Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Виноградовой О.В, Евтифеевой О.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Колпашевского городского поселения, поданную через суд первой инстанции 8 декабря 2022 г, на решение Колпашевского городского суда Томской области от 21 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 7 октября 2022 г.
по административному делу N 2а-632/2022 по административному исковому заявлению Колпашевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Колпашевского городского поселения Колпашевского района Томской области о признании незаконным бездействия Администрации Колпашевского городского поселения, выразившегося в не определении муниципальным правовым актом номенклатуры запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны и решения вопросов при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, обязании определить муниципальным правовым актом номенклатуру запасов, обязании создать запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в соответствии с утвержденной номенклатурой.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
колпашевский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в не определении муниципальным правовым актом номенклатуры запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны и решения вопросов при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; возложении обязанности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" и с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, определить муниципальным правовым актом номенклатуру запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны и решения вопросов при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; возложении обязанности создать запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в соответствии с утвержденной номенклатурой запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны и решения вопросов при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной проверки соблюдения Администрацией Колпашевского городского поселения законодательства о гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выявлены нарушения, выразившиеся в следующем. Проверкой установлено, что ведущим специалистом по ГО, ЧС и безопасности населения Администрации Колпашевского городского поселения составлена номенклатура запасов в целях гражданской обороны и решения вопросов при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Вместе с тем составленная специалистом по ГО, ЧС и безопасности населения Администрации Колпашевского городского поселения номенклатура вопреки требованиям законодательства не включает в себя запасы продовольствия, топлива, лекарственных препаратов, медицинских изделий, средств связи и оповещения, средства защиты.
Кроме того, правовыми актами органов местного самоуправления Колпашевского городского поселения полномочия по определению номенклатуры запасов в целях гражданской обороны и решения вопросов при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на специалиста по ГО, ЧС и безопасности населения Администрации Колпашевского городского поселения не возлагалось.
Полагает, что определение номенклатуры запасов в целях гражданской обороны и решения вопросов при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера относится к полномочиям Администрации Колпашевского городского поселения, соответственно, реализация данного полномочия осуществляется посредством принятия правового акта местной администрации. Вследствие бездействия Администрации Колпашевского городского поселения, выражающегося в отсутствии утвержденной номенклатуры запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны и решения вопросов при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, состоящие в обеспечении нормальной жизнедеятельности населения в случае военных конфликтов, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Решением Колпашевского городского суда Томской области от 21 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 7 октября 2022 г. исковые требования удовлетворены; признано незаконным бездействие Администрации Колпашевского городского поселения Колпашевского района Томской области, выразившееся в не определении муниципальным правовым актом номенклатуры запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны и решения вопросов при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; на Администрацию Колпашевского городского поселения Томской области Колпашевского района Томской области возложена обязанность в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств" и с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, определить муниципальным правовым актом номенклатуру запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны и решения вопросов при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создать запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в соответствии с утвержденной номенклатурой запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны и решения вопросов при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судами допущены нарушения в применении и толковании норм материального и процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Томской области принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Колпашевского района проведена проверка исполнения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По итогам проверки установлено, что Администрацией Колпашевского городского поселения не в полном объеме созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Согласно номенклатуре запасов материально-технических и иных средств для обеспечения мероприятий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям на территории Колпашевского городского поселения созданы запасы средств защиты населения в районах затопления и противопожарные средства защиты, всего 20 наименований. Правовой акт, закрепляющий полномочия лица по утверждению вышеуказанной номенклатуры, в Администрации Колпашевского городского поселения отсутствует.
Доказательств создания резерва материальных ресурсов в соответствии с вышеприведенными нормами административным ответчиком не представлено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями статей 45, 46, части 1 статьи 130, части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", пунктов "а", "д" части 2 статьи 11, статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях", статей 1 и 2, абзаца 7 части 2 статьи 8, Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пунктов 3, 4 подпункта "б" пункта 6, пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", пришел к выводу, что администрацией Колпашевского городского поселения допущено бездействие выраженное в не определении муниципальным правовым актом номенклатуры запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны и решения вопросов при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Допущенным бездействием нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, состоящие в обеспечении нормальной жизнедеятельности населения в случае военных конфликтов, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, отметив, что доказательств создания резерва материальных ресурсов административным ответчиком не представлено.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что Администрация Колпашевского городского поселения не уполномочена на создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также на создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также отсутствии в распоряжении Администрации Колпашевского городского поселения помещений и сооружений, отвечающих требованиям СапПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2003 г. N 98, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств", для хранения таких запасов, повторяют доводы административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций и не могут служить основанием к отмене судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится. Выводы судов, изложенные в судебных актах, соответствует нормам материального права регулирующих возникшие правоотношения. Судами правильно установлено, что обязанность по созданию спорных запасов законом возложена на муниципальное образование, которое также должно определить номенклатуру таких запасов.
Довод заявителя о возможности при возникновении чрезвычайной ситуации закупки необходимых средств и резервов за счет средств резервного фонда Администрации Колпашевского городского поселения, либо за счет средств резервного фонда Администрации Томской области по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Колпашевского городского суда Томской области от 21 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 7 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 февраля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.