Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1083/2022 (УИД: 42RS0008-01-2022-001144-42) по иску Борисова Алексея Александровича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным приказа, взыскании премии, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Борисова Алексея Александровича на решение Рудничного районного суда города Кемерово Кемеровской области от 25 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения Борисова Алексея Александровича, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу Якуниной Екатерины Алексеевны, действующей по доверенности, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Борисов Алексей Александрович (далее - Борисов А.А, истец) обратился с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу (далее - УФССП по Кемеровской области - Кузбассу, ответчик) о признании незаконным приказа, взыскании премии, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Борисов А.А. указал, что работает в должности младшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Ленинскому району г. Кемерово УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу. При несении службы Борисов А.А. добросовестно исполнял свои должностные обязанности на высоком профессиональном уровне, соблюдал служебную дисциплину, взысканий не имел. Борисову А.А. установлена нормальная продолжительность служебного времени - 40 часов в неделю, особенности режима служебного времени не установлены.
На основании приказа руководителя УФССП России по Кемеровской области - Кузбасса от 21 декабря 2021 г. за успешное выполнение особо сложных и важных задач за декабрь 2021 г. Борисову А.А. выплачена премия в уменьшенном размере - 63 960, 70 рублей, при этом согласно пояснениям начальника Отделения судебных приставов по Ленинскому району г. Кемерово УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу его премия снижена до 90% из-за нахождения на больничном листе в III квартале 2021 г.
30 декабря 2021 г. Борисов А.А. обратился к руководителю УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу с рапортом о предоставлении информации о выплате разовой премии за успешное выполнение особо сложных и важных задач по результатам работы. В ответе от 4 февраля 2022 г. указано, что разовые премии, предусмотренные Порядком выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения, утвержденным приказом ФССП от 17 января 2020 г. N 103, не являются обязательными, обусловлены оценкой работодателем результатов службы (работы) конкретного работника и выплачиваются по усмотрению работодателя.
На рапорты Борисова А.А. на имя начальника Отделения судебных приставов по Ленинскому району г. Кемерово УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу от 12 января 2022 г. и от 14 января 2022 г. о предоставлении полной и достоверной информации о выплате разовой премии, ознакомлении с приказом руководителя, разъяснении обоснованности уменьшения размера премии получен ответ от 14 февраля 2022 г, аналогичный ответу от 4 февраля 2022 г.
Обращаясь с иском в суд, Борисов А.А. ссылался на то, что с уменьшением размера премии не согласен, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрено снижение размера премии в связи с временной нетрудоспособностью, денежные средства на выплату премий выделяются за счет средств федерального бюджета и являются расходным обязательством Российской Федерации. При этом он практически ежедневно работал сверхурочно, использовал для служебных целей личный автомобиль, перевыполнял план по составлению протоколов об административных правонарушениях. Неправомерными действиями ответчика ему причинены нравственные страдания.
Борисов А.А. просил суд признать незаконным в части приказ руководителя УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу от 21 декабря 2021 г. N "О премировании сотрудников УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу", взыскать недоначисленную и невыплаченную сумму разовой премии за успешное выполнение особо сложных и важных задач за декабрь 2021 г. в размере 30 000 рублей, признать незаконным и необоснованным предложение от 1 декабря 2021 г. N начальника Отделения судебных приставов по Ленинскому району г. Кемерово УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу о премировании сотрудников отделения в части графы "Должность - младший судебный пристав по ОУДПС", "звание - младший лейтенант внутренней службы", "ФИО - Борисов Алексей Александрович", "% премирования - 90% (б/л 29 сентября 2021 г. - 13 октября 2021 г.)", взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Определением судьи Рудничного районного суда города Кемерово Кемеровской области от 28 марта 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение судебных приставов по Ленинскому району г. Кемерово УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу.
Решением Рудничного районного суда города Кемерово Кемеровской области от 25 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 сентября 2022 г, в удовлетворении исковых требований Борисова А.А. отказано.
В кассационной жалобе Борисовым А.А. ставится вопрос об отмене решения Рудничного районного суда города Кемерово Кемеровской области от 25 мая 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 сентября 2022 г, как незаконных.
На кассационную жалобу представителем УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделения судебных приставов по Ленинскому району г. Кемерово УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу, сведений о причине неявки не представил.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Борисов А.А. состоит в трудовых отношениях с УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу, с 1 июня 2020 г. назначен на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Отделения судебных приставов по Ленинскому району г. Кемерово (далее - ОУПДС ОСП по Ленинскому району г. Кемерово).
1 декабря 2021 г. начальник ОСП по Ленинскому району г. Кемерово обратилась с ходатайством к руководителю УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу о выплате разовой премии сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации согласно приложению за успешное выполнение особо важных и сложных задач в соответствии с п. 7, подп. 8.2 п. 8 Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного приказом ФССП России от 17 января 2020 г. N 103.
В приложении к указанному ходатайству указан младший судебный пристав по ОУПДС младший лейтенант внутренней службы Борисов А.А. с предложением о его премировании в размере 90%, с примечанием - (б/л с 29.09 - 13.10).
Из выписки из протокола еженедельного совещания при руководителе УФССП России по Кемеровской области от 6 декабря 2021 г. N следует, что принято решение о выплате разовой премии за успешное выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе младшим судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов в размере - 2, 56 оклада денежного содержания, с учетом корректировки отделом ООУПДС исходя из результатов служебной деятельности (п. 1.4). Определено, что не учитывать ранее принятые решения о депремировании (п. 1.33); максимальная премия не может составлять большего размера, чем указано в протоколе (п. 1.34).
Также определено, что премия выплачивается с учетом фактически отработанного времени, служебных записок начальников отделов аппарата Управления о снижении премиального вознаграждения, предложений начальников структурных подразделений.
Приказом руководителя УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу от 21 декабря 2021 г. N определено выплатить премию за счет средств федерального бюджета сотрудникам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, в том числе Борисову А.А, в размере 2, 3 оклада денежного содержания.
Указанный приказ издан на основании протокола еженедельного совещания при руководителе УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу от 6 декабря 2021 г. N.
Как следует из расчетного листка за декабрь 2021 г, Борисову А.А. начислена и выплачена разовая премия за выполнение особо сложных и важных задач (от ОДС) в размере 63 960, 70 рублей.
30 декабря 2021 Борисовым А.А. в УФССП России по Кемеровской области -Кузбассу подан рапорт о проведении проверки, доначислении и выплате разовой премии за успешное выполнение особо сложных и важных задач по результатам работы в 2021 году, ознакомлении с приказами и предложением о выплате разовой премии.
12 января 2022 г, 14 января 2022 г. Борисовым А.А. поданы рапорты на имя начальника ОСП по Ленинскому району г. Кемерово об ознакомлении с приказом и служебной запиской, разъяснении размера премии и основания ее снижения.
Из ответа заместителя руководителя УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу от 4 февраля 2022 г, на рапорт Борисова А.А, следует, что Борисову А.А. выплачена разовая премия за успешное выполнение особо сложных и важных задач за 2021 год в соответствии с Порядком выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденным Приказом ФССП России от 17 января 2020 г. N 103. Запрашиваемые приказ и служебная записка не могут быть выданы в связи с тем, что содержат персональные данные иных лиц.
Разрешая спор по существу, установив, что решение о выплате разовой премии было принято руководителем УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу в соответствии с Порядком выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного приказом ФССП России от 17 января 2020 г. N 103, премия распределена между сотрудниками в указанном в приказе размере, решение о снижении Борисову А.А. размера разовой премии не выносилось, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Борисовым А.А. исковых требований.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренная Порядком выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного приказом ФССП России от 17 января 2020 г. N 103, разовая премия за выполнение особо сложных и важных задач не является обязательной частью денежного довольствия сотрудника ФССП России, ее выплата осуществляется по усмотрению руководителя и предложению начальника структурного подразделения территориального органа ФССП России, обусловлена оценкой работодателем результатов службы конкретного работника, носит стимулирующий характер. Премирование по указанным основаниям носит разовый характер, размер премии определяется дифференцированно, в зависимости от личного вклада в работу конкретного сотрудника. Распределение размера премии каждому сотруднику является правом работодателя. При этом Порядок выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного приказом ФССП России от 17 января 2020 г. N 103, не устанавливает конкретные основания, по которым начальник структурного подразделения территориального органа ФССП России может предложить подлежащий выплате размер разовой премии, а руководитель территориальных органов ФССП России вынести решение о размере ее выплаты.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ).
Абзацем 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что на работодателя возлагается обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
Пунктом 4 ст. 11 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ установлено, что сотрудник имеет право на денежное довольствие в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 2 Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (ч. 18 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Пунктом 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ установлено, что за добросовестное исполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение особо сложных и важных задач к сотруднику может быть применена мера поощрения в виде выплаты денежной премии.
Порядок выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации утвержден Приказом ФССП России от 17 января 2020 г. N 103 (далее - Порядок выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей).
Пунктом 7 Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей предусмотрено, что в пределах средств, выделенных на выплату денежного довольствия, сотрудникам (в том числе зачисленным в распоряжение) могут дополнительно выплачиваться разовые премии за успешное выполнение особо сложных и важных задач.
Подпунктом 8.2 п. 8 Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей установлено, что решение о выплате разовой премии принимается руководителями территориальных органов ФССП России в отношении сотрудников территориальных органов ФССП России, за исключением заместителей руководителей территориальных органов ФССП России, - на основании предложений начальников структурных подразделений территориальных органов ФССП России, согласованных с заместителями руководителей территориальных органов ФССП России, курирующими соответствующие подразделения согласно распределению обязанностей.
Решения о выплате, лишении или уменьшении размера премии оформляются приказом (п. 9 Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей).
Из изложенного следует, что разовые премии, выплачиваемые сотрудникам территориальных органов ФССП России за успешное выполнение особо сложных и важных задач, не являются обязательной частью денежного довольствия, выплата данной премии осуществляется по усмотрению руководителя территориального органа ФССП России на основании предложений начальников структурных подразделений территориальных органов ФССП России. Порядок выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей не устанавливает конкретные основания, по которым начальник структурного подразделения территориального органа ФССП России может предложить подлежащий выплате размер разовой премии, а руководитель территориальных органов ФССП России вынести решение о размере ее выплаты.
Принимая обжалуемые судебные постановления, руководствуясь вышеуказанными нормами права, судебные инстанции пришли к правомерным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Борисовым А.А. исковых требований, поскольку разовые премии за успешное выполнение особо сложных и важных задач не входят в систему оплаты труда сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, право определения размера данной премии принадлежит работодателю территориального органа ФССП России на основании предложений начальников структурных подразделений территориальных органов ФССП России, с учетом определенных им критериев (фактически отработанного времени, служебных записок начальников отделов о снижении премиального вознаграждения, предложений начальников структурных подразделений).
Таким образом, размер премии 2, 3 оклада денежного содержания за декабрь 2021 г. определен Борисову А.А. по усмотрению руководителя УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу на основании предложения начальника ОСП по Ленинскому району г. Кемерово, что не является нарушением Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей и не является лишением его разовой премии в размере 10%.
При этом, вопреки доводам кассационной жалобы, решение руководителя УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу о снижении премии Борисову А.А. либо его депремировании не принималось.
Ссылка в кассационной на жалобе на то, что в выписке из протокола еженедельного совещания при руководителе УФССП России по Кемеровской области от 6 декабря 2021 г. N размер разовой премии указан 2, 56 оклада денежного содержания, а в приказе руководителя УФССП России по Кемеровской области - Кузбассу от 21 декабря 2021 г. N определено выплатить премию Борисову А.А, в размере 2, 3 оклада денежного содержания, что по мнению Борисова А.А. является незаконным, правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергает, поскольку на еженедельном совещании при руководителе УФССП России по Кемеровской области 6 декабря 2021 г. определен максимальный размер разовой премии младшим судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов - 2, 56 оклада денежного содержания.
Иные доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность обжалуемых судебных постановлений, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рудничного районного суда города Кемерово Кемеровской области от 25 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Борисова Алексея Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.