И.В, настаивавших на удовлетворении кассационной жалобы общества, объяснение представителя региональной службы по тарифам Астраханской области по доверенности Чунановой Н.И, настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы службы и возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы ПАО "Россети Юг", заключение прокурора Кириенко А.А, просившего оставить судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 года N 216 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области" на 2018 год установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2018 год, объемы необходимой валовой выручки на долгосрочный период 2018-2020 годов.
Приложением N 1 к постановлению службы от 31 мая 2021 года N 14 "О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 года N 216" установлены:
- единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, на 2018 год;
- единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, на 2019 год;
- единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, на 2020 год;
- единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, на 2021 год.
Приложением N 2 к постановлению службы от 31 мая 2021 года N 14 установлены:
- размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2018 год;
- размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2019 год;
- размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2020 год;
- размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2021 год.
Приложением N 5 к названному постановлению определена НВВ (необходимая валовая выручка) филиала ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь):
- на 2018 год в размере 3 599 971, 93 тыс. руб.;
- на 2019 год в размере 3 716 097, 56 тыс. руб.;
- на 2020 год в размере 3 752 121, 90 тыс. руб.;
- на 2021 год в размере 3 702 656, 86 тыс. руб.;
- на 2022 год в размере 3 667 689, 93 тыс. руб.
ПАО ""Россети" Юг", являясь сетевой организацией, оказывающей на территории Астраханской области услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, обратилось в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействующими приложение N 5 "НВВ филиала ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" к Постановлению Службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 года N 216 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области" в части НВВ филиала ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" на 2021 год в редакции Приложения N 5 к Постановлению Службы по тарифам Астраханской области от 31 мая 2021 года N 14 "О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 года N 216"; приложение N 1 "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, на 2021 год" к Постановлению Службы по тарифам Астраханской области от 31 мая 2021 года N 14 "О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 года N 216"; приложение N 2 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2021 год" к Постановлению Службы по тарифам Астраханской области от 31 мая 2021 года N 14 "О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 года N 216" в части НВВ филиала "Астраханьэнерго" (без учета оплаты потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Астраханской области на 2021 г. в размере 3 702 656, 86 тыс. руб.
Решением Астраханского областного суда от 26 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Признаны недействующими со дня принятия:
- приложение N 5 "НВВ филиала ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" к Постановлению Службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. N 216 "О единых котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области" в части НВВ филиала ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" на 2021 год в редакции Приложения N 5 к Постановлению. Службы по тарифам Астраханской области от 31 мая 2021 года N 14 "О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 года N 216";
- приложение N 1 "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, на 2021 год" к Постановлению Службы по тарифам Астраханской области от 31 мая 2021 г. N 14 "О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 года N 216";
- приложение N 2 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2021 год" к Постановлению Службы по тарифам Астраханской области от 31 мая 2021 года N 14 "О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 года N 216" в части НВВ филиала "Астраханьэнерго" (без учета оплаты потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Астраханской области на 2021 год, признать не действующими с даты принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
На службу по тарифам Астраханской области возложена обязанность опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании службы по тарифам Астраханской области.
В кассационной жалобе, поданной руководителем службы по тарифам Астраханской области Степанищевой О.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 10 ноября 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 29 ноября 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В кассационной жалобе, поданной представителем ПАО "Россети Юг" по доверенности Щуклиновой Е.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об исключении из мотивировочной части судебных актов вывода об экономической необоснованности и документальной неподтвержденности неподконтрольных расходов на 2021 год по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в размере 794 876, 27 тысяч рублей, корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 год по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в размере 589 982, 54 тысяч рублей, расходов на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящихся к капитальным вложениям в размере 27 108, 5 тысяч рублей, а также корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 год по статье "Убытки прошлых лет" в части корректировки выручки в связи с изменением уровня напряжения (76 204, 45 тыс. руб.) и доначислением налога на имущество (15 489, 42 тыс. руб.).
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 10 ноября 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 29 ноября 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителей ПАО "Россети Юг" по доверенности Радченко С.Ю. и Козыревой И.В, настаивавших на доводах и требованиях кассационной жалобы общества, объяснение представителя региональной службы по тарифам Астраханской области по доверенности Чунановой Н.И, настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы службы и возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы ПАО "Россети Юг", заключение прокурора Кириенко А.А, полагавшего судебные акты законными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ПАО "Россети Юг", является сетевой организацией, оказывающей на территории Астраханской области услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, следовательно, административный истец является лицом, имеющим право на оспаривание указанных нормативных правовых актов.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования, Правила государственного регулирования), Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждённые приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания).
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона N 35-ФЗ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ.
На основании части 4 статьи 21 Федерального закона N 35-ФЗ полномочиями на осуществление государственного регулирования и контроля в электроэнергетике наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Астраханской области полномочиями по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов), наделена Служба по тарифам Астраханской области.
Согласно п. 1.1 Раздела 1 Положения о Службе по тарифам Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 6 апреля 2005 года N 49-П (далее - Положение), Служба является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2.1.2 п. 2.1 Раздела 2 Положения служба на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законов Астраханской области, нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Астраханской области самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности службы.
Служба, в соответствии с п.п. 2.1.3.1 п.п. 2.1.3 п. 2.1 Раздела 2 Положения устанавливает, в том числе, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
В соответствии со статьей 6 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года N 18/2012-03 "О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области" исполнительные органы государственной власти Астраханской области издают нормативные правовые акты в форме постановлений.
Обжалуемые постановления исполнительного органа государственной власти - службы по тарифам Астраханской области издаются его руководителем путем их подписания.
Таким образом, оспариваемые постановления являются нормативными правовыми актами, поскольку изданы уполномоченным органом в рамках установленного законодательством порядка, содержат правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений в сфере электроэнергетики, и могут быть обжалованы в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике относятся уровень надежности и качества указанных товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг), размер инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры.
Для целей такого регулирования могут применяться иные долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнения аналогов и других методов.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном Основами ценообразования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Одним из долгосрочных параметров регулирования является уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования тарифов). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Процедура государственного регулирования тарифов определена Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, и Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденным приказом ФАС России от 19 июня 2018 года N 834/18.
В соответствии с пунктом 12 Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление) об установлении тарифов с прилагаемыми обосновывающими материалами об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
ПАО "Россети Юг" (ранее до 14 апреля 2020 года ПАО "МРСК Юга") осуществляет на территории Астраханской области услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям.
Очередной долгосрочный период регулирования для ПАО "Россети Юг" определен сроком с 2018 года по 2022 год с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 года N 216 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области" на 2018 год установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2018 год, объемы необходимой валовой выручки на долгосрочный период 2018-2020 годы.
В последующем в постановление вносились изменения на очередной год долгосрочного периода, в том числе постановлением службы по тарифам Астраханской области от 31 мая 2021 года N 14, которые дополнили:
- приложение N 1 таблицей "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, на 2021 год";
- приложение N 2 таблицей "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2021 год";
- приложение N 3 "Показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2021 год";
- приложение N 5 "НВВ филиала ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) в части корректировки НВВ организации.
ПАО "Россети Юг" 30 апреля 2020 года обратилось в службу с заявлением N АЭ/1502/178 на открытие тарифного дела по корректировке необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" на 2021 год методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с приложением обосновывающих материалов.
В дополнение к заявлению от 30 апреля 2020 года N АЭ/1502/178 в службу письмом от 19 ноября 2020 года N АЭ/1502/702 филиалом ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" направлены дополнительные материалы к тарифной заявке на 2021 год.
Служба по тарифам Астраханской области в соответствии с требованиями пункта 22 Правил государственного регулирования и пунктов 26, 27 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом ФАС России от 19 июня 2018 года N 834/18 открыла дело об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2021 год и о корректировке необходимой валовой выручки филиалу ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" на 2021 год, назначила уполномоченного по делу и утвердила состав экспертной группы, состоящей из специалистов службы, направив Обществу извещение об открытии дела.
В соответствии с пунктами 22, 23 Правил государственного регулирования экспертной группой проведена экспертиза представленных регулируемой организацией предложений и обосновывающих документов, по результатам которой экспертной группой подготовлено экспертное заключение от 25 декабря 2020 года.
По результатам заседания коллегии служба по тарифам Астраханской области приняла постановление от 30 декабря 2020 года N 172 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 года N 216".
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 24 апреля 2021 года N 385/21 постановление службы по тарифам Астраханской области от 30 декабря 2020 года N 172 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 года N 216" отменено с 1 июня 2021 года.
В пункте 3 приказа Федеральной антимонопольной службы России от 24 апреля 2021 года N 385/21 службе поручено установить и ввести в действие не позднее 1 июня 2021 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства, указанные в приказе ФАС России N 385/21.
В соответствии с пунктом 25 Правил государственного регулирования решения об установлении цен (тарифов) принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа. Орган регулирования в установленном порядке известил регулируемую организацию о дате, времени и месте заседания коллегиального органа (извещение службы о заседании коллегии 31 мая 2021 года направлено административному истцу 20 мая 2021 года N СТ/02-06-1581).
Орган регулирования 28 мая 2021 года ознакомил представителя административного истца с материалами коллегии службы, включая проект постановления от 30 мая 2021 года, в части установленных единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2021 год и корректировки необходимой валовой выручки филиалу ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго".
На заседании службы 31 мая 2021 года присутствовали представители ПАО "Россети Юг", подтвердившие ознакомление с проектом постановления. Замечания от присутствующих на заседании коллегии представителей ПАО "Россети Юг" не поступили.
На заседании коллегии службы (протокол N 25 от 31 мая 2021 года) принято решение внести в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 года N 216 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области" изменения, изложив приложения NN 1-5 к постановлению в новой редакции согласно приложениям NN 1 -5 к проекту постановления.
В соответствии с частью 4 статьи 21, частью 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, Положением о службе по тарифам Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 6 апреля 2005 года N 49-П, статьей 6 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года N 18/2012-03 "О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области", судами верно установлено, что оспариваемые приложения к постановлениям являются изданными уполномоченным органом с соблюдением порядка их принятия и опубликованными в установленном порядке, и по этим основаниям не оспариваются.
Из административного иска следует, что орган регулирования должен был выполнить корректировку необходимой валовой выручки (НВВ) на 2021 год с учетом фактических показателей уровня надежности и качества оказываемых услуг за 2019 год.
По предложению ПАО "Россети Юг" величина корректировки должна была составить 22 296, 59 тыс. руб. По оценке службы, данная величина корректировки составила 22 040, 28 тыс. руб.
Согласно пункту 8 Основ ценообразования регулирующие органы ежегодно корректируют необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с методическими указаниями по применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
На основании требований п. 5.1 Методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 29 июня 2010 года N 296, рассчитан обобщенный показатель надежности и качества оказываемых услуг в размере 0, 3 %, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в 2019 году.
Служба при осуществлении корректировки, применяя формулу N 2, отраженную в пункте 11 Методических рекомендаций N 98-э, из НВВ на 2019 год, в целях недопущения повторного влияния результатов фактических показателей уровня надежности и качества оказываемых услуг, вычла рассчитанный по итогам 2017 года результат уровня надежности и качества оказываемых услуг, учтенный в составе НВВ на 2019 год в размере 42 717, 20 тыс. руб, с чем суды обосновано не согласились исходя из анализа формулы N 2, содержащейся в пункте 11 Методических рекомендаций N 98-э. Из указанной формулы следует, что она не содержит положений, указывающих на возможность изменения показателя НВВсод i-2, путем вычитания фактических показателей уровня надежности и качества оказываемых услуг за 2017 год, учтенных в составе НВВ на содержание организации в 2019 году, в связи с чем удовлетворили требования административного истца в указанной части.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба руководителя службы по тарифам Астраханской области Степанищевой О.В. удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем судебная коллегия считает, что в доводах кассационной жалобы ПАО "Россети Юг" обоснованно указано на нарушения, допущенные нижестоящими судами.
Приходя к выводу об экономической необоснованности и документальной неподтвержденности расходов на 2021 год по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в размере 794 876, 27 тысяч рублей, корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 год по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в размере 589 982, 54 тысяч рублей, суды указали следующее.
Образование кассовых разрывов из-за дефицита денежных средств вследствие неисполнения контрагентами филиала договорных обязательств в части оплаты за оказанные услуги по передаче электрической энергии, в отсутствие информации о целях привлечения кредитов, не свидетельствует об экономической обоснованности, при наличии которой возможен учет указанных расходов, предлагая указанные расходы взыскивать в виновных лиц - контрагентов Общества.
Суд кассационной инстанции полагает выводы нижестоящих судов ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
Государственное регулирование деятельности субъектов в сфере электроэнергетики осуществляется на основе положений Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и основывается на принципе обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики и корреспондирующему ему принципу обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав.
Закон об электроэнергетике в качестве одного из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике рассматривает достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (абзац 4 пункта 1 статьи 20).
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций.
Пунктом 1 данной статьи 23 установлено, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, а также Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов по результатам экспертизы предложений и на основании материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования тарифов).
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в частности, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования.
Исходя из положений пункта 2 Основ ценообразования в части определения подконтрольных расходов, не включающих расходы на возврат и обслуживание заемных средств, и согласно пункту 11 методических указаний от 17 февраля 2012 года N 98-э, расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, включаются в состав неподконтрольных расходов, учитываемых при установлении тарифов на i-й год долгосрочного периода регулирования, и определяются методом экономически обоснованных расходов.
Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемые для покрытия недостатка средств, отнесены к экономически обоснованным расходам.
Согласно тарифному предложению на 2021 год ПАО "Россети Юг" заявлены для учета в НВВ расходы филиала "Астраханьэнерго" по обслуживанию фактически привлеченных и планируемых к привлечению кредитов в сумме 1 487 376 240 тысяч рублей, включая плановые расходы в размере 824 037 тысяч рублей, и фактические расходы в составе корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 год в размере 663 339, 240 тысяч рублей.
Основной причиной недостатка оборотных средств и привлечения заемных средств, как следует из доводов кассационной жалобы и объяснений сторон, является дебиторская задолженность, а также тарифная недостаточность и регуляторные действия административного ответчика, повлиявшие на финансовое состояние филиала "Астраханьэнерго", убыточность деятельности последнего и образование кассовых разрывов.
При проверке действий службы по тарифам по учету в НВВ расходов на обслуживание заемных средств, суды сделали соответствующий пункту 7 Основ ценообразования вывод о том, что экономически обоснованные расходы организации, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, при условии их документального обоснования и подтверждения, подлежат учету при установлении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Из материалов дела следует, что в подтверждение несения расходов по обслуживанию кредитов административный истец представил в тарифный орган и суд копии бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности, подтверждающей рост дебиторской задолженности, наличие кассового разрыва и убыточность деятельности филиала "Астраханьэнерго" в течение 2009-2019 гг, которые подлежали оценке тарифным органом на предмет возможности отнесения полученных обществом кредитов на его производственную деятельность.
Факт убыточности деятельности истца по итогам 2019 года (убыток до налогообложения в размере 4 162 243 тысяч рублей), который подтверждает ответчик в Экспертном заключении к проекту постановления службы по тарифам Астраханской области "О единых (котловых) тарифах" на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области" на 2021 год от 25 декабря 2020 года, характеризуя ситуацию на предприятии как предбанкротную, судами не опровергнут.
Первичными документами бухгалтерского учета: оборотами счетов, анализом счетов, структурой задолженности, движением денежных средств и динамикой ссудной задолженности, расчетами движения кредитного портфеля и величины расходов по обслуживанию кредитных ресурсов истец подтвердил дефицит денежных средств, прирост долгового портфеля, потребность привлечения заемных средств и их необходимый объем. Также приведено обоснование недостатка средств у филиала "Астраханьэнерго" с тенденцией к росту. Вместе с тем, оценка указанным документам также, ни судами, ни тарифным органом не была дана.
Анализ экономической обоснованности спорных расходов, возможность предотвращения кассовых разрывов, наличие иных, кроме кредитов, источников финансирования необходимых расходов филиала "Астраханьэнерго", административным ответчиком не производился, что следует из Экспертного заключения к проекту постановления службы по тарифам Астраханской области "О единых (котловых) тарифах" на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области" на 2021 год от 25 декабря 2020 года и протоколов заседания коллегии службы по тарифам Астраханской области от 31 мая 2021 года N 25 и 30 декабря 2020 года N 244.
В кредитных договорах и соглашениях, заключенных централизованно ПАО "Россети Юг" по результатам конкурсных процедур и в рамках утвержденного кредитного плана, одобренного органами управления ПАО "Россети Юг", содержится информация о целях привлечения кредитных средств: на финансирование финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности, рефинансирование ранее привлеченных кредитов и займов, что соответствует пункту 7 Основ ценообразования, позволяя максимально эффективно использовать заемные средства - при централизованном управлении долговым портфелем обеспечивается минимальная ставка привлечения заемных средств.
Также, кассационный суд не может согласиться с доводами судов о том, что действующий в Обществе порядок централизованного привлечения кредитных средств и распределения процентов между филиалами пропорционально доле накопленной судной задолженности не позволяет подтвердить целевое использование средств в интересах конкретного филиала.
Из действующих в Обществе организационно-распорядительных документов, регламентирующих порядок привлечения денежных средств и их распределения между филиалами, исходя из сложившегося в разрезе филиалов дефицита/профицита денежных средств, как разницы между поступившими денежными средствами на расчетные счета Общества от деятельности филиала и произведенными расходами в интересах последнего, так и выводов ООО "КПМГ Налоги и Консультирование", отраженных в Экспертном отчете "Анализ процесса распределения расходов по обслуживанию заемных средств (процентов к уплате) по филиалам и видам деятельности ПАО "Россети Юг", следует обратное.
В этой связи является несоответствующим материалам дела вывод судов о том, что проценты, начисленные по филиалу, отражены в управленческом документе, который основан не на экономических, а на управленческих факторах распределения заемных денежных средств между филиалами.
Кроме того, судами не опровергнут довод истца о признании службой по тарифам спорных расходов частично (по плановым расходам в размере 29 160, 73 тысяч рублей, по фактическим расходам в размере 73 356, 7 тысяч рублей) экономически обоснованными и документально подтвержденными, с учетом регуляторных действий административного ответчика в предыдущем долгосрочном периоде регулирования 2009-2017 гг, следствием которых явилась тарифная недостаточность филиала, образование кассовых разрывов и убыточность деятельности филиала.
При этом ни тарифный орган, ни суды в обжалуемых судебных актах не указали, какими дополнительными документами, не представленными регулирующему органу, административный истец может подтвердить участие заемных средств в регулируемой деятельности организации с тем, чтобы служба по тарифам могла квалифицировать таковые как достаточные.
Таким образом, правовая позиция тарифного органа, а также выводы судов в рассматриваемом вопросе не соответствуют положениям Основ ценообразования.
В этой связи, представляются несостоятельными выводы судов об экономической необоснованности и документальной неподтвержденности плановых расходов на 2021 по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в размере 794 876, 27 тысяч рублей, а также корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в размере 589 982, 54 тысяч рублей.
Также заслуживает внимания довод кассационной жалобы ПАО "Россети Юг" об экономической обоснованности и документальном подтверждении расходов на выполнение мероприятий, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учёта электрической энергии (мощности), не относящихся к капитальным вложениям.
Учет в НВВ сетевой организации планируемых расходов по исполнению требований пункта 5 статьи 37 указанного Федерального закона по обеспечению коммерческого учёта электрической энергии, не относящихся к капитальным вложениям, прямо предусмотрен пунктом 3 статьи 23.2 данного Федерального закона, пунктом 17 Основ ценообразования и пунктом 11 формулы N 2 Методических указаний от 17 февраля 2012 года N 98-э.
Принимая решения в оспариваемой части суды не учли, что обязанность по установке, своевременной замене и поверке приборов учета, предусмотренная Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с развитием систем учета электрической энергии в РФ", возникла у регулируемой организации с 1 июля 2020 года, следовательно, у истца не было и не могло быть фактических затрат на момент подачи тарифной заявки на 2021 год. Вместе с тем, прогнозные показатели на 2021 год были определены Обществом в соответствии с разработанной в Обществе Программой развития интеллектуального учета электроэнергии на 2020 год и период до 2030 года, актами проверок, реестрами потребителей, у которых требовалась замена приборов учета при истечении срока эксплуатации, истечении межповерочного интервала или при выходе из строя прибора учета, а также расчетами потребности в приборах учета для организации обменного фонда, в связи с чем, выводы судов о непредставлении подтверждающих документов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, ПАО "Россети Юг" полагает необоснованными решение тарифного органа и выводы судов об отказе в учете в составе НВВ расходов по статье "убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде".
Однако судебная коллегия признает такие выводы верными, основанными на правильном применении норм материального права.
Административный истец указывал, что органом регулирования при расчете НВВ в нарушение требований действующего законодательства не в полном размере учтены заявленные ПАО "Россети Юг" в составе подлежащих корректировке неподконтрольных расходов расходы по статье "убытки прошлых лет" в размере 91 491, 10 тыс. руб.
Основная доля затрат в составе убытков прошлых лет образовались в результате спора ПАО "Россети Юг" с ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" по объему оказанных услуг по передаче электрической энергии в размере 328 487, 85 тысяч рублей, в связи со вступлением в законную силу решений Арбитражного суда Астраханской области; корректировка затрат на покупную электроэнергию на компенсацию потерь - электроэнергии по договору с ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" в сумме 31 232, 61 тысяч рублей.
Судами со ссылками на статью 7 Основ ценообразования, пункт 8 статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из определения убытков как отрицательной разницы между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ, отказано в отнесении подобных сумм к "убыткам прошлых лет", а также доначисления налога на имущество организаций за 2014-2016 годы, расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказанных МУП "Благоустроенный город" МО "Город Нариманов", корректировку выручки за услуги по передаче электроэнергии по договору с ООО "МагнитЭнерго", произошедшую по результатам судебных разбирательств.
Указанные затраты понесены административным истцом в результате собственных действий, вследствие чего не могут оцениваться как экономические обоснованные, подлежащие включению в тариф.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Нижестоящие суды указали на экономическую необоснованность и документальную неподтвержденность неподконтрольных расходов на 2021 год по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)", корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 год по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)", а также расходов на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ обязанностей сетевой организации в целом, не приводя математических расчетов. В связи с этим и с целью не допустить подмены судебным решением полномочий тарифного органа, судебная коллегия полагает возможным исключить полностью из мотивировочной части обжалуемых судебных актов выводы об экономической необоснованности и документальной неподтвержденности указанных расходов в заявленном истцом размере.
При таких обстоятельствах судебные постановления подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу представителя ПАО "Россети Юг" по доверенности Щуклиновой Е.А. удовлетворить частично.
Решение Астраханского областного суда от 26 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2022 года изменить, исключив из мотивировочной части решений вывод об экономической необоснованности и документальной неподтвержденности неподконтрольных расходов на 2021 год по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в размере 794 876, 27 тысяч рублей, корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 год по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в размере 589 982, 54 тысяч рублей, а также расходов на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящихся к капитальным вложениям в размере 27 108, 5 тысяч рублей.
В остальной части решение Астраханского областного суда от 26 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2022 года оставить без изменения.
В удовлетворении остальной части кассационной жалобы представителя ПАО "Россети Юг" по доверенности Щуклиновой Е.А, а также в удовлетворении кассационной жалобы руководителя службы по тарифам Астраханской области Степанищевой О.В. отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.