Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1493/2022 по иску Кидло Марины Ивановны к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области о признании протокола заседания оперативного штаба, решения оперативного штаба недействительными, отмене решения, возложении обязанности, по кассационной жалобе Кидло Марины Ивановны на решение Курганского городского суда Курганской области от 15 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 15 сентября 2022 года, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 15 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационных жалоб, объяснения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области Баега Е.С, наставившего на удовлетворении жалобы Управления, возражавшего против удовлетворения жалобы истца, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кидло М.И. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области (далее - УФССП России по Курганской области, Управление), с учетом уточнения исковых требований просила признать протокол заседания оперативного штаба УФССП России по Курганской области от 27 сентября 2021 года недействительным, обязать УФССП России по Курганской области отменить указанный протокол заседания оперативного штаба, признать решение оперативного штаба УФССП России по Курганской области от 01 октября 2021 года об отказе в принятии Кидло М.И. на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации недействительным, обязать УФССП России по Курганской области отменить указанное решение оперативного штаба, возложить на УФССП России обязанность по выдаче направления на прохождение медицинского освидетельствования, направления на проверку уровня физической подготовки Кидло М.И.
В обоснование иска указала, что более 12 лет занимала должность судебного пристава-исполнителя УФССП России по Курганской области. В связи с проведением организационно-штатных мероприятий в УФССП России по Курганской области она участвовала в профессиональном отборе для поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации. При прохождении профессионального психологического отбора ей была установлена третья группа профессиональной пригодности, в связи с чем решением оперативного штаба УФССП России по Курганской области было отказано в приеме на службы в органы принудительного исполнения Российской Федерации. Приказом руководителя УФССП России по Курганской области от 30 апреля 2020 года N 253-к она освобождена от ранее замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и назначена на должность главного специалиста-эксперта (по ведению депозитного счета) Кетовского районного отделения судебных приставов. Считала заключение о профессиональной пригодности и решение оперативного штаба в части отказа в приеме на службы в органы принудительного исполнения Российской Федерации незаконными. Решением Курганского городского суда Курганской области от 01 октября 2020 года признано незаконным решение оперативного штаба УФССП России по Курганской области, оформленное протоколом от 02 марта 2020 года N 5 в части отказа Кидло М.И. в поступлении на службу в органы принудительного исполнения. На УФССП России по Курганской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Кидло М.И. о приеме на службу в органы принудительного исполнения. 01 октября 2021 года ей направлено уведомление об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Однако, мотивированного решения она не получала. С данным решением она не согласна, поскольку работодателем не приведены мотивы и основания отказа в принятии на должность в органы принудительного исполнения. В процессе профессионального отбора ей была определена третья группа профессиональной пригодности, что допускается при приеме на службу в органы принудительного исполнения, следовательно работодатель должен был выдать ей направление на медицинское освидетельствование, и по его результатам оценивать пригодность к прохождению службы.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 15 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований Кидло М.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 15 сентября 2022 года решение Курганского городского суда Курганской области от 15 апреля 2022 года отменено.
Исковые требования Кидло М.И. к УФССП России по Курганской области о признании протокола заседания оперативного штаба, решения оперативного штаба недействительными, отмене решения, возложении обязанности удовлетворены частично.
Признано незаконным решение оперативного штаба УФССП России по Курганской области, выраженное в протоколе заседания оперативного штаба УФССП России по Курганской области от 27 сентября 2021 года, об отказе в принятии Кидло М.И. на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
На УФССП России по Курганской области возложена обязанность рассмотреть заявление Кидло М.И. о принятии на службу в органы принудительного исполнения.
В удовлетворении исковых требований Кидло М.И. о возложении на УФССП России по Курганской области обязанности отменить протокол заседания оперативного штаба УФССП России по Курганской области от 27 сентября 2021 года и решение оперативного штаба УФССП России по Курганской области от 01 октября 2021 года об отказе в принятии Кидло М.И. на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, выдать направление на прохождение медицинского освидетельствования и направление на проверку уровня физической подготовки Кидло М.И. отказано.
В кассационной жалобе Кидло М.И. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
В кассационной жалобе УФССП России по Курганской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного.
На кассационную жалобу УФССП России по Курганской области поступили письменные возражения Кидло М.И.
Истец Кидло М.И. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец Кидло М.И. с 19 марта 2008 года проходила государственную гражданскую службу в УФССП России по Курганской области.
Приказом руководителя УФССП России по Курганской области от 19 марта 2008 года N184-л/с Кидло М.И. назначена на должность судебного пристава-исполнителя Кетовского районного отдела судебных приставов.
В период с 03 августа 2009 года по 20 мая 2019 года Кидло М.И. занимала должности судебного пристава-исполнителя группы по работе с алиментами Курганского городского отдела судебных приставов N 2, ведущего специалиста-эксперта (дознавателя) Курганского городского отдела судебных приставов N 2, судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов, судебного пристава-исполнителя по исполнению особо важных исполнительных производств, судебного пристава-исполнителя Курганского городского отдела судебных приставов N 2.
Приказом руководителя УФССП России по Курганской области от 20 мая 2019 года N 289-к Кидло М.И. назначена на должность судебного пристава-исполнителя Курганского городского отдела судебных приставов N 4.
На основании приказа ФССП России от 01 января 2020 года N 63 "Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания УФССП России по Курганской области" и в связи с проведением организационно-штатных мероприятий Кидло М.И. 15 января 2020 года получено уведомление о сокращении замещаемой истцом должности, содержащее предложение поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
24 января 2020 года Кидло М.И. изъявила желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность судебного пристава-исполнителя Курганского городского отделения судебных приставов N 4 УФССП России по Курганской области.
17 февраля 2020 года истцу было выдано направление на проведение профессионального психологического отбора.
По результатам профессионального психологического отбора, ведущим специалистом-экспертом УФССП России по Курганской области в отношении Кидло М.И. установлена третья группа профессиональной пригодности и сделан вывод об условной рекомендации.
Решением оперативного штаба УФССП России по Курганской области от 02 марта 2020 года N 5 в связи с определением третьей категории группы профессиональной пригодности Кидло М.И. отказано в принятии на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Приказом руководителя УФССП России по Курганской области от 30 апреля 2020 года N 253-к Кидло М.И. освобождена от ранее замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и назначена на должность главного специалиста-эксперта (по ведению депозитного счета) Кетовского районного отделения судебных приставов.
Считая заключение о профессиональной пригодности и решение оперативного штаба в части отказа в приеме на службы в органы принудительного исполнения Российской Федерации незаконными, Кидло М.И. обратилась в Курганский городской суд с иском.
Решением Курганского городского суда от 01 октября 2020 года исковые требования Кидло М.И. удовлетворены частично. Признано незаконным решение оперативного штаба Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, оформленное протоколом от 02 марта 2020 года N 5, в части отказа Кидло М.И. в поступлении на службу в органы принудительного исполнения. На Управление Федеральной службы судебных приставов по Курганской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Кидло М.И. о приеме на службу в органы принудительного исполнения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 24 декабря 2020 года решение Курганского городского суда Курганской области от 01 октября 2020 года отменено в части признания незаконным решения оперативного штаба УФССП России по Курганской области, оформленное протоколом от 02 марта 2020 года N 5, в части отказа Кидло М.И. в поступлении на службу в органы принудительного исполнения и возложении на УФССП России по Курганской области обязанности повторно рассмотреть заявление Кидло М.И. о приеме на службу в органы принудительного исполнения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 24 декабря 2020 года отменено, решение Курганского городского суда Курганской области от 01 октября 2020 года оставлено в силе.
С целью реализации положений Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также исполнения решения Курганского городского суда Курганской области от 01 октября 2020 года по делу N 2-7337/2020, распоряжением УФССП России по Курганской области от 16 августа 2021 года N 18-р образован оперативный штаб Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области для повторного рассмотрения заявления Кидло Марины Ивановны о приеме на службу в органы принудительного исполнения.
27 сентября 2021 года оперативным штабом Управления повторно рассмотрено заявление Кидло М.И. о приеме на службу в органы принудительного исполнения от 24 января 2020 года и документы, в которых содержатся результаты прохождения мероприятий по профессиональному психологическому отбору федерального государственного гражданского служащего, изъявившего желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, материалы, характеризующие личные и деловые качества кандидата, другие данные.
По результатам рассмотрения оперативный штаб решил, что первоначальное решение принято верно, поскольку не только заключение психолога, вынесенное с учетом фактора риска, но и результат исполнения сотрудником должностных обязанностей с учетом личных и деловых качеств, систематическое несоблюдение служебной дисциплины послужили причиной отказа Кидло М.И. в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
На основании решения оперативного штаба, изложенного в протоколе N 1 от 27 сентября 2021, на основании части 3 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1909 "Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации" Кидло М.И. отказано в принятии на службу в органы принудительного исполнения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1909 "Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации", исходил из того, что при принятии решения об отказе в принятии на службу в органы принудительного исполнения, оперативный штаб учел заключение психолога, результат исполнения сотрудником должностных обязанностей, личные и деловые качества сотрудника, данное решение оперативного штаба мотивированно, основания, по которым Кидло М.И. отказано в поступлении на службу, изложены ясно и подробно; пришел к выводу об отсутствии со стороны работодателя дискриминационных действий в отношении истца.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, вынося новое решение о частичном удовлетворении заявленных требований, указал, что на заседании оперативного штаба от 27 сентября 2021 года изучалось, в том числе заключение о профессиональной пригодности от 18 февраля 2020 года, однако иные документы, предусмотренные частью 4 статьи 19 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предметом исследования не были. Согласно пунктам 16, 23 Правил профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1909, с учетом результатов комплексного обследования специалисты составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата, которое действительно в течение 12 месяцев со дня его составления. Вместе с тем на заседании оперативного штаба исследовалось заключение, срок действия которого истек. В связи с этим, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение оперативного штаба УФССП России по Курганской области, выраженное в протоколе заседания оперативного штаба, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а заявление Кидло М.И. о приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации вновь подлежит рассмотрению в соответствии с действующим законодательством.
Оснований для удовлетворения требования Кидло М.И. о признании недействительными решение и протокол заседания оперативного штаба от 01 октября 2021 года, возложении на УФССП России по Курганской области обязанности по их отмене, возложении на УФССП России обязанности по выдаче направления на прохождение медицинского освидетельствования, направления на проверку уровня физической подготовки, суд апелляционной инстанции не нашел, указав, что фактически решение оперативного штаба изложено в протоколе заседания оперативного штаба УФССП России по Курганской области от 27 сентября 2021 года, отдельного решения 01 октября 2021 года оперативным штабом не выносилось, имеется лишь уведомление врио руководителя УФССП России по Курганской области от 01 октября 2021 года об отказе в приеме на службу на основании решения оперативного штаба; требования об отмене вышеуказанных протокола и решения вытекают из признания их незаконными и не требуют отдельного разрешения; проверка уровня физической подготовки и направление на медицинское освидетельствование обеспечиваются работодателем при рассмотрении заявления о поступлении на службу в силу положений части 2 статьи 19 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
01 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 92 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены переходные положения, регулирующие переход действующих государственных гражданских служащих в органы принудительного исполнения.
Согласно части 2 статьи 92 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки. Перечень отдельных должностей, при замещении которых проводятся психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверка уровня физической подготовки, а также порядок их проведения определяется руководителем федерального органа принудительного исполнения.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи (предельный возраст поступления на службу), а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1909 утверждены Правила профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, которые вступили в силу с 01 января 2020 года. Данные Правила определяют порядок организации и проведения профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
В соответствии с Правилами психологический отбор гражданина, сотрудника органов принудительного исполнения, желающих занять должности в органах принудительного исполнения (далее - кандидат), осуществляется для определения способности указанных лиц по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника на должности в органах принудительного исполнения, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения (далее - факторы риска).
Согласно пункту 3 Правил в процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности (далее - профессиональная пригодность) кандидатов.
Критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов принудительного исполнения (далее - личные и деловые качества), наличие или отсутствие факторов риска (пункт 4 Правил).
Пунктом 7 установлены факторы риска, в том числе сокрытие или искажение анкетных данных, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (подпункт "г").
Заключение должно содержать сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения), результаты комплексного обследования с указанием примененных методов (методик) и средств, оценку полученных результатов, факторы риска (в случае их выявления), дату составления заключения, его номер, а также один из следующих выводов: а) рекомендуется в первую очередь (первая категория профессиональной пригодности); б) рекомендуется (вторая категория профессиональной пригодности); в) рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности); г) не рекомендуется, не способен выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации (четвертая категория профессиональной пригодности) (пункт 17 Правил).
Согласно пункту 20 Правил к третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности. К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.
Заключение учитывается руководителем (начальником), наделенным в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом (далее - руководитель), при принятии решений, предусмотренных частью 4 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 20 Правил).
Распоряжением Федеральной службы судебных приставов России от 22 ноября 2019 года N 76-р с целью реализации положений Федерального закона N 328-ФЗ на руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов России - главных судебных приставов субъектов Российской Федерации возложена обязанность по образованию оперативных штабов в возглавляемых территориальных органах в срок до 29 ноября 2019 года, с включением в состав оперативного штаба наиболее опытных руководителей структурных подразделений и отделов аппарат управления территориального органа Федеральной службы судебных приставов России и проведением заседания оперативного штаба еженедельно.
Таким образом, деятельность по переходу федеральных государственных гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, осуществлялась посредством деятельности оперативного штаба Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области, уполномоченного рассматривать документы государственных гражданских служащих.
Письмом директора Федеральной службы судебных приставов России от 10 февраля 2020 года N 00091/20/15775-ДА утвержден алгоритм действий на II этапе переходного периода, согласно которому предписано в срок до 18 марта 2020 года на заседании оперативного штаба территориального органа рассмотреть результаты профессионального психологического отбора федеральных государственных служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения с составлением протокола, кадровым подразделениям территориальных органов в срок до 06 марта 2020 года выдать уведомления об отказе в поступлении на службу в органы принудительного исполнения в связи с несоответствием требованиям, установленным Федеральным законом от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральным государственным служащим, изъявившим желание поступить на службу в органы принудительного исполнения.
Исходя из вышеприведенного правового регулирования, установление кандидату третьей категории профессиональной пригодности не является безусловным основанием для принятия решения о приеме на службу в органы принудительного исполнения.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что согласно решению оперативного штаба от 27 сентября 2021 года при принятии решения об отказе Кидло М.И. в приеме на службу в органы принудительного исполнения, оперативным штабом учитывалось, что в процессе профессионального психологического отбора в отношении Кидло М.И. определена третья категория профессиональной пригодности, так как выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных. Оперативным штабом было изучено содержание фактора риска. Установлено, что кандидатом совершались действия по неоднократному предоставлению заведомо недостоверных (неполных) сведений о доходах в общей сумме 229 502, 50 руб, которые повлекли за собой коррупционное правонарушение, и, как следствие к Кидло М.И. применена мера юридической ответственности в виде выговора приказом Управления от 02 марта 2017 года. Кроме того, штабом изучены личные и деловые качества кандидата. Согласно заключению о профессиональной пригодности, Кидло М.И. обладает высокой способностью к пониманию причинно-следственных связей, к поиску закономерностей, умению делать правильные выводы. Настойчиво добивается своих целей, выглядит эффективной, способной мобилизовать свои ресурсы. Однако, конфигурация шкал профиля указывает на такие качества, как отсутствие осторожности осмотрительности в поступках, свободу в вопросах морали, на довольно обнаженный эгоцентризм, сниженную способность к сопереживанию, грубоватую и жесткую манеру поведения. Сконцентрирована на себе и мало озабочена всем, что не касается непосредственно ее, весьма своеобразна по взглядам, интересам и поведению.
Согласно отзыву начальника отдела об особенностях поведения работника на службе в отношении Кидло М.И. имеются частые нарекания по качеству исполнения должностных обязанностей, причина нареканий - упущения при выполнении своих обязанностей; проводились служебные проверки, причины нарушений - низкая профессиональная подготовка; отношение к своим обязанностям - безразличное, профессиональные успехи - средние. Отношение к коллегам по службе - натянутое в связи с отсутствием взаимопонимания, отчужденное. Личные особенности - лживость, заискивание. Оперативным штабом изучены другие данные о кандидате, в том числе соблюдение служебной дисциплины. Согласно материалам личного дела, за период работы в УФССП России по Курганской области (с 19 марта 2008 года) Кидло М.И. поощрений не имеет. Дисциплинарные взыскания были наложены приказами от 03 августа 2009 года, от 01 февраля 2010 года, от 01 марта 2010 года, от 30 марта 2013 года, от 02 апреля 2014 года, от 15 апреля 2014 года, от 20 октября 2014 года, от 06 декабря 2016 года.
Оперативным штабом сделан вывод о том, что первоначальное решение об отказе Кидло М.И. в приеме на службу в органы принудительного исполнения принято верно, что не только заключение психолога, вынесенное с учетом фактора риска, но и результат исполнения сотрудником должностных обязанностей с учетом личных и деловых качеств, систематическое несоблюдение служебной дисциплины служат причиной отказа Кидло М.И. в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Установив, что оспариваемое решение об отказе в принятии на службу в органы принудительного исполнения мотивированно, при его принятии учитывалось заключение психолога, результат исполнения сотрудником должностных обязанностей, личные и деловые качества сотрудника, дискриминационных действий в отношении истца при принятии решения не допущено, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца. Выводы суда первой инстанции соответствуют вышеприведенному правовому регулированию спорных правоотношений.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемое решение оперативного штаба нельзя признать законным и обоснованным, поскольку на заседании оперативного штаба исследовалось заключение, срок действия которого истек, иные документы, предусмотренные частью 4 статьи 19 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предметом исследования не были.
Действительно в соответствии с пунктом 23 Правил профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1909, заключение о профессиональной пригодности кандидата действительно в течение 12 месяцев со дня его составления.
В части 4 статьи 19 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения, с учетом заключения военно-врачебной комиссии о годности к службе в органах принудительного исполнения, результатов проверки уровня физической подготовки, результатов проверочных мероприятий и психофизиологических исследований, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений:
1) заключить с гражданином контракт с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона;
2) допустить гражданина к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения;
3) заключить с гражданином контракт без условия об испытании;
4) отказать гражданину в допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения и (или) приеме на службу в органы принудительного исполнения.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтено, что решением Курганского городского суда от 01 октября 2020 года на УФССП России по Курганской области была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Кидло М.И, что предполагало рассмотрение ее заявления и заключения о профессиональной пригодности от 18 февраля 2020 года на основании положений статьи 92 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, оснований для применения пункта 23 Правил профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имелось.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований основаны на неправильном применении норм материального права, судебная коллегия находит кассационную жалобу УФССП России по Курганской области подлежащей удовлетворению.
Учитывая, что деятельность по переходу федеральных государственных гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, осуществлялась посредством деятельности оперативного штаба Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области, уполномоченного рассматривать документы государственных гражданских служащих, доводы кассационной жалобы Кидло М.И. о принятии решения о невозможности поступления на службу неуполномоченным лицом отклоняются.
При этом, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что согласно протоколу оперативного штаба от 21 сентября 2021 года, руководителем оперативного штаба, чье решение оспаривается истцом, являлся руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области - главный судебный пристав Курганской области, который входит в Перечень уполномоченных руководителей и иных должностных лиц, наделенных правом рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, и принятия по ним решений.
Доводы Кидло М.Н. о ненаправлении ее на прохождение медицинского освидетельствования судебной коллегией отклоняются, поскольку в соответствии с положениями части 2 статьи 92 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору. Поскольку по результатам профессионального психологического отбора Кидло М.И. отказано в принятии на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, оснований для выдачи направления не имелось.
Доводы жалобы Кидло М.Н. о невыдаче ответчиком направления на проверку уровня физической подготовки также судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неправильном понимании норм законодательства.
Ввиду того, что судом первой инстанции все обстоятельства установлены верно, удовлетворение части заявленных Кидло М.И. требований судом апелляционной инстанции связано с неверным применением норм материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 15 сентября 2022 года отменить.
Оставить в силе решение Курганского городского суда Курганской области от 15 апреля 2022 года.
Кассационную жалобу Кидло Марины Ивановны оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.