Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Акчуриной Г.Ж, судей Смородиновой Н.С, Ерохиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению комитета лесного хозяйства Московской области к Здравомыслову Дмитрию Олеговичу о расторжении договора аренды участка лесного фонда
по кассационной жалобе комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Одинцовского городского суда Московской области от 12 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Смородиновой Н.С, судебная коллегия
установила:
комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с исковым заявлением к Здравомыслову Д.О. о расторжении договора аренды участка площадью 0, 12 га, расположенного по адресу: "адрес", Москворецкое лесничество, Хлюпинское участковое лесничество, квартал N выдел 3, 4 лесного фонда, N от 22 декабря 2008 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между сторонами был заключен договор аренды долгосрочного пользования лесного участка площадью 0, 12 га в квартале 99 выдел 3, 4 Москворецкого лесничества Хлюпинского участкового лесничества Одинцовского района Московской области сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Договор прошел государственную регистрацию 17 августа 2011 года. Согласно договору лесопользователь обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором, а также в течение 6-ти месяцев со дня государственной регистрации договора разработать и предоставить комитету лесного хозяйства проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы. Срок действия проекта освоения лесов истек 31 декабря 2018 года, новый проект освоения лесов до настоящего времени ответчиком не представлен, что является существенным нарушением договора аренды. Направленные 29 октября 2019 года и 30 апреля 2021 года истцом в адрес ответчика претензии с требованием о досрочном расторжении договора остались без удовлетворения.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 12 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 августа 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе комитет лесного хозяйства Московской области, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 22 декабря 2008 года между комитетом лесного хозяйства Московской области и Здравомысловым Д.О. заключен договор аренды долгосрочного пользования лесного участка площадью 0, 12 га в квартале 99 выдел 3, 4 Москворецкого лесничества Хлюпинского участкового лесничества Одинцовского района Московской области для осуществления рекреационной деятельности сроком до 18 апреля 2052 года.
1 января 2019 года вступил в силу приказ комитета лесного хозяйства от 14 декабря 2018 года N 26-П-2994, которым утвержден новый лесохозяйственный регламент Звенигородского лесничества Московской области.
Срок действия существующего проекта освоения лесов истек 31 декабря 2018 года.
23 июля 2021 года Здравомыслов Д.О. подал заявку на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Согласно сообщению комитета лесного хозяйства Московской области от 30 сентября 2021 года при проведении пространственного анализа представленных данных в системе координат МСК 50 и границ земель лесного фонда, содержащихся в Государственном лесном реестре выявлен факт отсутствия наложения границ земельного участка относительно земель лесного фонда, что подтверждается планом.
В ответе на обращение Здравомыслова Д.О. от 22 октября 2021 года комитет лесного хозяйства Московской области сообщил, что согласно Единому государственному реестру недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок площадью 0, 12 га с кадастровым номером N имеет категорию земель "Земли лесного фонда" и расположен в границах земель лесного фонда.
14 марта 2022 года в ответ на обращение Здравомыслова Д.О. комитет лесного хозяйства Московской области сообщил, что спорный земельный участок стоит на государственном кадастровом учете без координат границ, в связи с чем необходимо уточнить границы земельного (лесного) участка и обратиться в комитет с заявлением об утверждении проектной документации лесного участка.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок не расположен в пределах земель лесного фонда, что является объективной причиной невозможности составления проекта освоения лесов, при этом Здравомысловым Д.О. предпринимались меры по исполнению указанного договора аренды, а именно с целью подготовки проекта освоения лесов, однако он не был исполнен по объективным причинам, не зависящим от ответчика.
Кроме того, судом первой инстанции принято во внимание то обстоятельство, что ответчик неоднократно обращался с жалобами на совместный осмотр земельного участка, однако ответа не получил.
Проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции, а также оценкой представленных сторонами доказательств согласился.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия суда апелляционной инстанции отметила, что претензия с требованием о расторжении договора аренды лесного участка была направлена комитетом в адрес ответчика 30 апреля 2021 года, а исковое заявление направлено в адрес суда 16 февраля 2022 года, то есть до окончания переписки между сторонами и установления всех обстоятельств, а также на то, что расторжение договора в сложившейся ситуации является крайней мерой и оснований для ее применения не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что постановленные судебные акты не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены при неправильном применении норм материального права и процессуального права ввиду следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 3); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1; статья 76, часть 2).
Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления от 9 января 1998 года N 1-П и от 7 июня 2000 года N 10-П, Определения от 27 июня 2000 года N 92-О, от 3 февраля 2010 года N 238-О-О).
По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Исходя из положений статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются, в том числе создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации, как в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора аренды, так и в действующей редакции, предусмотрена обязанность арендатора лесного участка составить проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В соответствии с части 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации в действующей на момент разрешения заявленного спора редакции, невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Указанные положения применительно к случаям невыполнения лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов, а также воспроизводства лесов содержатся в части 3 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. Основанием для расторжения договора по требованию одной из сторон в судебном порядке является существенное нарушение договора другой стороной либо иные основания, прямо предусмотренные законом или договором.
При регулировании правоотношений сторон по договору аренды лесного участка приоритетными являются положения Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым установлена обязательность лесных регламентов и проектов освоения лесов.
Выполнение утвержденного в особой процедуре проекта освоения лесов является обязательным для арендатора при осуществлении деятельности. Осуществление действий с его нарушением либо в его отсутствие свидетельствует о противоправности поведения данного лица.
Вышеприведенные нормы права судами первой и апелляционной инстанций оставлены без внимания, равно как не учтено, что по смыслу статей 25, 72 Лесного кодекса Российской Федерации главным существенным условием данного договора является условие о его предмете - лесном участке, и закон отнес к числу существенных условий договора аренды лесного участка также и условия, определяющие целевое назначение лесных участков.
Исходя из положений статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, участки лесного фонда могут передаваться в аренду для осуществления следующих видов лесопользования: заготовка древесины, живицы, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты, сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной, рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство, реконструкция и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов и иных видов, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Указанные виды использования лесов отражаются в проекте освоения лесов и лесной декларации.
Проект освоения лесов составляется арендатором лесного участка, состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 88 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесной декларацией называется заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, которое арендаторы ежегодно подают в органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 26 Лесного кодекса Российской Федерации).
Правовое значение требований, содержащихся в указанных документах, для аренды лесных участков проявляется, в частности, в том, что к числу особых оснований досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, указанных в Лесном кодексе Российской Федерации.
При таком положении требования договора аренды о составлении проекта освоения лесов арендатором не только отражает императивную обязанность последнего, установленную законом, но и относится к существенным условиям договора аренды относительно условий, определяющих целевое назначение лесных участков.
Как установлено судами и следует из материалов дела, спорный земельный участок площадью 1200 кв.м с кадастровым номером 50:20:0060293:116 имеет категорию земель "Земли лесного фонда", вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности, его границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены (л.д. 41-44).
Согласно письму комитета лесного хозяйства Московской области от 11 ноября 2021 года указанный земельный участок по площади и конфигурации расположен в границах земельного лесного фонда и по всей площади отнесен к землям лесного фонда (л.д. 59).
Доказательств того, что имеющиеся в ЕГРН записи о категории земель, виде разрешенного использования в отношении спорного земельного участка прекращены, погашены или признаны недействительными в установленном законом порядке, материалы дела не содержат.
Таким образом, при разрешении настоящего спора по имеющимся в деле доказательствам необходимых действий для установления таких юридически значимых обстоятельств как отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда и его расположение в границах земель лесного фонда, судом первой инстанции не осуществлено. При этом утверждение ответчика о том, что спорный земельный участок не имеет наложения границ на земли лесного фонда, не могло быть подтверждено либо опровергнуто без заключения эксперта по результатам судебной землеустроительной экспертизы, назначенной с соблюдением требований статей 79, 80 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке, установленном статьей 187 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и его оценки в судебном решении в совокупности с иными представленными по делу доказательствами в соответствии со статьями 67, 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что спорный земельный участок не расположен в пределах земель лесного фонда и, как следствие, об отказе в удовлетворении исковых требований о расторжении договора аренды лесного участка противоречат смыслу приведенных выше положений закона и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Указанные требования закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не выполнены.
В связи с этим апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 августа 2022 года нельзя признать законным и оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу фактическим обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 августа 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.