Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К, судей Ишимова И.А, Сапрыкиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-604/2022 по иску исполняющего обязанности Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России о возложении обязанности
по кассационной жалобе ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 13 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 01 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А, выслушав возражения прокурора Павловой О.А. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, в котором с учетом уточнений просил:
обязать ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) осужденных, трудоустроенных в столовой, пекарне, банно-прачечном комбинате, предусмотренных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 января 2021 года N 29н, а в случае отсутствия денежных средств, в течение трех месяцев с момента их поступления;
- при недостаточности либо отсутствии у ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области денежных средств для устранения указанных нарушений возложить на ФСИН России обязанность выделить денежные средств на указанные цели, куда довести их через свой территориальный орган - ГУФСИН России по Свердловской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что в ходе проверки исправительного учреждения в феврале 2021 года прокуратурой были выявлены нарушения требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно осужденные, трудоустроенные в столовой, пекарне, банно-прачечном комбинате, не прошли обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования).
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 13 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 01 ноября 2022 года, исковые требования удовлетворены: на ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) осужденных, трудоустроенных в столовой, пекарне и банно-прачечном комбинате, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 января 2021 года N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры", а в случае отсутствия денежных средств - в течение 3 месяцев со дня их поступления; на ФСИН России возложена обязанность при недостаточности либо отсутствии у ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области денежных средств на устранение нарушений в области санитарно-эпидемиологического законодательства в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на указанные цели через соответствующий территориальный орган - ГУФСИН России по Свердловской области.
В кассационной жалобе ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области просят судебные акты отменить. Считают, что суд необоснованно возложил на ФСИН России субсидиарную ответственность по обязательству ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области об устранении нарушений, так как исправительное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим возложенные на него задачи в соответствии с действующим законодательством. Судом не было учтено, что ФСИН России согласно нормам бюджетного законодательства является распорядителем бюджетных средств и главным распорядителем, но только в том случае, если данные лимиты денежных средств имеются в наличии, при их отсутствии ФСИН России не несет ответственности за недостаточность денежных средств. Обязанность по финансированию учреждений уголовно-исполнительной системы должна возлагаться на Минфин России, а не на территориальные органы. Обращают внимание, что согласно судебной практике Верховного Суда РФ возложение на ФСИН России указанной выше обязанности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Прокуратура Свердловской области в возражения на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные постановления оставить без изменения.
Представители ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия, проверяя в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ законность обжалуемых судебных постановлений, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает приведенные выше основания для их отмены.
Как установлено судами, в феврале 2021 года Тавдинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Свердловской области проверено соблюдение администрацией ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области требований уголовно-исполнительного законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Проведенной проверкой установлено нарушение требований действующего законодательства, а именно, что осужденные, трудоустроенные в столовой, пекарне и банно-прачечном комбинате, не прошли обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования).
В этой связи 12 февраля 2021 года в адрес начальника ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области внесено представление об устранении выявленных нарушений, которые в ходе рассмотрения указанного представления были признаны администрацией исправительного учреждения, но не устранены.
Из ответа начальника ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области от 11 марта 2021 года следует, что осужденные, трудоустроенные в столовой, пекарне и банно-прачечном комбинате учреждения, действительно не прошли обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования) ввиду отсутствия финансирования по данному направлению деятельности. При этом отмечено, что проведение медицинских осмотров в филиале МЧ-24 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России не представляется возможным в связи с отсутствием у филиала лицензии на данный вид деятельности. Также указано, что в целях устранения вероятных последствий указанных нарушений закона и трудовых прав осужденных, недопущения появления и распространения на территории ИУ очагов инфекционных заболеваний работники столовой и банно-прачечного комбината проходят ежедневный осмотр на кожные заболевания, а иные осужденные учреждения периодические медицинские осмотры и обследования, в том числе на инфекционные заболевания. В целях устранения причин и условий, способствующих выявленным нарушениям, руководство исправительного учреждения в устной форме обращалось в ГУФСИН России по Свердловской области с просьбой о решении вопроса по организации и проведению первичных и периодических медицинских осмотров осужденных, привлекаемых к труду. По информации Главного управления о решении данного вопроса до сведения учреждений будет доведено отдельным распорядительным документом.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 1, 11, 101, 103, 104 Уголовно-исполнительный кодекса РФ (далее - УИК РФ), ст.ст. 5, 209, 212, 213 Трудового кодекса РФ, ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пп. 1.2, 2.21 СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 года N 32, Уставом ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области, приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года N 518 "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний", ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", исходя из выявленных прокурором нарушений в сфере законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части непроведения предварительных и периодических медицинских осмотров осужденных, привлеченных к работе в столовой, на участке по выпечке хлеба, комбинате бытового обслуживания, пришел к выводу о возложении на ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области обязанности по их устранению, на ФСИН России, как главного распорядителя бюджетных средств, и ГУФСИН России по Свердловской области, как территориального органа, обязанности организовать финансовое обеспечение расходов по устранению выявленных нарушений в случае их недостаточности либо отсутствии у ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области.
Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными выводами суда и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с возложением на ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области обязанности по организации финансового обеспечения расходов на устранение выявленных нарушений законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
В силу ст. 13 названного выше Закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, в соответствии со ст. 38 указанного выше Закона осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.
Исходя из п. 1.2 Устава ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области функции и полномочия учредителя данного учреждения осуществляет ФСИН России. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России.
Согласно п. 1.3 Устава ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области учреждение находится в ведении ФСИН России.
Из пункта 4.1 Устава ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области следует, что управлением учреждением осуществляют ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области и руководство учреждения.
В пунктах 4.2, 4.3 Устава ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области закреплено, что ФСИН России в отношении учреждения осуществляет контроль деятельности и за использованием закрепленного за ним имущества, другие полномочия, предусмотренные законодательством РФ и иными нормативными правовым актами, а ГУФСИН России по Свердловской области осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, другие полномочия, предусмотренные законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами.
Как указано в пп. 5.8, 5.12 Устава ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области, источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации. При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
На основании подп. 2 п. 15 Положения о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года N 518, ГУФСИН России по Свердловской области, как территориальный орган ФСИН России, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений; контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных.
Также согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314, одной из основных задач ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных лиц, содержащихся под стражей. Из содержания подп. 6 п. 3 вышеуказанного Положения следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и Федеральных законов. Подпунктом 6 п. 7 Положения определено, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, ФСИН России, как главный распорядитель средств федерального бюджета, в силу полномочий, предоставленных ст. 158 БК РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Свердловской области, которое в свою очередь также доводит бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области.
Следовательно, приведенными выше положениями на ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области возложена прямая обязанность обеспечить финансирование ФКУ ИК ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области.
Доводы кассационной жалобы о том, что обжалуемые судебные постановления являются вмешательством в административно-хозяйственную деятельность ФСИН России и его территориального органа, являются несостоятельными, поскольку требования прокурора заявлены в связи с выявленными нарушениями требований закона, которые ответчики должны соблюдать. При установлении фактов нарушения закона прокурор в пределах возложенных на него полномочий вправе обращаться в суд с требованиями об устранении выявленных нарушений, влекущих угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Вопреки доводам кассационной жалобы судом не осуществлено вмешательство в административно-хозяйственную деятельность ответчиков, так как исполнение возложенной на них судом обязанности принять меры к соблюдению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусмотрено действующим законодательством и не может быть обусловлено усмотрением ответчиков.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, суд первый инстанции не вмешивался в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, не определял ни размер финансирования, ни порядок выделения средств, а указал на необходимость принятия мер к соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательство в отношении осужденных.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию ответчиков, являлись предметом рассмотрения нижестоящих судов и получили надлежащую правовую оценку.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.5-379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 13 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 01 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.