Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 11 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 июня 2022 года, принятые по административному делу N 2а-347/2022 по административному иску Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" к руководителю Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу Позолотину С.И, Управлению Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК Восточного военного округа") обратилось в суд с административным исковым заявлением к руководителю Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу Позолотину С.И, Управлению Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданскому области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (далее - руководителю Хабаровскстат), в котором просило признать незаконным бездействие руководителя Хабаровскстата по не предоставлению ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ N.
В обоснование иска указано, что ответчиком проведена проверка соблюдения ФКУ "ОСК Восточного военного округа" порядка предоставления статистической отчетности. Заместителем руководителя Хабаровскстата вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ N по делу об административном правонарушении о привлечении ФКУ "ОСК Восточного военного округа" к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Посчитав, что нарушен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, ФКУ "ОСК Восточного военного округа" обратилось на имя руководителя Хабаровскстат с запросом от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации относительно допущенных нарушений. Ответ на указанное обращение в адрес ФКУ "ОСК Восточного военного округа" не направлялся.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 11 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 июня 2022 года в удовлетворении административного искового заявления ФКУ "ОСК Восточного военного округа" отказано.
17 ноября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ "ОСК Восточного военного округа", поданная через Центральный районный суд города Хабаровска 7 ноября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении требований административного истца.
В кассационной жалобе административный истец ссылается на то, что судами не установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Полагает, что ответчиком обращение должно было рассматриваться в порядке Федерального закона N 59-ФЗ, поскольку письмо является письмом-запросом, не отвечает признакам жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, так как в нем выводы постановления по существу не обсуждались, не указывалось, что юридическое лицо просит признать постановление незаконным и подлежащим отмене, в обращении сделан акцент на необходимость предоставления запрашиваемых сведений.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2022 года кассационная жалоба ФКУ "ОСК Восточного военного округа" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Реализация гражданами данного права регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, и приходя к выводу об отсутствии незаконных действий (бездействия) со стороны административного ответчика, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательствами в соответствии со статьей 84 КАС РФ, исходил из того, что обращение административного истца было расценено административным ответчиком как жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, в связи с чем ее рассмотрение назначено на ДД.ММ.ГГГГ, указанная жалоба рассмотрена, ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение, которым постановление по делу об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а жалоба представителя ФКУ "ОСК Восточного военного округа" без удовлетворения, при этом вопросы, поставленные в обращении от ДД.ММ.ГГГГ, фактически были разрешены при рассмотрении жалобы ФКУ "ОСК Восточного военного округа" на постановление от ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Согласно статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 19 (часть 1), закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями.
Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением заместителя руководителя Хабаровскстата от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ "ОСК Восточного военного округа" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Хабаровскстатом получено обращение ФКУ "ОСК Восточного военного округа" от ДД.ММ.ГГГГ N, в котором заявитель указывает на нарушение порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, просит предоставить информацию о том, на каком основании представителю ФКУ "ОСК Восточного военного округа" не вручено вынесенное постановление по делу об административном правонарушении и нарушены права в части соблюдения требований, установленных статьей 29.7 КоАП РФ (л.д. 14-15).
Указанное обращение ФКУ "ОСК Восточного военного округа" административным ответчиком расценено как жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, в связи с чем, ее рассмотрение назначено на ДД.ММ.ГГГГ.
Решением руководителя Хабаровскстата Позолотина С.И. от ДД.ММ.ГГГГ постановление по делу об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а жалоба представителя ФКУ "ОСК Восточного военного округа" Олейникова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ N без удовлетворения.
Из решения руководителя Хабаровскстата по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что фактов нарушения должностным лицом норм административного законодательства не установлено, доводы заявителя о нарушении порядка рассмотрения дела об административном правонарушении в ходе рассмотрения жалобы не подтвердились.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, поскольку поставленные в обращении ФКУ "ОСК Восточного военного округа" от ДД.ММ.ГГГГ вопросы фактически разрешены при рассмотрении жалобы ФКУ "ОСК Восточного военного округа" на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении жалобы принимал участие представитель истца, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии незаконных действий, бездействия со стороны административного ответчика и отсутствии нарушения прав административного истца.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых по делу судебных актов, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовые позиции административного истца, изложенные при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем, соответствующие позиции сторон уже были исследованы нижестоящими судами и верно отклонены в решении и апелляционном определении.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 11 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.