Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу заместителя начальника ИНФС России по г. Симферополю Конищевой Н.В. на вступившие в законную силу решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 17 мая 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2022 года, вынесенные в отношении заместителя генерального директора по строительству общества с ограниченной ответственностью "Индустрия развития" (далее - ООО "Индустрия развития", общество) Эмираджиева Энвера Аблямитовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника ИНФС России по г.Симферополю N 91022128000176800006 от 22 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 17 февраля 2022 года, заместитель генерального директора по строительству ООО "Индустрия развития" Эмираджиев Э.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей (т.1 л.д.41-49, 153-156).
Решением судьи Верховного Суда Республики Крым от 6 апреля 2022 года решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 февраля 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым (т.1 л.д.182-189).
Решением судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 17 мая 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2022 года, постановление должностного лица отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Симферополю (т.2 л.д.58-62, 95-98).
Постановлением заместителя начальника ИНФС России по г. Симферополю N 9102212000176800007 от 26 сентября 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя генерального директора по строительству ООО "Индустрия развития" Эмираджиева Э.А. прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу, просит отменить состоявшиеся по настоящему делу об административном правонарушении в отношении Эмираджиева Э.А. решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 17 мая 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2022 года, считая их незаконными, оставить в силе постановление должностного лица.
Эмираджиев Э.А, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанные выше судебные акты, возражения на жалобу не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения заместителя генерального директора по строительству ООО "Индустрия развития" Эмираджиева Э.А. к административной ответственности) установлена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Основанием для привлечения заместителя генерального директора по строительству ООО "Индустрия развития" Эмираджиева Э.А. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили приведенные в постановлении должностного лица обстоятельства выявления по результатам проверки соблюдения проведения валютных операций за 2020 год в ООО "Индустрия развития" выплаты заработной платы 11 июня 2020 года наличными денежными средствами через кассу организации иностранным гражданам - нерезидентам в общей сумме 629 670, 41 руб, в том числе по платежным ведомостям: N от ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко В.В. на сумму 8050, 0 руб, Величко С.В. на сумму 8050, 0 руб. и иным работникам, всего на сумму 247 500, 0 руб.; N от ДД.ММ.ГГГГ Грехову Я.Н на сумму 10 500, 0руб, Гулмородову Ш.Т. на сумму 13050, 0 руб. и иным работникам всего на сумму 170520, 41 руб.; N от ДД.ММ.ГГГГ Жуманиязовау Б.О. на сумму 13050, 0 руб, Жураеву Ж.И. на сумму 13050, 0 руб. и иным работникам всего на сумму 21165, 0 руб.
При этом заместитель генерального директора по строительству ООО "Индустрия развития" Эмираджиев Э.А, ответственный за выплату заработной платы работникам общества, привлечен к ответственности за каждую выплату названным лицам, которые осуществлялись в 2020 году ежемесячно (л.д.70-142).
Отменяя постановление должностного лица и направляя дело на новое рассмотрение в административный орган, судья Киевского районного суда г.Симферополя в решении от 17 мая 2022 года, с выводами которого согласился судья вышестоящего суда, исходил из того, что нарушения валютного законодательства совершены одним субъектом, нарушения выявлены в ходе проведения одной проверки, являются однородными, выплата заработной платы производилась регулярно, систематически на постоянной основе, в связи с чем, раздельное рассмотрение таких дел с вынесением постановлений по каждой выплате приводит к созданию искусственной множественности дел, что недопустимо.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что законодательные механизмы, действующие в сфере административной ответственности, должны соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (Постановления от 12 мая 1998 года N 14-П, от 11 мая 2005 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 16 июня 2009 года N 9-П).
В пункте 6 своего постановления от 16 июня 2009 года N 9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что из положений статей 1.2 - 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных.
Европейский Суд по правам человека в постановлении по делу "Сергей Золотухин против Российской Федерации" (Страсбург, 10 февраля 2009 года) отметил, что положения статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод должны толковаться как запрещающие преследование или предание суду за второе преступление (правонарушение), если они вытекают из идентичных фактов или фактов, которые в значительной степени являются теми же.
Учитывая изложенное и то обстоятельство, что раздельное рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении заместителя генерального директора по строительству ООО "Индустрия развития" Эмираджиева Э.А. с вынесением постановлений по каждой выплате приводит к созданию искусственной множественности дел, судьей районного суда сделан обоснованный вывод об отсутствии у должностного лица административного органа оснований квалифицировать каждый из выявленных в рамках одной проверки эпизодов как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливать за каждое из них административное наказание.
Кроме того, Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 6 апреля 2022 года, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности для должностных лиц за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлен в два года.
Обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению в отношении заместителя генерального директора по строительству ООО "Индустрия развития" Эмираджиева Э.А. производства по делу об административном правонарушении, имели место 11 июня 2020 года (реальная выплата заработной платы нерезидентам наличными денежными средствами), на момент вынесения 17 мая 2022 года решения о направлении дела на новое рассмотрение двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел не истек.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Отмена судебных актов, которыми отменено постановление должностного лица о привлечении Эмираджиева Э.А.к ответственности, повлечет ухудшение положения Эмираджиева Э.А, так как в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
В связи с чем обжалуемые решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 17 мая 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2022 года отменены быть не могут.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 17 мая 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2022 года, вынесенные в отношении заместителя генерального директора по строительству общества с ограниченной ответственностью "Индустрия развития" Эмираджиева Энвера Аблямитовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника ИНФС России по г. Симферополю Конищевой Н.В. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Цыкуренко А.С. N 12-105/2022
Судья Верховного Суда Республики Крым Яковлев С.В. N 21-545/2022
судья районного суда Белоусов М.Н. N 12-539/2022
судья Верховного Суда Республики Крым Дяченко Л.А. N 21-950/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-7159/2022, 16-653/2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.