Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N54RS0032-01-2021-002186-81 (2-175/2022) по иску прокурора Ордынского района Новосибирской области в интересах К.О.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Новосибирской области о взыскании недоплаченных сумм компенсации при увольнении, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Новосибирской области на решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 20 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Ордынского района Новосибирской области обратился в суд с иском в интересах К.О.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Новосибирской области (далее- МИФНС России N 19 по Новосибирской области) о взыскании недоплаченных сумм компенсации при увольнении.
В обоснование своих требований указал, что в нарушение ст. 11, 22 56, 136, 140 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ) К.О.А. при увольнении не произведена выплата полного окончательного расчета.
В связи с оптимизацией штатной структуры МИФНС России N 6 сокращены государственные гражданские служащие, в том числе К.О.А, работавшая в должности главного специалиста-эксперта отдела общего обеспечения.
В соответствии с приказами ФНС России от 27 апреля 2021 г. N ЕД-7- 4/226 "О структуре Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области" УФНС России по Новосибирской области от 28 апреля 2021 г. N 01 -07/88@ "Об утверждении структур инспекций ФНС России по Новосибирской области" произведена реорганизация УФНС России по Новосибирской области. МИФНС N 6 по Новосибирской области включена в состав МИФНС России N 19 по Новосибирской области.
В период с 1 июля 2020 г. по 30 июня 2021 г. работниками МИФНС N 6 государственным гражданским служащим выплачивались средства материального стимулирования (за 2 квартал 2020 года, июль-сентябрь 2020 года, 3 квартал 2020 года, октябрь-декабрь 2020 года, 4 квартал 2020 года, январь-апрель 2021 года, май- июнь 2021 года, 1 квартал 2021 года), которые не были учтены при расчете денежного содержания, выплачиваемого при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы. Сумма не выплаченной компенсации К.О..А. составляет 104 360, 42 руб.
Ключевая ставка, применяемая для расчета компенсации за задержку выплат с июня 2021 года - 5, 5%. Учитывая, что права работника при увольнении МИФНС были нарушены, ему причинен моральный вред в размере 20 000 руб.
Прокурор просил взыскать с МИФНС России N 19 по Новосибирской области в пользу К.О..А. задолженность компенсации в размере 104 360, 42 руб, компенсацию за задержку выплаты 4 438, 77 руб, моральный вред 20 000 руб, на общую сумму 128 799, 19 руб.
Решением Ордынского районного суда Новосибирской области от 20 апреля 2022 г. исковые требования удовлетворены частично, суд взыскал с ответчика в пользу К.О.А. задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей (четырехмесячное денежное содержание) в сумме 74 488, 68 руб, задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 29 871, 74 руб, компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб, всего: 107 360, 42 руб. В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере 4 438, 77 руб. суд первой инстанции отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 августа 2022 г. решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 20 апреля 2022 г. отменено в части отказа во взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы, с вынесением в отмененной части нового решения о взыскании с МИФНС России N 19 по Новосибирской области в пользу К.О.А. компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере 4 438, 77 руб. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Новосибирской области просит об отмене судебных актов как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Новосибирской области представлены возражения.
Материальный истец, представитель ответчика в суд кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с приказом от 24 февраля 2014 г. N К.О.А. принята специалистом 1 разряда отдела общего обеспечения в МИФНС N 6 по Новосибирской области, с ней был заключен служебный контракт 9 января 2020 г. N о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в МИФНС N 6 по Новосибирской области. К.О.А. занимала должность главного специалиста-эксперта отдела общего обеспечения.
Согласно условиям заключенного между сторонами контракта денежное содержание истца состоит из:
- месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 4 927 руб. в месяц;
-месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином в размере 1371 руб.;
-ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 15 % от оклада; ежемесячной надбавки за особые условия в размере 60% от оклада;
- ежемесячное денежное поощрение в размере 100% должностного оклада;
-премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
-единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Также согласно контракта производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с приказами ФНС России от 27 апреля 2021 г. N ЕД-7- 4/226 "О структуре Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области" УФНС России по Новосибирской области, от 28 апреля 2021 г. N 01-07/88@ "Об утверждении структур инспекций ФНС России по Новосибирской области" произведена реорганизация УФНС России по Новосибирской области. МИФНС N 6 по Новосибирской области включена в состав МИФНС России N 19 по Новосибирской области.
Приказом от 13 августа 2021 г. N с К.О.А. расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и 27 августа 2021 г. уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с выплатой окончательного расчета с учетом выплаты компенсации за неиспользованный отпуск 47 календарных дней.
Из материалов дела следует, что в силу изданных приказав в период работы в инспекции К.О.А. ей регулярно, систематически выплачивались средства материального стимулирования.
На основании приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 28 сентября 2020 г. за 2 квартал 2020 года ей было выплачено 27 384 руб, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 28 сентября 2020 г. ей было выплачено 22 793 руб, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 10 декабря 2020 г. ей было выплачено 22 850 руб, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 22 декабря 2020 г. за 3 квартал 2020 года ей было выплачено 19 914 руб, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 22 апреля 2021 г. за 4 квартал 2020 года ей было выплачено 31 133 руб, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 11 мая 2021 г. ей было выплачено 32 398 руб, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 21 июня 2021 г. ей было выплачено 32 085 руб, приказа МИФНС N 6 по Новосибирской области от 21 июля 2021 г. - 34 909 руб.
Указанные суммы не были учтены работодателем при исчислении и выплате четырехмесячного денежного содержания при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком в отношении К.О.А. допущено нарушение трудовых прав, выразившееся в неполной выплате причитающихся ей денежных средств при увольнении, что лишило ее возможности своевременно распорядиться денежными средствами для удовлетворения своих потребностей, взыскал задолженность компенсации при увольнении 74 488 руб. 68 коп.
Удовлетворяя требования истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 3 000 руб, суд исходил из длительности допущенного нарушения, поведения ответчика, не принявшего мер к восстановлению нарушенного трудового права работника, отсутствия доказательств о расстройстве здоровья истца, связанных с действиями ответчика.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании компенсации в порядке ст. 236 ТК РФ, суд первой инстанции исходил из того, что суммы материального стимулирования до принятия судом решения по делу материальному истцу при расчете не учитывались, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации за задержку причитающихся истцу выплат.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции в части требований о взыскании задолженности по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением, задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда согласился, дополнительно указав, что согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п. 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238- 7.
Объективно установлено судом, и не оспаривается ответчиком, что в период работы, на основании приказов МИФНС N 6 по Новосибирской области материальному истцу регулярно выплачивались суммы материального стимулирования.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы ответчика о том, что материальное стимулирование не входит в перечень дополнительных выплат, предусмотренных ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и п. 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, пришел к выводу о том, что актами Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. Целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.
Стимулирующие выплаты в пределах выделенных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих носили систематический характер во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 6 марта 2018 г. N 229-6, от 19 марта 2019 г. N 283-14, от 17 февраля 2020 г. N 168-8, предусматривающих в 2018, 2019 и 2020 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Учитывая, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, то есть связано с исполнением служащим его должностных обязанностей, осуществляется по результатам оценки достижения государственным служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, исходя из правовой природы указанных выплат, суд первой инстанции правомерно учел указанные выплаты при расчете компенсации при увольнении истца в связи с сокращением должности гражданской службы в соответствии с п. 8 Правил в порядке, предусмотренном для исчисления премии за выполнение особо важных и сложных заданий.
Приходя к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части применения положений ст. 236 ТК РФ, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в указанной норме прямо предусмотрено исчисление процентов (денежной компенсации) на фактически не выплаченные в срок суммы, в связи с этим вынес новое решение о взыскании в соответствии с положениями ст. 236 ТК РФ денежной компенсации за задержку причитающихся истцу выплат в размере 4 438, 77 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами нормы материального права в части включения выплат стимулирующего характера в состав денежного содержания истца применены правильно.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ.
Согласно п.4 ч.1 ст. 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В силу положений ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы, и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N562, действовавшим на момент спорных правоотношений (далее - Правила от 6 сентября 2007 г. N562).
Пунктом 2 Правил от 6 сентября 2007 г. N562 предусмотрено, что согласно ч.2 и 5 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абз. 1 п. 6 абц. 1 и 2 п. 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. "а" - "г" п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. "д" - "ж" п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу п. 4 Правил от 6 сентября 2007 г. N562 для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в п.п. 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ч.1 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
На основании п. 9 данного Указа фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8, 10 подп. "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы; совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, установленных в ч.2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Установив, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", производилось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивалось государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, то есть связано с исполнением служащим его должностных обязанностей, осуществлялось по результатам оценки достижения государственным служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, исходя из правовой природы указанных выплат, суды пришли к правильному выводу об учете указанных выплат при расчете компенсации при увольнении истца в связи с сокращением должности гражданской службы в соответствии с п. 8 Правил в порядке, предусмотренном для исчисления премии за выполнение особо важных и сложных заданий.
Доводы кассатора о несогласии с выводами суда относительно правовой природы полученных истцом выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который пришел к правильному выводу о том, что суммы средств, выплаченных истцу в спорный период в виде материального стимулирования, следует учитывать в порядке пп. 6 и 8 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 в качестве выплат, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенных ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г.N79-ФЗ, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, так как по своей правовой природе они производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, то есть относятся к категории других выплат, предусмотренных федеральными законами.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав приведенные правовые нормы, исходя из их системного толкования, пришел к выводу о том, что актами Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. Целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.
Выражая несогласие с судебными актами, кассатор приводит доводы об отсутствии оснований для учета спорного материального стимулирования при расчете отпускных, недоплаченного денежного содержания при увольнении в связи с сокращением, которые получили правовую оценку в решении суда и апелляционном определении, и по существу направлены на неверное толкование закона и переоценку выводов судебных инстанций, следовательно, не могут повлечь отмену оспариваемых решения суда и апелляционного определения.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
В силу ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не наделен правом переоценивать представленные сторонами доказательства, а также принимать новые доказательства и устанавливать новые обстоятельства, на что по существу и направлены доводы кассационной жалобы.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 20 апреля 2022 г, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 11 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.