Апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 18 октября 2022 г. по делу N 33а-274/2022
Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.
и судей - Бирюкова В.П, - Пестрикова О.В, при секретаре судебного заседания - Поялковой Е.О. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации - Трофимовой А.А. на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 29 июня 2022 года по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Шумаковой ФИО11 об оспаривании действий федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" и Министерства обороны Российской Федерации, связанных с определением размера дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Пестрикова О.В, объяснения представителя административного ответчика - Фроловой Н.Н. в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца - Сазонова Д.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление Шумаковой удовлетворено частично.
Суд признал незаконными действия федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее ФГКУ "Росвоенипотека") и Министерства обороны Российской Федерации, связанные с определением величины инвестиционного дохода, неучтенного на именном накопительном счете Шумаковой за период с ДД.ММ.ГГГГ по четвертый квартал 2020 года, в размере "данные изъяты" рублей.
Суд возложил на Министерство обороны Российской Федерации обязанность перечислить Шумаковой на расчетный счет N в "данные изъяты"", корреспондентский счет N, БИК N, ИНН N денежные средства в размере недополученного дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в сумме "данные изъяты"
В удовлетворении требований административного истца в превышающем размере судом отказано.
Этим же решением с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Шумаковой судом взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации - Трофимова просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей просьбы автор жалобы, ссылаясь на положения нормативных правовых актов в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, указывает, что, поскольку в силу правового регулирования Министерство обороны Российской Федерации непосредственно ведением реестра участников накопительно-ипотечной системы (далее НИС) и учетом их накоплений не занимается, а истец восстановлена в реестре участников указанной программы, оснований полагать, что ее права нарушены названным ответчиком, нет. При этом выплата военнослужащему недополученного инвестиционного дохода действующим законодательством не предусмотрена и наносит материальный ущерб не только Министерству обороны Российской Федерации, но и Российской Федерации в целом.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Сазонов просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, считая доводы жалобы несостоятельными.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находить оснований для ее удовлетворения, считая решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Так, предметом административного дела, по которому Хабаровским гарнизонным военным судом принято решение 17 февраля 2021 года, являлись правоотношения, связанные с бездействием ФГКУ "Росвоенипотека", не принявшим мер по учету на именном накопительном счете Шумаковой упущенного дохода от инвестирования денежных средств.
Предметом настоящего административного искового заявления является расчет этого упущенного инвестиционного дохода, произведенный ФГКУ "Росвоенипотека".
В соответствии с пунктом 57 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2021 года) (Приложение N 7 к Информации об итогах функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в 2020 году) сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в один период с административным истцом, составляет "данные изъяты" руб.
На именном накопительном счете Шумаковой по состоянию на 1 января 2021 года сумма такого дохода учтена в размере "данные изъяты"
Как следует из материалов дела, Шумаковой ввиду бездействия должностных лиц размер инвестиционного дохода, который не учтен на именном накопительном счете административного истца вследствие ее несвоевременного включения в реестр участников НИС, по состоянию на 1 января 2021 года должен составлять не "данные изъяты" рублей, а за вычетом уже учтенных "данные изъяты". Вместе с тем доход от инвестирования накоплений за указанный период административному истцу учтен не был.
Согласно пункту 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" одной из форм жилищного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является их участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, правила участия в которой, а также формирование, особенности инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, регулируются Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее Закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В силу пункта 6 этой же нормы Закона учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
В случае несвоевременного включения военнослужащих в реестр участников НИС по вине должностных лиц, отвечающих за своевременное выявление и учет военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр участников НИС, и военнослужащих, изъявивших желание стать участниками НИС, а также должностных лиц, отвечающих за включение в реестр участников НИС, права таких военнослужащих восстанавливаются путем доначисления на именной накопительный счет доходов от инвестиционных накоплений для жилищного обеспечения в размерах сумм совокупного дохода от инвестирования накоплений, аналогичным участникам НИС, своевременно включенным в реестр участников НИС на аналогичные даты включения (далее - упущенный доход), если участник НИС находился в реестре непрерывно.
Сумма упущенного дохода определяется на основании сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС, согласно приложению N 7 к Правилам раскрытия информации о формировании, об инвестировании и использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655 "О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
Восстановление упущенного дохода на именном накопительном счете участника НИС осуществляется в соответствии с пунктом 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655.
Таким образом, определение гарнизонным военным судом размера упущенного дохода исходя из Приложения N 7 к Информации об итогах функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, предоставленных ФГКУ "Росвоенипотека" является правильным.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 года N 449 функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС, возложены на Министерство обороны Российской Федерации, а для обеспечения функционирования НИС и реализации Министерством обороны Российской Федерации указанных функций постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N 800 в ведении указанного Министерства создано ФГКУ "Росвоенипотека".
В связи с изложенным судом первой инстанции обоснованно возложена на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по восстановлению прав административного истца в соответствии с компетенцией этого учреждения путем перечисления денежных средств на именной накопительный счет Шумаковой в размере недополученного дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Возложение на названного административного ответчика такой обязанности, вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа и не нарушает принцип разделения властей, поскольку восстановление прав Шумаковой, является обязанностью государственного органа, чьи должностные лица эти права нарушили.
С учетом изложенного, не находя оснований для отмены или изменения решения, руководствуясь ст.308, п.1 ст.309 и ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 29 июня 2022 года по административному делу по исковому заявлению Шумаковой ФИО13 об оспаривании действий федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" и Министерства обороны Российской Федерации, связанных с определением размера дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Принятые по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со для вынесения данного апелляционного определения.
Составление мотивированного апелляционного определения отложить до 28 октября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.