Кассационный военный суд в составе: председательствующего Иванова В.В., судей Красношапки В.Б. и Яковлева И.А. при секретаре судебного заседания Куропаткине Р.А. в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-405/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Кикеевой Любови Андреевны на решение Московского гарнизонного военного суда от 4 августа 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 3 ноября 2022 г., принятые по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "звание" Иванова Владимира Владимировича об оспаривании действий должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечение военнослужащих" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росвоенипотека") и войсковой части N, связанных с формированием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в связи с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Яковлева И.А, изложившего обстоятельства дела, содержание обжалованных судебных актов, доводы кассационной жалобы и поступивших на нее возражений представителя административного истца Григорьева А.В, кассационный военный суд
установил:
указанным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, удовлетворено административное исковое заявление Иванова В.В. об оспаривании действий должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ "Росвоенипотека" и войсковой части N, связанных с несвоевременным включением в реестр участников НИС и неначислением дохода от инвестирования накоплений за период с 15 мая 2008 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 1 803 200 руб, за вычетом фактически учтенного инвестиционного дохода после открытия административному истцу 30 марта 2021 г. индивидуального накопительного счета (далее - ИНС), по состоянию на 1 января 2022 г.
Суд первой инстанции признал незаконными действия командира войсковой части N, связанные с несвоевременным направлением документов для включения Иванова В.В. в реестр участников НИС, обязал Министерство обороны Российской Федерации перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" для учета на ИНС Иванова В.В. сумму недополученного инвестиционного дохода за период с 15 мая 2008 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 1 742 001 руб. 86 коп, а также возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность учесть на ИНС административного истца вышеуказанную сумму после перечисления ее Министерством обороны Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной 6 декабря 2022 г, представитель административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации Кикеева Л.А, полагая, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование этого автор кассационной жалобы ссылаясь на установленные по делу обстоятельства, содержание статей 3 и 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", пунктов 2, 4 и 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников НИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, пункта 10 Порядка реализации НИС в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 477, а также пунктов 10, 11, 13-20 Инструкции о формировании и ведении реестра участников НИС Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2005 г. N 220, указывает, что возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по восстановлению прав административного истца на упущенный инвестиционный доход посредством перечисления его за счет бюджетных средств противоречит принципам бюджетного законодательства, поскольку указанный доход является результатом рисковой деятельности управляющих компаний по инвестированию денежных средств.
При этом представитель административного ответчика Кикеева Л.А. в жалобе утверждает, что непосредственно Министерством обороны Российской Федерации прав административного истца Иванова В.В. не нарушено, а ответственность за своевременное выявление и учет военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр участников НИС, несут командиры воинских частей.
В возражениях представитель административного истца Григорьев А.В, не соглашаясь с приведенными в кассационной жалобе доводами, просит в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц не имеется.
Проверив в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если это привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а также в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, "звание" Иванов В.В. проходит военную службу по контракту в войсковой части N. Первый контракт он заключил 19 января 2005 г, второй - 20 января 2008 г, а 15 мая 2008 г. ему присвоено воинское звание прапорщика, а его общая продолжительность военной службы составила три года.
С учетом изложенного и в соответствии с пунктом 3 части 1 и пункта 3 части 2 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" Иванов В.В, в связи с возникновением у него 15 мая 2008 г. основания для участия в НИС, относится к категории военнослужащих, подлежащих включению в реестр участников НИС в обязательном порядке.
В соответствии с пунктом 17 Правил формирования и ведения реестра участников НИС, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89, запись военнослужащего в указанный реестр должна быть произведена не позднее трех месяцев с даты возникновения основания для его участия в НИС.
Вместе с тем по независящим от него причинам и вследствие нераспорядительности должностных Министерства обороны Российской Федерации Иванов В.В. включен в реестр участников НИС только в марте 2021 года с указанием даты возникновения основания для включения - 15 мая 2008 г, то есть спустя более 12 лет со дня возникновения у него права на участие в НИС.
30 марта 2021 г. административному истцу открыт ИНС, на котором за период с 15 мая 2008 г. учтены накопления для жилищного обеспечения, а со второго квартала 2021 года учитывается получаемый доход от инвестирования накоплений, что подтверждается справкой ФГКУ "Росвоенипотека" от 22 июля 2022 г.
За период с момента возникновения основания для включения в реестр НИС по дату открытия его ИНС, то есть с 15 мая 2008 г. по 30 марта 2021 г. инвестиционный доход Иванову В.В. не учтен.
По состоянию на 1 января 2022 г. на ИНС Иванова В.В. учтены накопления за период с 15 мая 2008 г. по 31 декабря 2021 г. в размере "данные изъяты", в том числе инвестиционный доход в размере "данные изъяты"
В связи с возникновением у административного истца права на использование накоплений для жилищного обеспечения и его волеизъявлением 16 мая 2022 г. денежные средства в размере "данные изъяты", в том числе инвестиционный доход в размере "данные изъяты", перечислены на его личный счет участника НИС.
Согласно представленным ФГКУ "Росвоенипотека" сведениям о средствах, учтенных на ИНС участников НИС по состоянию на 1 января 2022 г, размер инвестиционного дохода, при возникновении у участника основания для включения в реестр в мае 2008 года, то есть в один период с административным истцом, составил "данные изъяты" руб.
Полагая, что по вине должностных лиц государственных органов, своевременно не включивших его в реестр участников НИС, на его ИНС в полном объеме не учтен инвестиционный доход за период с 15 мая 2008 г. по 31 декабря 2021 г, Иванов В.В. обратился 6 июля 2022 г. с административным исковым заявлением в гарнизонный военный суд.
При рассмотрении настоящего спора суды первой и апелляционной инстанций, правильно установив все юридически значимые обстоятельства дела, применив нормы материального и процессуального права, руководствуясь пунктами 1 и 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статьями 4, 5 и 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", пунктами 2, 6 и 8 Правил ведения именных накопительных счетов участников НИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, а также другими нормами законодательства, устанавливающими порядок формирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, пришли к обоснованному выводу о том, что действиями должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации в лице должностных лиц войсковой части N, уполномоченных осуществлять учет военнослужащих, подлежащих включению в реестр участников НИС, а также действиями должностных лиц ФГКУ "Росвоенипотека", осуществляющих учет денежных средств на ИНС участников НИС, нарушены права административного истца.
В целях восстановления нарушенного права административного истца суды первой и апелляционной инстанций обоснованно возложили на Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность по учету на его ИНС доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за период с 15 мая 2008 г. по 31 декабря 2021 г, за вычетом фактически начисленного инвестиционного дохода, в размере 1 742 001 руб. 86 коп.
Указанная позиция судебных инстанций не противоречит судебной практике военных судов, приведенной в пункте 18 Обзора практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих, в 2018 году, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2019 г.
Кроме того, с учетом делегированных военному ведомству полномочий, закрепленных в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655 "О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", а также подпункта 31 пункта 10 и пункта 13 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, довод представителя административного ответчика Кикеевой Л.А. о необоснованности возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по восстановлению нарушенных прав административного истца Иванова В.В. посредством перечисления упущенного им по вине должностных лиц Министерств обороны Российской Федерации инвестиционного дохода противоречит вышеприведенным положениям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
В свою очередь, при установленных обстоятельствах дела утверждение представителя Кикеевой Л.А. об отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца со стороны Министерства обороны Российской Федерации не может свидетельствовать об ошибочности выводов судебных инстанций и ставить под сомнение законность и обоснованность принятых судебных решений.
Иная точка зрения автора кассационной жалобы на то, как должно было быть разрешено дело, направлена на переоценку установленных по делу обстоятельств, и не может являться основанием для отмены или изменения в кассационном порядке обжалованных судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов, в том числе для их безусловной отмены, предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, из материалов дела не усматривается, в связи с этим кассационная жалоба представителя Министерства обороны Российской Федерации Кикиевой Л.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Московского гарнизонного военного суда от 4 августа 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 3 ноября 2022 г, принятые по административному исковому заявлению Иванова Владимира Владимировича, оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Кикеевой Любови Андреевны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 1 февраля 2023 г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи В.Б. Красношапка
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.