Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-172/2022, УИД: 54RS0032-01-2021-002192-63 по иску прокурора Ордынского района Новосибирской области в интересах Клюшовой Татьяны Николаевны к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Новосибирской области о взыскании недоплаченных сумм компенсации при увольнении, по кассационной жалобе Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Новосибирской области на решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 20 апреля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 августа 2022г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Ордынского района Новосибирской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Клюшовой Татьяны Николаевны к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Новосибирской области (далее по тексту также МИФНС России N 19 по Новосибирской области) о взыскании недоплаченных сумм компенсации при увольнении.
Требования мотивированы тем, что в нарушение статей 11, 22 56, 136, 140 Трудового кодекса Российской Федерации Клюшовой Т.Н. при увольнении не произведена выплата полного окончательного расчета.
В связи с оптимизацией штатной структуры МИФНС России N 6 сокращены государственные гражданские служащие, в том числе Клюшова Т.Н, работавшая в должности специалиста 1 разряда отдела общего обеспечения.
В соответствии с приказами ФНС России от 27 апреля 2021 г, N ЕД-7-4/226 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области" УФНС России по Новосибирской области от 28 апреля 2021г. N 01-07/88@ "Об утверждении структур инспекций ФНС России по Новосибирской области" произведена реорганизация УФНС России по Новосибирской области. МИФНС N 6 по Новосибирской области включена в состав МИФНС России N 19 по Новосибирской области.
Обстоятельства не произведенных выплат, факта трудоустройства и увольнения подтверждаются справкой о размере задолженности по заработной плате, копией расчета денежного содержания, копией приказа о назначении на должность, копией служебного контракта, копией приказа об увольнении.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой им должностью и месячного оклада в соответствии с присвоением ему классных чинов, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функции государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В период с 1 июля 2020г. по 30 июня 2021г. работниками МИФНС N 6 Новосибирской области государственным гражданским служащим выплачивались средства материального стимулирования (за 2 квартал 2020 г, июль-сентябрь 2020 г, 3 квартал 2020 г, октябрь-декабрь 2020 г, 4 квартал 2020 г, январь-апрель 2021 г, май-июнь 2021 г, 1 квартал 2021 г.), которые не были учтены при расчете денежного содержания, выплачиваемого при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы.
Сумма недоначисленной и невыплаченной компенсации Клюшовой Т.Н. составляет 69404, 61 руб.
Ключевая ставка, применяемая для расчета компенсации за задержку выплат с июня 2021 года-5, 5%.
Учитывая, что права работника при увольнении МИФНС были нарушены, ему причинен моральный вред в размере 20000 руб.
Прокурор просил взыскать с Межрайонной ИФНС России N 19 по Новосибирской области в пользу Клюшовой Т.Н. задолженность в размере 69404, 61 руб, компенсацию за задержку выплаты 2951, 98 руб, моральный вред 20000 руб, на общую сумму 92356, 59 руб.
Решением Ордынского районного суда Новосибирской области от 20 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 августа 2022 г, постановлено: взыскать с Межрайонной ИФНС России N 19 по Новосибирской области в пользу Клюшовой Татьяны Николаевны задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей (четырехмесячное денежное содержание) в сумме 51417 руб. 32 коп, задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 17987 руб. 29 кон, компенсацию морального вреда в размере 3000 руб, всего: 72404 руб. 61 кон. Отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере 2951 руб. 98 коп.
В кассационной жалобе и.о. начальника Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Новосибирской области Беляев А.Б. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений в части удовлетворенных требований прокурора Ордынского района в интересах Клюшовой Т.Н, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Новосибирской области принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что приказом N от 5 мая 2015 г. Клюшова Т.Н. принята специалистом I разряда отдела общего обеспечения в МИФНС N 6 но Новосибирской области.
Согласно заключенному с Клюшовой Т.Н. служебному контракту N от 5 мая 2015 г. о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в МИФНС N 6 по Новосибирской области, истец занимала должность специалиста 1 разряда отдела общего обеспечения в МИФНС N 6 по Новосибирской области. По условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 2861 руб. в месяц; ежемесячной надбавки за особые условия в размере 50% от оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Также производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с приказами ФНС России от 27 апреля 2021 г. N ЕД-7-4/226 "О структуре Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области", УФНС России по Новосибирской области от 28 апреля 2021 г. N 01-07/88@ "Об утверждении структур инспекций ФНС России по Новосибирской области" произведена реорганизация УФНС России по Новосибирской области. МИФНС N 6 по Новосибирской области включена в состав МИФНС России N 19 по Новосибирской области.
Приказом от 13 августа 2021г. N с Клюшовой Т.Н. расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и 27 августа 2021 г. уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 41 календарных дней.
Также установлено, что приказами начальника Межрайонной ИФНС России N 6 по Новосибирской области Клюшовой Т.Н. систематически выплачивались средства материального стимулирования.
Так, на основании приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 28 сентября 2020 г. за 2 квартал 2020 г. ей было выплачено 16646 руб, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 28 сентября 2020 г. ей было выплачено 14462 руб, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 10 декабря 2020 г. ей было выплачено 13913 руб, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 22 декабря 2020 г. за 3 квартал 2020 г. ей было выплачено 15981 руб, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 22 апреля 2021 г. за 4 квартал 2020 г. ей было выплачено 18937 руб, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 11 мая 2021 г. ей было выплачено 21362 руб, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 21 июня 2021 г. ей было выплачено 22458 руб, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 21 июля 2021 г. - 30493 руб, которые не были учтены работодателем при исчислении и выплате четырехмесячного денежного содержания при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Разрешая спор и постанавливая по делу решение, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с Межрайонной ИФНС России N 19 по Новосибирской области в пользу Клюшовой Т.Н. задолженности по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей (четырехмесячное денежное содержание) в сумме 51417, 32 руб, задолженности по компенсации за использованный отпуск в размере 17987, 29 руб.
Установив, что ответчиком было допущено нарушение трудовых прав материального истца, выразившееся в неполной выплате причитающихся ему денежных средств при увольнении, что лишило истца возможности своевременно распорядиться денежными средствами для удовлетворения своих потребностей, исходя из длительности допущенного нарушения, поведения ответчика, не принявшего мер к восстановлению нарушенного трудового права работника, отсутствия доказательств о расстройстве здоровья истца, пришел к выводу о взыскании с Межрайонной ИФНС России N 19 по Новосибирской области в пользу Клюшовой Т.Н. компенсации морального вреда в размере 3000 руб.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании компенсации в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что суммы материального стимулирования до принятия судом решения по делу материальному истцу не начислялись, следовательно, оснований для взыскания компенсации за задержку причитающихся истцу выплат не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее по тексту также Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562).
Пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно Указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств для финансового обеспечения: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", действовавшего в спорный период, установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763, действовавшего в спорный период).
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу для исчисления спорной компенсационной выплаты относится определение правовой природы произведенных Клюшовой Т.Н. налоговой инспекцией в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования.
В соответствии с абзацем 1 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Таким образом, материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих осуществляется за счет денежных средств, имеющих целевой характер - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, то есть выделяемых Федеральной налоговой службой России именно на оплату труда, носят систематический характер и подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего и учету при исчислении среднего заработка.
Указанный вывод согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, в соответствии с которыми для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, приведенные выше разъяснения необходимо учитывать.
С учетом изложенного, доводы заявителя жалобы о том, что материальное стимулирование не входит в перечень основных и дополнительных выплат фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих, как и в состав гарантированного им денежного содержания, основаны на ошибочном толковании приведенных им в обоснование данной позиции норм материального права и не могут являться основанием к отмене принятых по делу судебных постановлений.
Согласно разъяснений, изложенные в Письмах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 марта 2019 г. N 18-4/10/В-2197, от 5 мая 2021 г. N 14-0/10/В-5300, в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.
При этом порядок выплаты средств материального стимулирования в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в составе денежного содержания гражданских служащих не согласуется с положениями указанных выше Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе, на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.
С учетом изложенного, судами первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворены заявленные прокурором Ордынского района Новосибирской области в интересах Клюшовой Т.Н. исковые требования о взыскании в ее пользу с МИФНС N 19 по Новосибирской области не доначисленной компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 51417, 32 руб, задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 17987, 29 руб, компенсации морального вреда в размере 3000 руб.
Спор относительно расчета взысканных сумм в части взыскания недоначисленной компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 51417, 32 руб, задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 17987, 29 руб. между сторонами отсутствует.
Ссылка в жалобе на отсутствие в обжалуемых судебных актах доводов в обоснование размера компенсации морального вреда со ссылкой на какие-либо доказательства является необоснованной.
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что материалами дела подтвержден факт неправомерных действий со стороны ответчика, не начислены и не выплачены заработанные денежные средства, чем были нарушены трудовые права материального истца Клюшовой Т.Н, в связи с чем, с ответчика в пользу истца правомерно взыскана компенсация морального вреда в размере 3000 руб, размер которой соответствует конкретным обстоятельствам дела и характеру причиненных истцу нравственных страданий, исходя из принципа разумности и справедливости.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судом первой и апелляционной инстанций неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемом судебном акте.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, аналогичны доводам апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 20 апреля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 августа 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.