Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2761/2022, УИД: 19RS0001-02-2022-002765-52 по иску Патрикеева Александра Геннадьевича к Министерству внутренних дел Республики Хакасия об оспаривании отказа в индексации должностного оклада, возложении обязанности провести индексацию должностного оклада, перерасчёт и выплату пенсии, по кассационной жалобе Патрикеева Александра Геннадьевича на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 14 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 25 октября 2022 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав объяснения Патрикеева А.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Патрикеев А.Г. обратился в суд с иском к отделу пенсионного обеспечения Центра финансового обеспечения Министерства внутренних дел Республики Хакасия (далее - ОПФ ЦФО МВД по Республики Хакасия) об индексации должностного оклада.
В обоснование заявленных требований Патрикеев А.Г. указал, что с 5 ноября 2002 г. по 11 июля 2010 г. проходил службу в должности помощника председателя военных судов, откуда уволен с назначением ему военной пенсии, размер которой определяется исходя из размера должностного оклада. В соответствии с Указами Президента Российской Федерации N 12 от 4 января 2012 г, N 572 от 3 мая 2012 г, N 781 от 17 октября 2013 г. должностные оклады федеральных государственных гражданских служащих повышены посредством их индексации, в связи с чем размер его пенсии также подлежал пересмотру. Направленное в адрес ОПФ ЦФО МВД по Республики Хакасия заявление о пересмотре размера его пенсии оставлено без удовлетворения, с чем он не согласен.
Патрикеев А.Г. просил признать действия начальника отдела пенсионного обслуживания ОПО ЦФО МВД по Республике Хакасия, выразившиеся в отказе произвести индексацию должностного оклада в соответствии с Указами Президента Российской Федерации N 12 от 4 января 2012 г, N 572 от 3 мая 2012 г. (с 1 октября 2012 г. в 1, 06 раза), N 781 от 17 октября 2013 г. (с 1 октября 2013 г. в 1, 055 раза) незаконными и обязать ответчика произвести ему индексацию должностного оклада, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации N 12 от 4 января 2012 г, N 572 от 3 мая 2012 г.(с 1 октября 2012 г. в 1, 06 раза), N 781 от 17 октября 2013 г. (с 1 октября 2013 г. в 1, 055 раза).
Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 13 мая 2022 г. произведена замена ненадлежащего ответчика - ОПФ ЦФО МВД по Республики Хакасия на надлежащего ответчика - МВД по Республике Хакасия.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 14 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 25 октября 2022 г, в удовлетворении исковых требований Патрикеева А.Г. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Патрикеев А.Г. просит отменить решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 14 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 25 октября 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 14 ноября 1986 г. Патрикеев А.Г. проходил службу в Вооружённых Силах Российской Федерации, с 5 ноября 2002 г. по 11 июля 2010 г. состоял в должности помощника председателя 101 гарнизонного военного суда и Абаканского гарнизонного военного суда. Приказом N л/с от 29 апреля 2010 г. уволен с военной службы в запас.
Из заключения МВД по Республике Хакасия N следует, что Патрикееву А.Г, ранее замещавшему должность помощника председателя Абаканского гарнизонного военного суда назначена пенсия в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, составил: должностной оклад - 6058 руб, оклад по званию - 2660 руб, процентная надбавка за выслугу лет (65%) - 5666 руб. 70 коп, итого 14384 руб. 70 коп. Назначена пенсия за выслугу 28 лет в размере 74% денежного довольствия в сумме 10 644 руб. 68 коп. в месяц, учтён районный коэффициент 30%. Пенсия составила 13 838 руб. 08 коп.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 января 2012 г. N 12 "О порядке пересмотра пенсий некоторых категорий лиц, проходивших военную службу" Патрикееву А.Г. должностной оклад был увеличен в 5, 7 раз и составил 36 776 руб. 40 коп. Расчёт его пенсии приведён в соответствие с вышеназванным Указом.
В последующем на основании части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" Патрикееву А.Г. размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, был определён в размере 56% на 1 января 2013 г.; 58, 05% - на 1 октября 2013 г.; 60, 05% - на 1 января 2014 г.; 62, 12% - на 1 октября 2014 г.; 66, 78% - на 1 октября 2015 г.; 69, 45% - на 1 февраля 2016 г.; 72, 23% - на 1 февраля 2017 г.; 73, 68% - на 1 октября 2019 г.; 74% - на 1 января 2022 г.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагал необоснованным неприменение при расчете его пенсии Указов Президента Российской Федерации, в том числе N 572 от 3 мая 2012 г. (индекс 1, 06) с 1 октября 2012 г. и N 781 от 17 октября 2013 г. (индекс 1, 055).
Разрешая спор по существу, и отказывая в удовлетворении заявленных Патрикеевым А.Г. требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок расчёта пенсии произведён истцу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 января 2012 г. N 12 "О порядке пересмотра пенсий некоторых категорий лиц, проходивших военную службу", индексация окладов денежного содержания производилась ответчиком одновременно с повышением денежного довольствия лиц, состоящих на военной и приравненной к ней службе.
Кроме того, суд первой инстанции пришёл к выводу о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку об увеличении оклада в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 января 2012 г. N 12 истец узнал в 2012 году, следовательно, должен был узнать о нарушении своего права в части последующей индексации с 1 октября 2012 г. также в 2012 г, тогда как в суд обратился только 24 марта 2022 г.
Проверяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку с учётом характера спорных отношений к ним не применяются положения статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, несмотря на неправильные выводы суда первой инстанции о сроке исковой давности, суд апелляционной инстанции не усмотрел правовых оснований для отмены решения суда, поскольку по существу спор разрешён правильно.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для перерасчёта пенсии, суд апелляционной инстанции исходил из того, что денежное довольствие военнослужащего в период с 2012 г. по 2020 г. с учётом повышения на основании постановлений Правительства Российской Федерации N 1598 от 21 декабря 2017 г, N 820 от 26 июня 2019 г, N 939 от 27 июня 2020 г. больше оклада по замещаемой ранее истцом должности федерального государственного гражданского служащего, в связи с чем оснований для перерасчёта пенсии исходя из повышения должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих, не имеется.
Оснований не согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для перерасчёта пенсии по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку выводы судебных инстанций соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно части 1 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 этого Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учёта повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (пункт "а" части 1 статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старейшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 названного Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
На основании подпункта "д" пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г..N 941 в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включать: уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, которые были прикомандированы к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, Счётной палате Российской Федерации, аппарату Конституционного Суда Российской Федерации, аппарату Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, центральному аппарату Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, центральному аппарату Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и получали наряду с должностным окладом оклад по воинскому или специальному званию и процентную надбавку за выслугу лет или ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего (ежемесячную надбавку к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет)), - получаемые ко дню увольнения должностной оклад по замещавшейся в указанных органах должности федеральной государственной гражданской службы (государственной должности государственной службы Российской Федерации), оклад по воинскому или специальному званию и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего или ежемесячную надбавку к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) в
порядке, предусмотренном подпунктами "а" и "б" настоящего пункта. При этом с 1 января 2012 г..должностной оклад по последней должности федеральной государственной гражданской службы (государственной должности государственной службы Российской Федерации), замещавшейся офицерами и лицами начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации, Счётной палате Российской Федерации, аппарате Конституционного Суда Российской Федерации, аппарате Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, центральном аппарате Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации и центральном аппарате Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, определяется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
Лицам, прикомандированным к федеральным органам исполнительной власти (кроме указанных в подпункте "е" настоящего пункта), а также лицам, получившим непосредственно перед увольнением только заработную плату в порядке и размерах, установленных для работников органов, министерств, ведомств и организаций, к которым они были прикомандированы, - должностной оклад, установленный по аналогичной должности для состоящих на службе соответственно офицеров и лиц начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, оклад по воинскому или специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего (ежемесячную надбавку к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет)), исчисленную из этих окладов
Пунктом 14 указанного Постановления Правительства Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, увеличения (индексации) должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих, изменения размеров денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, указанного в статье 43 Закона, либо увеличения расчётного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона, пенсии (в том числе исчисленные в минимальных размерах), надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, назначенные в соответствии с Законом, подлежат пересмотру в следующем порядке:
в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации и их семьям. При этом ранее назначенные пенсии пересчитываются по нормам, установленным Законом, исходя из суммы увеличенного денежного довольствия в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 10, 12 и 13 настоящего постановления, а минимальные размеры пенсии, надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий определяются исходя из расчётного размера пенсии, установленного на день, с которого производится перерасчёт пенсий;
в случае увеличения (индексации) должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих одновременно подлежат пересмотру исходя из этих должностных окладов пенсии, назначенные ранее уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, указанным в абзаце первом подпункта "д" пункта 9 настоящего постановления, если они приобретут право на получение пенсии в большем размере в связи с увеличением (индексацией) должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих. При этом ранее назначенные им пенсии пересчитываются по нормам, установленным Законом, исходя из суммы увеличенного денежного довольствия в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 10 и 12 настоящего постановления, а минимальные размеры пенсии, надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий определяются исходя из расчётного размера пенсии, установленного на день, с которого производится перерасчёт пенсий.
Согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральному закону от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" произошло с 1 января 2012 г. реформирование денежного довольствия отдельных категорий сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, которое не затронуло пенсионеров из числа судей военных судов, помощников судей военных судов. Указанным категориям пенсионеров порядок исчисления пенсий определяется Постановлениями Правительства Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Патрикеев А.Г. проходил службу в Вооружённых Силах Российской Федерации, с 5 ноября 2002 г. состоял в должности помощника председателя 101 гарнизонного военного суда и Абаканского гарнизонного военного суда, пенсия Патрикееву А.Г. назначена в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1.
Также из материалов дела следует, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 января 2012 г. N 12 "О порядке пересмотра пенсий некоторых категорий лиц, проходивших военную службу" должностной оклад бывшему помощнику председателя Абаканского гарнизонного военного суда Патрикееву А.Г. был увеличен в 5, 7 раз и составил 36 776 руб. 40 коп. Порядок расчёта пенсии Патрикееву А.Г. был приведён также в соответствие с вышеназванным Указом.
Условие для последующего пересмотра пенсии истцу, то есть после 1 января 2012 года, исходя из повышенных должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих, предусмотрено пунктом 4 Указа, в соответствии с которым указанные пенсии подлежат пересмотру исходя из этих окладов, если они приобретут право на получение пенсии в большем размере.
Судом установлено, что на 31 декабря 2011 г. оклад для исчисления пенсии истцу составлял 6058 рублей, с применением Указов Президента Российской Федерации N 572 от 3 мая 2012 г. (индекс 1, 06) с 1 октября 2012 г. и N 781 от 17 октября 2013 г. (индекс 1, 055) с 1 октября 2013 г. у Патрикеева А.Г. не возникает право на пенсию в размере большем, чем с применением к нему коэффициента 5, 7.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, на основании части 2 статьи 43 Закона Российской Федерации N 4468-1 пенсия истцу проиндексирована с 1 января 2012 г. по 1 января 2022 г.
Руководствуясь приведённым правовым регулированием, установив, что должностной оклад истца как федерального государственного служащего с учётом индексации должностных окладов не влечёт возникновение у истца права на получение пенсии в большем размере в связи с увеличением (индексацией) должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих, суды нижестоящих инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных Патрикеевым А.Г. требований.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, в том числе, о наличии оснований для перерасчёта пенсии в связи с увеличением после 1 января 2012 г. должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций и правильно отклонены по мотивам, подробно изложенным в судебных актах, и по существу сводятся к ошибочному толкованию норм материального права.
Иные доводы кассационной жалобы также не содержат предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ оснований, влекущих отмену принятых по делу судебных постановлений судом кассационной инстанции.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судами первой и апелляционной инстанции определены правильно, выводы судов подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ доказательств, представленных в материалы дела.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 14 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 25 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Патрикеева Александра Геннадьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.