Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-167/2022 (УИД 54RS0016-01-2022-000246-72) по иску Кравченко Татьяны Викторовны к муниципальному казенному учреждению культуры "Доволенская централизованная библиотечная система" о признании отстранения от работы, предусмотренной трудовым договором незаконным, взыскании неполученного заработка и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Кравченко Татьяны Викторовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кравченко Татьяна Викторовна (далее по тексту - Кравченко Т.В.) обратилась в Доволенский районный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному казенному учреждению культуры "Доволенская централизованная библиотечная система" (далее по тексту - МКУК "Доволенская ЦБС") о признании незаконным отстранения от работы, взыскании неполученной заработной платы за период с 22 ноября 2021 г. по 17 марта 2022 г. в размере 93 067, 59 рублей, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, обязании допустить к работе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Доволенского района Новосибирской области.
Решением Доволенского районного суда Новосибирской области от 16 мая 2022 г. исковые требования Кравченко Т.В. удовлетворены частично. Признано незаконным отстранение Кравченко Т.В. от работы в МКУК "Доволенская ЦБС" в должности библиотекаря Комарьевской сельской библиотеки. С МКУК "Доволенская ЦБС" в пользу Кравченко Т.В. взыскана заработная плата за период с 22 ноября 2021 г. по 17 марта 2022 г. (включительно) в размере 93 067, 59 рублей, компенсация морального вреда в размере 20 000 рублей. В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 августа 2022 г. решение Доволенского районного суда Новосибирской области от 16 мая 2022 г. отменено. Принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Кравченко Т.В. отказано.
Кравченко Т.В. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, указав на незаконность и необоснованность судебного постановления суда апелляционной инстанции, незаконность ее отстранения от работы, просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 августа 2022 г. отменить.
МКУК "Доволенская ЦБС" в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 августа 2022 г, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Кравченко Т.В. с 9 января 2018 г. на основании трудового договора осуществляет трудовую деятельность в должности библиотекаря в Комарьевском филиале - библиотеки МКУК "Доволенская центральная районная библиотека".
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 11 октября 2021 г. N 001, в целях усиления мероприятий по предупреждению заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) населения Новосибирской области и в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (Приказ от 3 февраля 2021 г. N 47н "О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н"), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы... ") указано обеспечить с 12 октября 2021 г. проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям - выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению в сфере культурных, выставочных, просветительских мероприятий, в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов (пункт 1.1).
Уведомлением от 8 ноября 2021 г. N 78 Кравченко Т.В. была уведомлена о необходимости представить директору МКУК "Доволенская ЦБС" медицинский документ, подтверждающий проведение до 21 ноября 2021 г профилактической прививки первым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции COVID-19; проведение до 21 декабря 2021 г. вторым компонентом вакцины. При наличии медицинских противопоказаний для вакцинации в срок не позднее 21 ноября 2021 г. представить подтверждающие медицинские документы. Документы должны быть выданы медицинской организацией, имеющей лицензию на медицинскую деятельность. Непредставление указанных документов является основанием для отстранения в соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации от работы без сохранения оплаты труда на весь период до проведения обязательной вакцинации.
На основании приказа от 22 ноября 2021 г. N 64-к Кравченко Т.В. отстранена от работы, в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 с 22 ноября 2021 г. до предоставления сертификата о вакцинации либо документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации от COVID-19, либо до издания Главным государственным санитарным врачом по Новосибирской области постановления об окончании периода эпидемического неблагополучия в регионе; отделу финансов, бухгалтерского учета и отчетности администрации Доволенского района Новосибирской области поручено заработную плату в период отстранения не начислять.
Приказом от 18 марта 2022 г. N 9-к на основании постановления Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 18 марта 2022 г. N 002 "О признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области по вопросам проведения профилактических прививок против новой короновирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Новосибирской области по эпидемическим показаниям" Кравченко Т.В. с 18 марта 2022 г. допущена к работе библиотекаря Комарьевской сельской библиотеки МКУК "Доволенская ЦБС".
Кравченко Т.В, указав, что отстранение ее от работы являлось незаконным, противоречащим Трудовому кодексу Российской Федерации, постановление Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 11 октября 2021 г. N 001 не является нормативным актом и противоречит нормам действующего законодательства, а именно Федеральному закону от 17 сентября 1998 г. N 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний", а также Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", обратилась в суд настоящим иском.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 "Об утверждении Перечня работ, выполнении которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", которым утвержден исчерпывающий перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, указав, что изменения в указанный перечень не вносились, профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, МКУК "Доволенская ЦБС" по роду и характеру свой деятельности не отнесено к группам работ, перечень которых определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 "Об утверждении Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", выполняемая Кравченко Т.В. работа в должности библиотекаря в Комарьевской сельской библиотеки МКУК "Доволенская ЦБС" в Перечне отсутствует, пришел к выводу об отсутствии у работодателя полномочий обязывать своих работников пройти профилактические прививки, признав, что в действиях МКУК "Доволенская ЦБС" имело место принуждение истца к вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Суд первой инстанции также указал, что полномочия Главных государственных санитарных врачей регионов определены статьей 50 и статьей 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения. Перечень указанных полномочий является закрытым, в связи с чем, доводы ответчика о законности отстранения истца от работы на основании постановления Главного санитарного врача по Новосибирской области от 12 октября 2021 г. N 001 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Новосибирской области" не могут являться основанием для отказа в исковых требованиях, так как законодательством не предусмотрены полномочия Главных государственных санитарных врачей регионов обязывать работодателей организовывать вакцинацию сотрудников и обеспечивать определенный процент охвата сотрудников организаций или предприятий профилактической вакцинацией.
С учетом установленных обстоятельств, свидетельствующих о неисполнении Кравченко Т.В. своих трудовых обязанностей, предусмотренных трудовых договором в период с 22 ноября 2021 г. по 17 марта 2022 г. (включительно) по вине работодателя, отстранившего работника от осуществления трудовой деятельности без законных оснований, что влечет оплату труда в соответствии с частью 1 статьи 155 Трудового кодекса Российской Федерации, суд взыскал с МКУК "Доволенская ЦБС" в пользу Кравченко Т.В. сумму невыплаченной заработной платы в размере 93 067, 59 рублей, компенсацию морального вреда в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, размер которой, с учетом характера длительности нарушения работодателем трудовых прав истца, требований разумности и справедливости, определилв сумме 20 000 рублей.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что целью деятельности МКУК "Доволенская ЦБС" является предоставление своего фонда печатных, аудиовизуальных и электронных документов для использования читателями, путем выдачи через абонемент, читальные залы, отраслевые отделы, библиотечные пункты, доставка книг на дом по заявкам читателей и т.д, в связи с чем для его сотрудников вакцинация является обязательной, поскольку от прохождения обязательной вакцинации Кравченко Т.В. отказалась, на уведомление работодателя не отреагировала, отстранение ее от работы является законным.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарём профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учётом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Работодатель, в соответствии с абзацем восьмым части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных указанным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 2-го уровня относятся работники организаций сферы предоставления услуг.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 12 октября 2021 г. N 001 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Новосибирской области по эпидемическим показаниям" утверждены категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), к которым относятся и работники выполняющие работу, оказывающие услуги в сфере в культурных, выставочных, просветительских мероприятий, в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов (пункт 1.1).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, и установив, что МКУК "Доволенская ЦБС" осуществляет деятельность в сфере библиотек, вакцинация для его работников является обязательной, Кравченко Т.В. от прохождения обязательной вакцинации без уважительной причины отказалась, документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для вакцинации не представила, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у работодателя оснований для ее отстранения от работы.
Не установив факта нарушения трудовых прав Кравченко Т.В. суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении производных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда апелляционной инстанции надлежащим образом мотивированы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы Кравченко Т.В. о незаконности ее отстранения от работы в связи с отказом от вакцинации поскольку такое основание не указано в статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации, постановление Главного государственного санитарного врача по Новосибирской области от 12 октября 2021 г. N 001 принято за рамками трудового законодательства, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, основаны на неверном толковании и применении положений действующего законодательства.
Перечень оснований, по которым работодатель обязан отстранить работника от работы, установлен статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом приведенный в ней перечень не является исчерпывающим, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац 9 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации). Отсутствие у работника профилактических прививок является основанием для отстранения его от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
В данном случае решение о проведении профилактической прививки по эпидемическим показаниям в виде мотивированного постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан принято Главным государственным санитарным врачом Новосибирской области в целях усиления мероприятий по предупреждению заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) населения Новосибирской области, представляющей опасность для окружающих в соответствии с Федеральными законами от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и распространяет свое действие на истца в соответствии со сферой деятельности работодателя.
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших обязательную вакцинацию от новой коронавирусной инфекции в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива и, вопреки выводам кассационной жалобы, не может расцениваться как нарушение трудовых прав истца.
По существу доводы Кравченко Т.В. приведенные в кассационной жалобе, выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кравченко Татьяны Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.