N 88-2687/2023
г. Кемерово 27 января 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Леонтьевой Т.В.
рассмотрел гражданское дело N 2-2420/2022 (УИД 22MS0134-01-2022-003046-66) по иску Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу" к Светлаковой Марине Сергеевне о взыскании излишне выплаченной доплаты на детей к пособию по безработице, по кассационной жалобе Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу" на решение и.о. мирового судьи судебного участка N6 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края от 16 августа 2022 г. и апелляционное определение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 10 ноября 2022 г.
установил:
Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу" (далее - КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу", истец) обратилось в суд с иском к Светлаковой Марине Сергеевне (далее - Светлакова М.С, ответчик) о взыскании излишне выплаченной доплаты на детей к пособию по безработице.
В обоснование своих требований указывало на то, что Светлакова М.С. обратилась в КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" через портал Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) с заявлением на предоставление государственной услуги - "содействие гражданам в поиске подходящей работы", предоставив необходимый перечень документов.
Приказом КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" от 30 апреля 2020 г. N 121Д2026/2062 Светлакова М.С. признана безработной с 20 апреля 2020 г. в соответствии со статьями 30, 31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". С 20 апреля 2020 г. по 19 июля 2020 г. Светлаковой М.С. установлено пособие по безработице в размере 1725 руб.
Пособие по безработице ответчику было назначено с доплатой на детей на основании приказа КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" от 6 августа 2020 г.
Приказом КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" от 11 сентября 2020 г. N255П 1060/2062 изменен порядок начисления пособия по безработице: с 20 апреля 2020 г. по 19 июля 2020 г. установлено пособие по безработице в размере 1725 руб.; с 1 мая 2020 г. по 31 мая 2020 г. - 5175 руб, с 1 июня 2020 г. по 31 августа 2020 г. - 8175 руб, с 1 сентября 2020 г. по 30 сентября 2020 г. - 4725 руб.
На основании приказа КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" от 29 января 2021 г. N 029Д1426/2162 Светлакова М.С. снята с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
Позднее было установлено, что Светлаков Е.М. (муж ответчика) был в установленном законом порядке признан безработным с 7 мая 2020 г, который предоставил документы на ребенка раньше супруги и получал доплату на детей. Таким образом, за период с 1 июня 2020 г. по 30 сентября 2020 г. ответчиком незаконно получена доплат на детей в размере 12000 руб.
10 декабря 2021 г. в адрес ответчика была направлена претензия N 23968 о возврате незаконно полученных денежных средств в размере 12000 руб. Добровольно денежные средства ответчиком не возвращены.
КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" просило суд взыскать с ответчика денежную сумму в виде доплаты на детей к пособию по безработице в размере 12000 руб.
Решением и.о. мирового судьи судебного участка N6 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края от 16 августа 2022 г. исковые требования КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 10 ноября 2022 г. решение и.о. мирового судьи судебного участка N6 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края от 16 августа 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" просит об отмене судебных актов как незаконных.
Светлаковой М.С. поданы возражения на кассационную жалобу.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Главой III Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год" гражданам, уволенным и признанным безработными начиная с 1 марта 2020 г. и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 руб. на каждого ребенка одному из родителей; гражданам признанным безработными и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 руб. на каждого ребенка одному из родителей.
Положениями статьи 15 Закона о занятости населения предусмотрено, что контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения осуществляет государственная служба занятости населения, включающая: 1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации и Федеральная служба по труду и занятости (Роструд); 2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; 3) государственные учреждения службы занятости населения.
Введенным в действие с 1 июля 2011 г. Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 4 статьи 15 вышеназванного Закона органам службы занятости предоставлено право запрашивать сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе.
Таким образом, положения Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", а также Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, предусматривают определенные организационно-учетные правила, направленные на исключение злоупотребления этим правом со стороны граждан, и предоставляют органам службы занятости право осуществления контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).
Кроме того, органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией (часть 1 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей").
Выборочный характер проверки означает, что органом проверяется та часть сведений, в отношении которой у инспектора возникают сомнения. Какие именно сведения будут проверяться, вправе решить специалист (должностное лицо) органа, осуществляющего назначение и выплату государственных пособий.
Орган, назначающий и выплачивающий государственные пособия, проверяет информацию путем сравнения представленных сведений со сведениями, имеющимися в компетентных органах и организациях и представленными ими по соответствующим запросам.
Следовательно, органом, назначающим пособия, при принятии документов должны оцениваться представленные заявителем сведения и при наличии сомнений специалист указанного органа принимает меры по проверке информации.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на социальное обеспечение.
Судами установлено, что Светлакова М.С. обратилась в КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" через портал Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) с заявлением на предоставление государственной услуги - "содействие гражданам в поиске подходящей работы", предоставив необходимый перечень документов, в том числе свидетельство о рождении дочери "данные изъяты". Светлакова М.С. была признана безработной и ей было назначено пособие по безработице с доплатой на детей. Светлаков Е.М. (муж ответчика) также в установленном законом порядке был признан безработным, предоставил документы на ребенка и получал доплату на детей. По мнению истца, за период с 1 июня 2020 г. по 30 сентября 2020 г. ответчиком Светлаковой М.С. незаконно получена доплата на детей в размере 12000 руб, сумма которой добровольно не возвращена.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья, с учетом положений Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными", исходил из того, что обстоятельств недобросовестного поведения ответчика по факту получения пособия в виде доплаты не установлено, поскольку на момент принятия КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" решения о назначении Светлаковой М.С. доплаты на детей к пособию по безработице с 1 июня 2020 г. истец располагал сведениями о том, что указанная доплата выплачивается её супругу. Органом, назначившим супругам Светлаковым ежемесячное пособие по безработице, доплату на детей к пособию по безработице и производившее соответствующие выплаты, являлось КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу".
Мировой судья пришел к выводу о том, что в данном случае, основанием для получения пособия по безработице являлось заявление гражданина, а для назначения доплаты к нему - предоставление копии свидетельства о рождении ребенка, следовательно, принятие соответствующего решения руководителем КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" подразумевает проверку заявления и документов на предмет наличия или отсутствия у гражданина, не обладающего специальными познаниями, права на получение того или иного вида пособия и доплат. Надлежащая проверка заявления и представленных Светлаковой М.С. документов о назначении ей пособия по безработице на внутриведомственном уровне позволила бы избежать заявленной переплаты.
Кроме того, при принятии решения мировой судья исходил из того, что при обращении в орган социальной защиты населения ответчику не разъяснялась необходимость представления сведений о получении супругом доплаты на детей, и последствия повторного направления ею свидетельства о рождении дочери, если ранее это было сделано супругом. Светлакова М.С. не была уведомлена истцом о невозможности получения доплаты к пособию на детей двумя родителями, порядок получения доплаты на детей ответчику истцом не разъяснялся.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами мирового судьи и их правовым обоснованием согласился.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка. Выводы судов согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Суды сделали правильный вывод о том, что отсутствует причинно-следственная связь между действиями ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченной КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" суммы доплаты на детей к пособию по безработице. Истцом не представлены надлежащие и допустимые доказательства, бесспорно свидетельствующие о недобросовестности со стороны ответчика при получении доплаты к пособию по безработице в связи с наличием у ответчика несовершеннолетнего ребенка, умышленном сокрытии информации о получении такой суммы её супругом с целью получения пособия по безработице в повышенном размере, правовых оснований для взыскания выплаченных сумм с ответчика в пользу истца не имеется.
Доказательств того, что ответчику истцом разъяснялась необходимость сообщения сведений о получении такой выплаты супругом, материалы дела не содержат.
Доводы кассационной жалобы о том, что доплата на ребенка к пособию по безработице не является выплатой, предоставленной в качестве средств к существованию, а потому не подлежит применению пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы, повторяют позицию КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" в суде первой и апелляционной инстанции, данные доводы были предметом исследования и оценки судов, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение и.о. мирового судьи судебного участка N6 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края от 16 августа 2022 г. и апелляционное определение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 10 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу" - без удовлетворения.
Судья Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.