Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 13 июля 2022 года (N 2а-703/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 октября 2022 года (N 33а-3343/2022) по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Республики Карелия, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, УФСИН России по Республике Карелия о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
первый заместитель прокурора Республики Карелия обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Карелия, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия по тем основаниям, что надзорными мероприятиями, проводимыми прокуратурой Республики Карелия, установлено, что в следственных изоляторах УФСИН России по Республике Карелия длительное время не обеспечиваются установленные законом бытовые условия содержания лиц, заключенных под стражу, а именно не исполняется требование о норме санитарной площади в следственных изоляторах в размере не менее 4 кв.м. на человека. Меры прокурорского реагирования рассматриваются формально, реальные меры по устранению указанного нарушения закона не принимаются. Ссылаясь на отсутствие финансирования для строительства новых специализированных помещений, административные ответчики не принимают достаточных и эффективных комплексных мер к реализации иных вариантов разрешения ситуации в целях обеспечения исполнения требований закона, в том числе предлагаемых органами прокуратуры. Следственные изоляторы на протяжении 2021 и 2022 г.г. заполняются обвиняемыми и осужденными сверх установленного лимита, в связи с чем в камерах СИЗО не соблюдаются требования части 5 статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" о нормах санитарной площади. Несмотря на направленные прокуратурой в адрес начальника УФСИН России по Республике Карелия представления, требования об обеспечении исполнения требований закона о норме санитарной площади в камерах остаются неисполненными.
На основании изложенного административный истец просил признать незаконным непринятие УФСИН России по Республике Карелия, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия исчерпывающих и действенных мер по созданию лицам, заключенным под стражу, надлежащих условий содержания путем обеспечения лиц, находящихся под стражей, санитарной площадью не менее 4 кв.м. на одного человека; обязать УФСИН России по Республике Карелия, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия устранить нарушение закона путем обеспечения лиц, находящихся под стражей, санитарной площадью в размере не менее 4 кв.м. на одного человека.
Решением суда административный иск удовлетворен частично. Признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия и УФСИН России по Республике Карелия в части непринятия мер по обеспечению подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, нормой санитарной площади в камере на одного человека в размере 4 кв.м. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 октября 2022 года решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 13 июля 2022 года в части отказа в удовлетворении требований об обязании совершить определенные действия отменено, принято в указанной части новое решение об удовлетворении заявленных требований.
На УФСИН России по Республике Карелия, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия возложена обязанность в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, нормой санитарной площади в камере из расчета не менее 4 квадратных метров на одного человека.
В остальной части решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 13 июля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 13 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 октября 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 28 ноября 2022 года, ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия ставят вопрос об отмене судебных актов, полагая их необоснованными, настаивая на отсутствии незаконного бездействия.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судом установлено, что в ходе проведения надзорных мероприятий, проводимых прокуратурой Республики Карелия на системной основе, установлено, что в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия длительное время не выполняется требование Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Приказом Минюста России от 16 марта 2021 года N 38 "О ликвидации федеральных казенных учреждений, создания, ликвидации изолированных участков с различными видами режима, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, изменение вида режима исправительных учреждений, установлении лимитов наполнения исправительных учреждений и следственных изоляторов, утверждении Перечня исправительных учреждений, на территории которых созданы помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов" установлен лимит наполнения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия - 259 мест (ранее - 289 мест).
Из справок, предоставленных ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, УФСИН России по Республике Карелия следует, что с августа 2021 года по апрель 2022 года, за исключением ноября 2021 года, численность лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, превышала установленный лимит, в связи с этим не соблюдаются требования части 5 статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" о норме санитарной площади в камере в размере 4 кв.м. на одного человека.
С целью устранения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия нарушений требований закона о норме санитарной площади в камере в размере 4 кв.м. на одного человека прокуратурой Республики Карелия неоднократно вносились представления в адрес начальника УФСИН России по Республике Карелия (2 сентября 2021 года, 26 октября 2021 года, 9 декабря 2021 года, 24 января 2022 года).
В ответах на представления сообщалось, что вопросы наполнения следственных изоляторов держатся УФСИН России по Республике Карелия на контроле, принимаются меры к перераспределению обвиняемых и осужденных между следственными изоляторами, однако требования о норме санитарной площади в камерах оставались не исполненными.
1 апреля 2022 года, полагая, что административными ответчиками допускается незаконное бездействие по неустранению нарушений федерального законодательства, а ответы на меры прокурорского реагирования являются формальными, прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в полномочия административных ответчиков входит решение вопросов по приему подозреваемых и обвиняемых в следственный изолятор и их размещение с соблюдением, в том числе, требований о санитарной площади, однако, административными ответчиками не соблюдается требование Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" о норме санитарной площади в отношении обвиняемых и подозреваемых.
С указанным выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при осуществлении прокурорского надзора, в том числе надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в частности, в защиту прав и законных интересов лишенных свободы лиц, содержащим требование о соблюдении условий их содержания, например об обеспечении минимальными нормами питания, о надлежащем материально-бытовом обеспечении (часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 года первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.
В силу части 5 статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Подозреваемые и обвиняемые женщины могут иметь при себе детей в возрасте до трех лет. Норма санитарной площади в камере на каждого ребенка в возрасте до трех лет, находящегося вместе с матерью, устанавливается в размере не менее четырех квадратных метров (часть 1 статьи 30 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Согласно подпунктам 3 и 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, основными задачами ФСИН России являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии с Положением об УФСИН России по Республике Карелия, утвержденным приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года N 518, УФСИН России по Республике Карелия является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений (пункт 1). Управление, в частности, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правопорядок и законность в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах (подпункт 1 пункта 15); осуществляет контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста (подпункт 2 пункта 15).
Согласно уставу ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, являющему приложением N 2 к приказу ФСИН России от 4 февраля 2011 года N 62, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации (пункт 1.1). Предметом и целями деятельности ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия являются, в том числе, содержание под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных; обеспечение правопорядка и законности в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия; создание подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов (пункт 2.1).
Как предусмотрено пунктами 2.5.1, 2.5.2 Устава, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, правопорядок и законность в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия; условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных; осуществляет прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных и размещение их по камерам в соответствии с установленными нормами и требованиями.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия систематически допускается нарушение прав содержащихся в учреждении лиц на соблюдение санитарной нормы площади в камере на одного человека.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконном бездействии административных ответчиков по обеспечению установленной законом санитарной нормы площади в камере на одного человека.
Доказательств, свидетельствующих о том, что со стороны административных ответчиков предпринимаются действенные меры к внутренней реорганизации деятельности учреждений, направленной на устранение нарушений федерального законодательства в части соблюдения санитарной нормы площади в камере на одного человека, не было представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Учитывая, что при рассмотрении настоящего дела установлен факт нарушения административными ответчиками требований закона по соблюдению санитарной нормы площади в камере на одного человека, принимая во внимание задачи и принципы административного судопроизводства, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на административных ответчиков следует возложить обязанность в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, нормой санитарной площади в камере из расчета не менее 4 квадратных метров на одного человека.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований об обязании совершить определенные действия было обоснованно отменено судом апелляционной инстанции с принятием нового решения об удовлетворении административного иска в указанной части.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений судом кассационной инстанции, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в неотмененной части решения суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 13 июля 2022 года в неизмененной апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 октября 2022 года части и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия - без удовлетворения.
Решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 13 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 октября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 8 февраля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.