Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Попова А.А, Благодатских Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N02RS0009-01-2021-001067-40 по иску Бояркина Сергея Александровича в лице представителя по доверенности Ушатовой Марины Алексеевны к администрации Чемальского сельского поселения, Межмуниципальному отделу по Чемальскому, Шебалинскому, Чойскому, Турочакскому районам Управления Росреестра по Республике Алтай об уточнении границ и площади земельного участка
по кассационной жалобе представителя Бояркина С.А. - Ушатовой М.А. на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 11 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 7 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Попова А.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Бояркин С.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Чемальского сельского поселения, Межмуниципальному отделу по Чемальскому, Шебалинскому, Чойскому, Турочакскому районам Управления Росреестра по Республике Алтай об уточнении границ и площади земельного участка.
В обоснование иска указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, находящегося по адресу: "адрес". В марте 2019 г. было принято решение о необходимости уточнить границу и площадь принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с действующим законодательством. Кадастровый инженер ООО "СТиК" ФИО6 выполнил необходимые кадастровые работы, связанные с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по вышеуказанному адресу. При выполнении кадастровых работ установлено, что часть уточняемого участка с кадастровым номером N пересекает учтенный земельный участок с кадастровым номером N, который относится к категории земель - земли лесного фонда. Для устранения выявленного пересечения в сентябре 2019 г. межевой план был направлен кадастровым инженером ФИО6 для согласования в Министерство природных ресурсов, экологии и туризма по Республике Алтай, которое направило в адрес кадастрового инженера ответ о том, что границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером N пересекают границы земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, тем самым в уточнении границ земельного участка было отказано. По результатам уточнения площадь участка составила - 1486 кв.м.
Кадастровым инженером подготовлен межевой план на электронном носителе, который подан истцом через МФЦ вместе с заявлением о проведении государственного кадастрового учета изменений в сведения об уточняемом земельном участке. В осуществлении государственного кадастрового учета было отказано. За период 2020-2021 г. истец неоднократно сдавал межевой план для проведения кадастрового учета, но каждый раз получал приостановку и последующий отказ. В последний раз истец Бояркин С.А. обратился с заявлением 1 апреля 2021 г, 12 апреля 2021 г. регистратором было вынесено решение о приостановлении учета в срок до 12 июля 2021 г, поскольку уточняемый земельный участок пересекает иной земельный участок с кадастровым номером N, также границы образуемого земельного участка пересекают границы населенного пункта. Земельный участок не полностью входит в границы населенного пункта: с. Чемал. 12 июля 2021 г. регистратором вынесено решение об отказе государственного учета, в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, указанных в уведомлении о приостановлении.
Решением Чемальского районного суда Республики Алтай от 11 января 2022 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Определением от 20 апреля 2022 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай перешла к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 7 сентября 2022 г. решение суда первой инстанции отменено и принят по делу новый судебный акт, которым исковые требования Бояркина С.А. удовлетворены в части. Определена площадь и граница земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" согласно сведениям об уточняемом земельном участке с кадастровым номером N, указанным в заключении эксперта общества с ограниченной ответственностью "Специализированная фирма "РусЭксперТ" N от 27 июля 2022 г, а именно: площадь участка - 604 кв.м в границах указанных точек и координат. В остальной части исковые требования Бояркина С.А. оставлены без удовлетворения.
Представителем Бояркина С.А. - Ушатовой М.А. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что суд апелляционной инстанции, по своему усмотрению поставив вопросы на разрешение эксперта, отклонив полностью, предложенные стороной истца вопросы, лишил возможности эксперта провести исследования в полном объеме по наличию (отсутствию) реестровых ошибок в сведениях ЕГРН в отношении границы лесного участка с кадастровым номером N и границы населенного пункта с. Чемал.
Бояркин С.А, имея зарегистрированное, никем не оспоренное право собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью 1500 кв.м, получил признание судом право собственности на участок с кадастровым номером N площадью 604 кв.м.
Считает, что судом ошибочно воспринята фактическая сторона дела и допущена логическая ошибка при оценке материалов с точки зрения норм материального права, в результате чего принято неверное решение.
В суд кассационной инстанции 25 января 2023 г. поступило ходатайство представителя истца Ушаковой М.А. об отложении судебного заседания, назначенного на 26 января 2023 г, мотивированное тем, что в участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи стороне истца было отказано. Обсудив заявленное ходатайство, судебная коллегия не находит оснований для отложения судебного заседания. Из материалов дела усматривается, что определением от 20 января 2023 г. было отказано в удовлетворении ходатайства представителя истца об участии в судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда посредством видеоконференц-связи путем использования соответствующей системы в связи с отсутствием технической возможности.
Организация видеоконференц-связи является одной из форм участия в судебном заседании, предусмотренной законом, и отсутствие технической возможности организации такого участия не является основанием для отложения судебного разбирательства и затягивания сроков рассмотрения гражданского дела.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемого судебного постановления не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации Чемальского сельсовета от 15 июня 1997 г. N 32 Бояркину С.А. отведен земельный участок под строительство жилого дома по адресу "адрес", площадью 0, 15 га, согласно выкопировке с генплана.
Из представленной в материалы дела копии выкопировки с топосъемки с. Чемал выделение земельного участка под строительство жилого дома и надворных построек Бояркину С.А. было согласовано с главой администрации, архитектором района, главным экологом района, госкомземрайона, главным санитарным врачом, госпожарнадзором.
Согласно копии акта выбора площадки под застройку от 28 июля 1997 г. проведен комиссионный осмотр земельного участка, расположенного по адресу "адрес", предоставленного Бояркину С.А. Указанный акт имеет дополнительные указания, где зафиксировано: "без права рубки".
8 декабря 2010 г. зарегистрировано право собственности Бояркина С.А. на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов - для строительства жилого дома, площадью 1500 кв.м. Выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности N. Сведения о границах участка отсутствуют.
Из заключения кадастрового инженера следует, что при выполнении работ по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером N было выявлено, что часть уточняемого земельного участка пересекает учтенный земельный участок с кадастровым номером N, категория земель - земли лесного фонда, что также привело к пересечению границ населенных пунктов. Пересечение границ уточняемого земельного участка с земельным участком лесного фонда не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка. При постановке на учет границ населенного пункта с. Чемал не были учтены сведения о фактическом местоположении ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером N. Площадь уточняемого земельного участка равна 1486 кв.м.
Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай в сентябре 2019 г. рассмотрев представленный межевой план уточняемого земельного участка с кадастровым номером N, выявило пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, тем самым в уточнении границ земельного участка был дан отказ.
Регистратором Межмуниципального отдела по Чемальскому, Шебалинскому, Чойскому, Турочакскому районам Управления Росреестра по Республике Алтай вынесено решение N о приостановлении государственного кадастрового учета, в последующем отказано в регистрации. В обоснование указано, что в нарушение п. 21 Требований, не учтены сведения на смежный земельный участок с кадастровым номером N, у уточняемого участка обнаружены точки смежного земельного участка N, расположенные в границах проверяемого земельного участка. Кроме того, границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, обнаружено пересечение, площадь пересечения 919, 46 кв.м. Также обнаружено, что границы образуемого земельного участка пересекают границы населенного пункта. Земельный участок не полностью входит в границы населенного пункта: "адрес" с номером N- -919, 46 кв.м.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - правообладателем земельного участка с кадастровым номером N местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир "адрес", является Российская Федерация. Данный земельный участок имеет категорию - земли лесного фонда, право собственности зарегистрировано 16 октября 2008 г.
Согласно представленной Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай лесоустроительной документации - выписке из карты-схемы лесонасаждений Чемальского лесхоза Республики Алтай, выписке из лесохозяйственного регламента Чемальского лесничества Республики Алтай, выписке из материалов таксационного описания лесных участков земельный участок с кадастровым номером N является лесным участком, с его расположением: "адрес" "адрес", "адрес" "адрес".
Согласно выписке из лесохозяйственного регламента Чемальского лесничества земельный участок с кадастровым номером N по целевому назначению лесов отнесен к Чемальской лесной даче, площадью 56971 га, выполняет функцию защиты природных объектов - зеленые зоны (площадь 163 га). В качестве основания деления лесов по целевому назначению указано Распоряжение СМ СССР от 25 февраля 1952 г. N 30751-р, Решение Алтайского крайисполкома от 2 августа 1973 г. N 380, Решение Горно-Алтайского облисполкома от 7 апреля 1976 г. N 128.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что земельный участок с кадастровым номером N отнесен к землям лесного фонда, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией 11 января 2009 г, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N.
Границы лесного фонда в данном случае определены на местности, так как земельный участок, принадлежащий на праве собственности Бояркину С.А, расположен на покрытых лесом землях. Как видно из имеющихся в деле фотоматериалов, в том числе представленных в заключение эксперта, на указанном земельном участке произрастают многолетние сосны.
Согласно заключению эксперта N от 27 июля 2022 г. произведенным исследованием определено фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по координатам характерных точек. Площадь участка в фактических границах определяется показателем 1378 кв.м.
Изучением кадастровых планов территорий N, N, в соответствии с предоставленными сведениями ЕГРН, методом совмещения координат характерных точек установлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером N с южной стороны имеют пересечение с реестровыми границами земельного участка с кадастровым номером N, относящегося к категории земель - земли лесного фонда. Площадь пересечения определяется показателем 774 кв.м, что составляет 56% от фактической площади 1378 кв.м, земельного участка с кадастровым номером N.
Произведенным исследованием установлено, что при образовании земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", в соответствии со сведениями ЕГРН, реестровой ошибки допущено не было. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах кадастрового квартала N (земли населенных пунктов). По факту имеется противоречие в сведениях государственного реестра - граница кадастрового квартала N (земли населенных пунктов) пересекается с границей кадастрового квартала N (земли лесного фонда). Данное противоречие обусловлено тем, что в отношении лесного участка с кадастровым номером N были выполнены работы по исправлению ошибки в его местоположении, в связи с чем в ЕГРН были внесены изменения 17 июня 2017 г, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
На основании сведений ЕГРН о кадастровом плане территории N (земли населенных пунктов) и кадастровом плане территории N (земли лесного фонда) установлено, что граница населенного пункта "адрес" имеет совпадение с частью границы лесного участка с кадастровым номером N с его северной, северо-западной, западной и юго-западной сторонами. Произведенным исследованием установлено, что имеются предпосылки для устранения противоречия в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером N как это регламентируется ст. 60.2 Федерального закона от 29 июля 2015 г. N 280-ФЗ, следовательно имеются условия осуществления государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером N: права на данный земельный участок возникли 8 декабря 2010 г, то есть до 1 января 2016 г, и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка с кадастровым номером N, то есть до 17 июня 2017 г, пересечение с которым было выявлено настоящим исследованием.
Принимая обжалуемое определение, суд апелляционной инстанции оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, применив нормы материального права, оценив правовую позицию сторон, пришел к выводу, что при отведении земельного участка Бояркину С.А. под строительство жилого дома и надворных построек в 1997 г. администрация Чемальского сельсовета не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком в той части, которая относилась к землям лесного фонда, и являлась собственностью Российской Федерации, что является основанием для частичного удовлетворения требований Бояркина С.А. по определению площади и границ земельного участка с кадастровым номером N в части его нахождения на землях населенных пунктов, определенных заключением эксперта, а именно площади участка - 604 кв.м.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 N 5-О).
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.
По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).
Согласно части 1 статьи 67 Лесного кодекса на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса).
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса).
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 4 декабря 2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Законом N 201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 1 января 2017 г, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закона N 172-ФЗ) в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21 сентября 2017 г. N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24 февраля 2022 г. N 423-О).
Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
В силу части 1 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Разрешая заявленные требования истца, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что право собственности Бояркина С.А. возникло на земельный участок 8 декабря 2010 г, а право собственности Российской федерации на земли лесного фонда зарегистрировано 16 октября 2008 г. Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы на момент регистрации права собственности Бояркина С.А. на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости уже существовала запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда. Границы лесного фонда в данном случае фактически определены на местности, так как обозначенный участок расположен на покрытых лесом землях, состав произрастающих на участке лесных насаждений соответствует материалам лесоустройства лесничества.
Из материалов дела усматривается, что нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при оценке судом апелляционной инстанции доказательств допущено не было. Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда апелляционной инстанции не усматривается.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах нижестоящих инстанций, получили надлежащую правовую оценку, при этом доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой, установленных судом обстоятельств.
Данные доводы фактически являются позицией заявителя и не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного постановления в кассационном порядке. Несогласие заявителя с выводами суда апелляционной инстанции, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут быть приняты во внимание.
С учётом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 11 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 7 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Бояркина С.А. - Ушатовой М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.