Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Куликовой И.И, судей Храмцовой Л.П, Шиловой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1694/2022 по иску Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о возложении обязанности по проведению капитального ремонта участка пути
по кассационной жалобе ОАО "РЖД" на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 6 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Куликовой И.И, выслушав прокурора Плетневу С.Н, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, а принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Комсомольский-на-Амуре транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском, в котором просил возложить на ОАО "РЖД" в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт железнодорожного пути общего пользования на участке "адрес", 1 путь с 3702 км 132 м по 3717 км, протяженностью 14, 54 км, Горинской дистанции в связи с истечением срока службы 45 лет с даты проведения последнего капитального ремонта в 1977 году, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, не обеспечивает безопасность движения на железнодорожном транспорте.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 6 апреля 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 августа 2022 года, исковые требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, ссылаясь на допущенные судами, по мнению заявителя, нарушения норм права.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ, признав лиц, участвующих в деле, извещенными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, исходя из требований главы 10 ГПК РФ и статьи 165.1 и 54 ГК РФ, принимая во внимание, что представитель ОАО "РЖД", заявивший об участии в судебном заседании с использованием систем ВКС, заблаговременно уведомлен телефонограммой от 28.12.2022 об отсутствии возможности проведения судебного заседания в режиме ВКС на назначенную дату и в назначенное время, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, кассационный суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
Проверив в порядке и пределах статей 379.5, 379.6 ГПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
В силу пункта 2 статьи 20 названного Закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции должны обеспечивать безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О транспортной безопасности" предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, действующий на дату рассмотрения дела судом первой инстанции и утративший силу с 01.08.2022 в связи с изданием Приказа Минтранса России от 23.06.2022 N 250, устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования.
Согласно п.16 Правил инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура), железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.
В соответствии с п. 1 Приложения N 1 к Правилам при технической эксплуатации все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) должны обеспечивать по прочности, устойчивости и состоянию безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.
Рельсы и стрелочные переводы на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования по мощности и состоянию должны соответствовать условиям эксплуатации (грузонапряженности, осевым нагрузкам и скоростям движения поездов).
Нормы износа рельсов и стрелочных переводов устанавливаются нормами и правилами (п.13).
В силу п.7.2 Положения о системе ведения путевого хозяйства ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 31.12.2015 N 3212р, при назначении работ по видам ремонтов обязательным условием является наработка пути до нормативного ресурса (в млн. т бр) или нормативного срока службы (в годах).
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался положениями ст.210 Гражданского кодекса РФ, ст.ст.2, 17 ФЗ от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, и исходил из того, что обеспечение безопасности и эксплуатации железнодорожного транспорта это система мер, направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу; железнодорожные пути и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам; ответчик несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и должен обеспечивать безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Установив, что на участке обслуживания Горинской дистанции пути ответчик эксплуатирует участок железнодорожного пути общего пользования на участке "адрес", 1 путь с 3702 км 132 м по 3717 км, протяженностью 14, 54 км, с просроченным капитальным ремонтом: класс пути - 3, группа - II, диапазон скоростей - 3, тип подрельсового основания - шпалы деревянные, при сроке службы 45 лет; в соответствии с таблицей 4 Правил N 286 от 21.12.2010 капитальный ремонт ж\д пути названных характеристик должен проводится 1 раз в 18 лет, тогда как последний капитальный ремонт проводился в 1977 году, суды двух инстанций пришли к единому выводу о нарушении ответчиком требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта ввиду допущенной просрочки выполнения капитального ремонта названного участка ж/д пути, наличии, в этой связи, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
Достаточных оснований в кассационной жалобе заявителем не приведено.
Доводы кассационной жалобы о том, что решение о проведении капитального ремонта может приниматься только в случае ненадлежащего состояния участка железнодорожного пути, по результатам оценки его фактического состояния со ссылкой на распоряжение ОАО "РЖД" от 17.12.2021 N 2888/, которым утверждены Правила назначения ремонтов железнодорожного пусти (п. 6.1 и 6.2) и на то, что примененные судом в настоящем деле Правила технической эксплуатации железных дорог от 21.12.2010 N 286 утратили силу, не создают оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, утратили силу с 01.08.2022 в связи с изданием Приказа Минтранса России от 23.06.2022 N 250.
Таким образом, на дату разрешения спора названные Правила N 286 действовали и подлежали применению в настоящем деле.
В соответствии с действующим на дату разрешения спора правовым регулирование основным критерием для проведения капитального ремонта пути является достижение нормативного срока службы пути (наработка тоннажа до нормативного ресурса или нормативного срока службы в годах). При наличии хотя бы одного из них дополнительная диагностика технического состояния не требуется.
Доводы заявителя были проверены судами двух инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 6 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.