Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, с участием прокурора Пономаревой П.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славянского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Государственному казенному общеобразовательному учреждению Краснодарского края специальная (коррекционная) школа N 15 г. Славянска-на-Кубани о возложении обязанности выплатить денежную компенсацию за горячее питание, по кассационному представлению прокурора Краснодарского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения прокурора, поддержавшего кассационное представление, судебная коллегия
установила:
Славянский межрайонный прокурор Краснодарского края обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Государственному казенному общеобразовательному учреждению Краснодарского края специальная (коррекционная) школа N 15 г. Славянска-на-Кубани (далее - ГКОУ СКОШ N 15) о возложении обязанности выплатить денежную компенсацию за горячее питание.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребёнком - инвалидом и относится к категории детей, которые нуждаются в особой защите государства.
Прокуратурой проведена проверка, по итогам которой установлен факт неисполнения ответчиками за период с 2015 года по май 2021 года обязанности по обеспечению ребенка-инвалида ФИО1 бесплатным двухразовым питанием в виде сухого пайка или денежной компенсацией стоимости двухразового школьного питания.
ДД.ММ.ГГГГ директору ФИО2 N вынесено представление прокурора об устранении выявленных нарушений.
Однако, до настоящего времени ФИО1 не обеспечен мерами социальной поддержки.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд возложить на ответчика обязанность организовать предоставление компенсации (мер социальной поддержки) за питание несовершеннолетнего ФИО1 в период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложить на Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края обязанность предоставить финансирование компенсации (мер социальной поддержки) за питание несовершеннолетнего ФИО1 2007 года рождения за период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Славянского городского суда Краснодарского края от 2 декабря 2021 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Судом постановлено возложить на ГКОУ СКОШ N 15 обязанность произвести расчет суммы компенсации (мер социальной поддержки) за питание несовершеннолетнего ФИО1 за период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и организовать предоставление ФИО1 такой компенсации; возложить на Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края обязанность предоставить финансирование компенсации (мер социальной поддержки) за питание несовершеннолетнего ФИО1 за указанный период обучения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 сентября 2022 года указанное решение отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска прокурору отказано.
В кассационном представлении прокурор Краснодарского края, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, ставит вопрос об отмене апелляционного определения от 12 сентября 2022 года.
Доводы кассационного представления обосновывает тем, что образовательными организациями безусловно должно быть реализовано право обучающихся с ограниченными возможностями на получение двухразового горячего питания, так как статья 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации" является нормой прямого действия и не предполагает иного толкования, что не было учтено судом при принятии оспариваемого решения.
В отзыве на кассационное представление Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края не возражает против его удовлетворения.
В судебное заседание кассационного суда лица, участвующие в деле, кроме прокурора, не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель ГКОУ СКОШ N 15 направил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие ответчика. При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без участия неявившихся участников судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом.
Согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии МКУО "Центр диагностики и консультирования" г. Славянска-на-Кубани от ДД.ММ.ГГГГ N, подтвержден статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, указано, что он нуждается в организации специальных образовательных условий.
Из справки, представленной ГКОУ СКОШ N 15, несовершеннолетний ФИО1 обучается в 7 "Б" классе ГКОУ СКОШ N 15 г. Славянска-на-Кубани по индивидуальной форме обучения на дому, в соответствии с приказом о зачислении от ДД.ММ.ГГГГ N.
Таким образом, несовершеннолетний ФИО8 относится к категории детей, которые нуждаются в особой защите государства путём предоставления комплекса социальных прав, направленных на достойное поддержание жизненных потребностей несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации", пришел к выводу, что ФИО8, являющийся ребенком-инвалидом и получающий образовательные услуги в образовательном учреждении посредством домашнего обучения, обусловленном состоянием здоровья, не был обеспечен мерами социальной поддержки, в виде бесплатного горячего двухразового питания, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, руководствуясь положениями части 4 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которой обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приняв во внимание, что согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.06.2017 N 466 выплата денежной компенсации за питание носит заявительный характер и выплачивается не по факту зачисления обучающегося в образовательную организацию, а по факту обращения родителя (законного представителя) с соответствующим заявлением в образовательную организацию, установив отсутствие доказательств, подтверждающих обращение законного представителя ФИО8 в образовательную организацию с заявлением о выплате денежной компенсации за питание за указанный в иске период, а также отсутствие доказательств, препятствующих обращению за указанной компенсацией, пришел к выводу об отсутствии нарушения прав ребенка - инвалида.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что с такими выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, установления пособий и иных гарантий социальной защиты (часть 1 статьи 1; статьи 7 и 18; части 1 и 2 статьи 19; часть 1 статьи 21).
Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования призваны обеспечить равенство прав граждан в этой сфере независимо от социально-экономических и иных различий между ними. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, каждый ребенок в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации (Постановление от 15 мая 2006 г. N 5-П).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения муниципального района (пункт 11 части 1 статьи 15).
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее также- Закон об образовании).
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 упомянутого закона, к ним относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 34, статьей 37, пунктом 2 части 1 статьи 41 Закона об образовании организация питания обучающихся является обязанностью образовательного учреждения.
Согласно статье 17 вышеназванного закона образование в Российской Федерации может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Форму получения образования и форму обучения выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (пункт 1 части 3 статьи 44 Закона об образовании).
Обучение детей, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому. Основанием для этого является заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (часть 5 статьи 41 Закона об образовании).
Статья 79 Закона об образовании устанавливает особенности обучения лиц ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (часть 7).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2016 года N 07-81 "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому" дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
Анализ приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что предоставление бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одним из условий организации их обучения на дому, предусмотренным федеральным законодательством.
Положениями статей 14, 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены право и обязанности органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать эффективность использования бюджетных средств, определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
По смыслу положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" финансирование деятельности в сфере образования осуществляется различными уровнями бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования субъекта Российской Федерации могут возникать в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно принципам указанного Кодекса, местный бюджет является составной частью финансовой системы Российской Федерации. Исходя из этого недостаточность собственных средств на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, при этом, согласно положениям Конституции Российской Федерации, пункта 4 статьи 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации совместно с Российской Федерацией участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на образование. Обязанность создавать социально-экономические условия для получения образования возложена на федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.06.2017 N 466 утвержден порядок обеспечения отдельных категорий граждан питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации (далее- Порядок).
Закон об образовании вступил в силу с 1 сентября 2013 г, в связи с чем, во всех государственных образовательных организациях Краснодарского края, подведомственных министерству, в частности, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, организовано бесплатное двухразовое горячее питание в образовательной организации.
Согласно п.4 указанного Порядка получение компенсационных выплат носит заявительный характер с предоставлением определенных документов.
Учитывая п.4 Порядка обеспечения отдельных категорий граждан питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.06.2017 N 466, суд апелляционной инстанции установив, что денежная компенсация за питание носит заявительный характер и выплачивается не по факту зачисления обучающегося в образовательную организацию, а по факту обращения родителя (законного представителя) с соответствующим заявлением в образовательную организацию, принимая во внимание отсутствие доказательств обращения законного представителя ФИО8 - ФИО4, в образовательную организацию с заявлением о выплате денежной компенсации за питание за указанный в иске период, а также доказательств, препятствующих обращению за указанной компенсацией, пришел к выводу, что данная выплата не может быть перечислена законному представителю, на основании решения суда, оставив без внимания обстоятельства того, что обязанность по надлежащему информированию о необходимости подачи такого заявления возложена, в том числе, на образовательные организации, которые данную обязанность в отношении ребенка - инвалида ФИО8 не исполнили.
Между тем, суд первой инстанции при рассмотрении спора правильно установилимеющие юридическое значение для дела обстоятельства, а именно обстоятельства того, что ФИО8, являющийся ребенком-инвалидом и получающий образовательные услуги в образовательном учреждении посредством домашнего обучения, обусловленном состоянием здоровья, не был обеспечен мерами социальной поддержки в виде бесплатного горячего двухразового питания, а его законные представители не поставлены в известность о необходимости подачи заявления для обеспечения указанными мерами.
Судебная коллегия полагает, что приведенные обстоятельства свидетельствуют о незаконности и необоснованности принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции, в связи с чем, апелляционное определение нельзя признать законным, и по изложенным основаниям оно подлежит отмене.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции в полной мере установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, судебная коллегия полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 сентября 2022 года подлежит отмене с оставлением в силе решения Славянского городского суда Краснодарского края от 2 декабря 2021 года.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 сентября 2022 года отменить, оставить в силе решение Славянского городского суда Краснодарского края от 2 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.