Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре Ивановой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-200/2022 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" к Региональной энергетической комиссии Кузбасса о признании нормативного правового акта недействующим с апелляционными жалобами административного ответчика Региональной энергетической комиссии Кузбасса и административного истца публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Кемеровского областного суда от 05 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Третьяковой О.А, представителя Региональной энергетической комиссии Кузбасса Федоровой В.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь", Общество) обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса, орган регулирования) от 14 июня 2022 года N 147 "Об установлении необходимой валовой выручки ПАО "Россети Сибири" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС") на 2021 год" (далее - Постановление N 147).
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемое постановление принято во исполнение решения Кемеровского областного суда от 13 декабря 2021 года по делу N 3а-244/2021, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 06 апреля 2022 года. Постановление N 147 по существу является замещающим нормативным правовым актом постановлений РЭК Кузбасса N 844 от 31 декабря 2020 года и N 162 от 01 июня 2021 года, однако при принятии оспариваемого нормативного правового акта регулирующим органом выводы суда не учтены. Так, расходы на возврат заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы приняты в заниженном размере, при этом РЭК Кузбасса пересмотрен размер фактического исполнения инвестиционной программы за 2017 и 2018 годы филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго-РЭС", который не оспаривался и на что не было указания в решении суда; расходы на обслуживание заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы, в нарушение решения суда, не учтены; занижена сумма корректировки выпадающих расходов.
Решением Кемеровского областного суда от 05 октября 2022 года оспариваемый нормативный правовой акт признан недействующим со дня его принятия.
В апелляционной жалобе Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, ссылаясь на незаконность постановленного судебного акта, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов указывает, что принимая оспариваемый судебный акт судом необоснованно не было учтено, что ранее органом регулирования уже были проанализированы основания для возврата заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы за 2017 и 2018 года в размере "данные изъяты".
По мнению апеллянта, нормативными правовыми актами в области регулирования тарифов не предусмотрена возможность учета органом регулирования в необходимой валовой выручке территориальной сетевой организации расходов на выполнение мероприятий инвестиционных программ в размере, превышающем величину средств, определенных в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе.
Доводы органа регулирования о том, что в процессе проведения анализа было установлено, что для исполнения инвестиционной программы в 2017 году у административного истца возникла необходимость в привлечении заемных средств (кредитов) в размере "данные изъяты", которые подлежали включению в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования, в связи с чем, размер фактического исполнения административным истцом инвестиционной программы за 2017 год органом регулирования не пересматривался, не приняты Кемеровским областным судом во внимание.
Основанием для пересмотра органом регулирования размера фактического исполнения инвестиционной программы за 2018 год послужило предписание Федеральной антимонопольной службы России от 23 июня 2020 года N СП/52467/20, а несобственная инициатива. Для исполнения инвестиционной программы филиалу ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго РЭС" требовалось привлечение заемных средств (кредитов) в 2017 и 2018 годах в размере "данные изъяты". и "данные изъяты", всего - "данные изъяты", которые с учетом положений пункта 32 Основ ценообразования подлежат включению в необходимую валовую выручку Общества на очередной период регулирования.
РЭК Кузбасса полагает, что отсутствие на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, вступившего в законную силу решения Кемеровского областного суда от 25 марта 2022 года по делу N 3а-59/2022, во исполнение которого 25 августа 2022 года органом регулирования было принято Постановление N 231, размеры необходимой валовой выручки не могли быть идентичны в указанный Кемеровским областным судом в обжалуемом решении период.
В апелляционной жалобе ПАО "Россети Сибирь" просит изменить мотивировочную часть постановленного решения, исключив следующие выводы суда, изложенные: в абзаце 7 на странице 4 со слов "... вследствие неверного расчета... " и заканчивая словами "... без какого-либо анализа и обоснования... "; на страницах 6-8 начиная со слов "Таким образом, регуляторные соглашения, заключенные с ПАО "Россети Сибирь"... " и заканчивая словами "... невозможно признать экономически обоснованными... "; абзац 6 на странице 8 начиная со слов "Более того, расходы на обслуживание заемных средств... " и заканчивая словами "... а потому подлежат корректировке с учетом выводов по данной статье... ", заменив их на выводы, соответствующие мотивировочной части решения Кемеровского областного суда от 13 декабря 2021 года по делу N 3а-244/2021; исключив выводы суда, изложенные: на странице 8 начиная со слов "... Корректировка в размере минус 60000 тыс.руб... " и заканчивая словами "... от 02 июля 2020 года (том 3 л.д. 20)... "; на странице 9 начиная со слов "... Исходя из установленных фактических обстоятельств... " и заканчивая словами "... В указанной части нарушений нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, РЭК Кузбасса не допущено... ", признав незаконными действия РЭК Кузбасса по исключению из суммы корректировки НВВ филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС" на 2021 год 60 млн.руб.
В обоснование указывает, что прежде чем оценивать законность произведенного РЭК Кузбасса анализа исполнения ИПР за 2017-2018 годы и выводов о размере необходимых для исполнения ИПР заемных средств, необходимо установить наличие у РЭК Кузбасса оснований для проведения вышеуказанного анализа исполнения ИПР за 2017-2018 годы в рамках исполнения решения по делу N 3а-244/2021.
Также апеллянт отмечает, что судом при вынесении решения по делу N 3а-244/2021 установлено, что РЭК Кузбасса (в предусмотренном законом порядке) признано исполнение филиалом ИПР в 2017-2018 годы; тарифной моделью Соглашения от 17 июля 2019 года предусмотрено включение в НВВ филиала расходов на возврат заемных средств, направленных на исполнение ИПР за 2017-2018 годы и расходов на их обслуживание за 2019 год. При этом решение суда не содержит выводов о неверном расчете РЭК Кузбасса расходов на возврат заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы в 2017 и 2018 годах и расходов на их обслуживание за 2019 год, а также выводов о необходимости пересмотра РЭК Кузбасса факта исполнения ИПР филиалом за 2017-2018 годы.
Нормативные правовые акты, устанавливающие НВВ филиала на 2019 и 2020 годы и принятые на основании выписки из протокола заседания Правления РЭК Кузбасса от 31 декабря 2018 года N 88 и Заключения РЭК Кузбасса на 2020 год не оспорены в суде и не отменены, следовательно, основания для пересмотра результатов оценки исполнения филиалом ИПР за 2017-2018 годы при тарифном регулировании в следующих периодах отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела N 3а-244/2021 РЭК Кузбасса обосновала не включение расходов на возврат заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы за 2017 и 2018 годы и расходов на их обслуживание на 2019 год, единственным доводом, изложенном в Приказе ФАС России от 23 апреля 2021 года N 394/21, что Соглашение от 17 июля 2019 года не согласовано с ФАС России, в связи с чем является нелегитимным. Указанный довод судом признан несоответствующим действующему законодательству.
Таким образом, суд должен был установить факт несоответствия действий РЭК Кузбасса по пересмотру обстоятельств исполнения ИПР за 2017-2018 годы, в том числе, за счет заемных средств, мотивировочной части решения по делу N 3а-244/2021 и указать, что такие действия не могли быть произведены в рамках исполнения решения по делу N 3а-244/2021.
Относительно выводов суда, изложенных в абзацах 7-8 на странице 6, абзаце 1 на странице 7 решения и примечания, отраженного в абзаце 1 страницы 12 Приложении N 3 к Соглашению от 17 июля 2019 года апеллянт полагает, что оценка исполнения ИПР производится и фактически произведена в соответствии с действующим законодательством; на момент заключения Соглашения от 17 сентября 2022 года факт исполнения ИПР за 2017-2018 годы был известен РЭК Кузбасса; исходя из содержания экспертных заключений РЭК Кузбасса, положенных в основу принятия постановлений РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 года N 844 и от 01 июня 2021 года N 162, результаты исполнения РЭК Кузбасса ИПР за 2017-2018 годы за счет кредитных средств не пересматривались. Таким образом, оценивая законность оспариваемого нормативного правового акта, суд должен основывать свои выводы исходя из мотивировочной части решения по делу N 3а-244/2021, а не проверять исполнение филиалом ИПР за 2017-2018 годы.
Кроме того, исполняя решение по делу N 3а-244/2021 и принимая Постановление N 147 РЭК Кузбасса должна пересмотреть корректировку выпадающих расходов за 2017-2019 годы в целом и учесть все возникающие при этом выпадающие доходы НВВ сетевой организации.
В письменных возражениях прокурор, участвовавший в деле, выражает мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционных жалоб.
Региональная энергетическая комиссия Кузбасса в возражениях на апелляционную жалобу ПАО "Россети Сибирь" указывает на несогласие с представленными в ней доводами.
ПАО "Россети Сибирь" в возражениях на апелляционную жалобу РЭК Кузбасса также указывает на несогласие с доводами административного ответчика.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания), иных нормативных правовых актов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 1.2 Положения о Региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 19 марта 2020 года N 142 "О Региональной энергетической комиссии Кузбасса", установлено, что РЭК Кузбасса является исполнительным органом Кемеровской области-Кузбасса специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области - Кузбасса.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, в надлежащей форме с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования.
Согласно абзацу 13 пункта 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда или принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).
Из материалов дела следует, что на территории Кемеровской области-Кузбасса филиал ПАО "Россети Сибирь" - Кузбассэнерго РЭС" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.
31 декабря 2020 года РЭК Кузбасса принято постановление N 844 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 года N 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области" пунктом 5 приложения N 2 к которому установлена необходимая валовая выручка (без учета потерь) для территориальной сетевой организации филиала ПАО "Россети Сибирь" - Кузбассэнерго РЭС" на 2021 год в размере "данные изъяты".
В эту же дату РЭК Кузбасса принято постановление N 845 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год", которое содержало аналогичные положения относительно размера необходимой валовой выручки ПАО "Россети Сибирь" - Кузбассэнерго РЭС" на 2021 год.
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 23 апреля 2021 года N 394/21 постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года N 845 отменено с 01 июня 2021 года, на РЭК Кузбасса возложена обязанность установить и ввести в действие не позднее 01 июня 2021 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Во исполнение приказа ФАС России РЭК Кузбасса 01 июня 2021 года принято постановление N 162 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса и внесении изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 25 февраля 2021 года N 83 "О внесении изменений в постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года N 843 "Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы, платы заявителей до 15 кВт включительно за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год", от 31 декабря 2020 года N 845 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год", пунктом 5 таблицы 2 приложения N 1 к которому для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго РЭС" установлена необходимая валовая выручка (без учета потерь) на 2021 год в размере "данные изъяты".
Приказом ФАС России постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 01 июня 2021 года N 162 отменено с 01 октября 2021 года.
Решением Кемеровского областного суда от 13 декабря 2021 года по делу N 3а-244/2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 06 апреля 2022 года (N 66а-409/2022), признаны недействующими с момента принятия:
- постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года N 844 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 года N 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области" пунктом 5 приложения N 2 к которому установлена необходимая валовая выручка (без учета потерь) для территориальной сетевой организации филиала ПАО "Россети Сибирь" - Кузбассэнерго РЭС" на 2021 год в размере "данные изъяты".;
- постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 01 июня 2021 года N 162 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса и внесении изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 25 февраля 2021 года N 83 "О внесении изменений в постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года N 843 "Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы, платы заявителей до 15 кВт включительно за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год", от 31 декабря 2020 года N 845 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год", пунктом 5 таблицы 2 приложения N 1 к которому для филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго РЭС" установлена необходимая валовая выручка (без учета потерь) на 2021 год в размере "данные изъяты".
14 июня 2022 года во исполнение вышеуказанных судебных актов Региональной энергетической комиссией Кузбасса принято оспариваемое постановление N 147 "Об установлении необходимой валовой выручки ПАО "Россети Сибири (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС") на 2021 год".
Пунктом 1 Постановления N 147 для ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС") установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь с 01 января 2021 года по 30 сентября 2021 года в сумме "данные изъяты".
Как следует из экспертного заключения, содержащеего экономическое обоснование принятого оспариваемого нормативного правового акта, для подтверждения основания возврата заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы за 2017, 2018 годы исправлена ошибка при расчете размера корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 и 2018 годы, осуществлен расчет размера названной корректировки в соответствии с Методическими указаниями, а также потребности в заемных средствах.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Пунктами 5 и 9 Методических указаний, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются отдельно на каждый финансовый год долгосрочного периода регулирования, при этом необходимая валовая выручка регулируемой организации подлежит ежегодной корректировке.
На основании абзаца 10 пункта 7 Основ ценообразования в случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования тарифов).
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 22, 23, 28 Правил регулирования тарифов).
В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении, с учетом особенностей, предусмотренных абзацами вторым - десятым настоящего пункта. Средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата. При этом регулирующие органы обязаны учитывать расходы, связанные с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с даты поступления средств на реализацию проекта, обеспечить учет таких расходов при расчете регулируемых цен (тарифов) на последующие расчетные периоды регулирования в течение всего согласованного срока окупаемости проекта.
В случае если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, из необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам). При пересмотре указанной инвестиционной программы необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, на очередной период регулирования корректируется с учетом изменения объемов финансирования инвестиционной программы за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам).
Определению размера расходов на обслуживание и возврат заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы и подлежащих возмещению, предшествует анализ исполнения программы исходя из инвестиционных проектов и источников их финансирования.
Как установлено судом первой инстанции, РЭК Кузбасса по результатам проведенного анализа в соответствии с формулой 9 пункта 11 Методических указаний определилавеличины корректировки необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 год в размере "данные изъяты", а на 2018 год - в размере "данные изъяты", которые составили объем заемных средств (кредитов), необходимых сетевой организации для исполнения инвестиционной программы в 2017 и 2018 годы.
Поскольку в каждом случае величина фактического освоения инвестиционной программы превышала объем собственных средств на финансирование инвестиционной программы, предусмотренных в НВВ, регулирующим органом разница данных показателей принята как объем заемных средств (кредитов), необходимых сетевой организации для исполнения инвестиционной программы в 2017 и 2018 годах, в свою очередь корректировка инвестиционной программы принята равной нолю.
Из содержания представленного регулирующим органом анализа инвестиционной программы за 2017 и 2018 годы, результаты которого использовались при осуществлении вышеуказанных расчетов в качестве величины фактического освоения (исполнения) инвестиционной программы в совокупности с показателями, утвержденными приказом Минэнерго России от 28 декабря 2017 года N 30@ в части 2017 года видно, что в ряде случаев расходы по инвестиционным проектам приняты в размере большем, чем запланировано инвестиционной программой на отчетный год и (или) заявлено предприятием, расходы на часть многолетних инвестиционных проектов за отчетный год не приняты со ссылкой на отсутствие ввода в основные фонды, тогда как не истек срок реализации проекта в целом.
При этом, как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, какого-либо экономического и правового обоснования примененного подхода к анализу исполнения инвестиционной программы и определению величины ее фактического освоения в целях установления потребности сетевой организации в заемных средствах суду не представлено. РЭК Кузбасса по своему усмотрению внесены изменения в размер финансирования части инвестиционных проектов, перераспределены объемы их финансирования по годам, чем допущены нарушения установленного порядка определения расходов на инвестиции.
Суд первой инстанции подробно изложил мотивы, по которым пришел к указанным выводам, оснований не согласиться с которыми у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного истца со ссылками на регуляторные соглашения и приведенные в них суммы расходов на обслуживание и возврат заемных средств судебная коллегия находит несостоятельными и подлежащими отклонению, поскольку из решения Кемеровского областного суда от 13 декабря 2021 года по административному делу N 3а-244/2021 следует, что затраты по указанной статье расходов подлежат учету по результатам анализа и соответствующего обоснования, а соглашения, заключенные с ПАО "Россети Сибирь", предусматривают возможность осуществления корректировки указанных значений расходов.
При определении размера корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 год, учтена фактическая величина финансирования инвестиционной программы, учтенная РЭК Кузбасса в тарифе на 2019 год - "данные изъяты". за вычетом затрат учтенных в НВВ филиала, как выпадающих расходов по пункту 87 Основ ценообразования, что не свидетельствует о необоснованном определении размера исполнения инвестиционной программы за 2017 год.
Определяя размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год, РЭК Кузбасса учла фактическую величину финансирования инвестиционной программы на 2018 год с учетом предписания ФАС России N СП/52467/20 от 23 июня 2020 года в размере 1086753, 72 тыс. руб, что также не противоречит требованиям законодательства о ценообразовании, в частности абзаца 13 пункта 7 Основ ценообразования, который допускает возможность пересмотра на основании предписания Федеральной антимонопольной службы России.
При принятии заменяющего нормативного правового акта в НВВ филиала ПАО "Россети Сибирь" - Кузбассэнерго РЭС" на 2021 год по статье "Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка" учтено "данные изъяты", отрицательная корректировка в размере минус "данные изъяты". исключена из расчета необходимой валовой выручки вместо ранее исчисленной в размере минус "данные изъяты".
Разница, составившая минус "данные изъяты", учтена регулирующим органом в НВВ филиала на 2020 год во исполнение предписания Федеральной антимонопольной службы России N СП/52467/20 от 23 июня 2020 год, с учетом решения ФАС России N СП/55406/20 от 02 июля 2020 года, при вынесении органом регулирования постановления от 30 сентября 2020 года N 247.
Поскольку РЭК Кузбасса при принятии заменяющего нормативного правового акта принимались во внимание только значения тех расходов, выводы о которых содержались в решении Кемеровского областного суда от 13 декабря 2021 года по административному делу N 3а-244/2021, то оснований для пересмотра иных значений не имелось. К тому же, разница в минус "данные изъяты". учтена при принятии другого тарифного решения, что при рассмотрении настоящего административного дела прав общества не нарушает.
Выводы суда первой инстанции в части разного размера необходимой валовой выручки на один и тот же период регулирования, вопреки доводам жалобы административного ответчика, являются правильными. Судом указанному обстоятельству дана надлежащая правовая оценка, с приведением убедительной аргументации, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим со дня его принятия, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, апелляционные жалобы не содержат доводов, опровергающих выводы Кемеровского областного суда, они аналогичны позиции сторон в суде первой инстанции, которой суд дал необходимую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 05 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Региональной энергетической комиссии Кузбасса и публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Кемеровский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 января 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.