Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лысовой Е.В., судей Анненковой К.К, и Шамрай М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полякова Владимира Владимировича к отделу социальной защиты населения района Зюзино г. Москвы, управлению социальной защиты населения Юго-Западного округа г. Москвы об обязании предоставить путевку на санаторно - курортное лечение в 2020 году, по кассационной жалобе Полякова Владимира Владимировича на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 09 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 апреля 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Поляков В.В. обратился в суд к Отделу социальной защиты населения района Зюзино ЮЗАО г. Москвы с иском о возложении обязанности предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение в 2020 году.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что является инвалидом второй группы бессрочно, в связи с чем имеет право на предоставление санаторно-курортной путевки в текущем 2020 году по медицинским рекомендациям, однако на его обращение от 22 июня 2020 года в ОСЗН района Зюзино ЮЗАО города Москвы ему было отказано, чем нарушено его право на социальное обеспечение, гарантированное Конституцией Российской Федерацией.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 09 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 апреля 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Поляков В.В. просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права, ссылается на несогласие с судебными постановлениями по существу и по содержанию, полагает, что нарушено его право на осуществление правосудия на основе состязательности сторон при привлечении судом без его согласия в качестве соответчика Управления социальной защиты населения Юго-Западного округа г. Москвы, процессуальным нарушением считает и то обстоятельство, что 9.11.2020 года он согласился с заменой ответчика на надлежащего, но суд не начал рассмотрение дела с самого начала, при этом определение о принятии иска и подготовке дела к судебному разбирательству им получено только через 43 дня, а от 24.08.2020 года о назначении дела к рассмотрению через 25 дней, судом не определен закон, подлежащий применению при разрешении спора, не определен перечень доказательств с распределением бремени доказывания между сторонами. Суд первой инстанции не предложил сторонам заключить мировое соглашение и не выяснил причину отсутствия представителя ответчика в судебном заседании 28.09.2020 года, протокол судебного заседания не отражает ход судебного процесса, ему необоснованно отказано в рассмотрении замечаний на протокол. Ссылается на несоответствие резолютивной и мотивировочной частей решения, полагает, что суд не применил закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который распространяется на него.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции стороны, извещенные надлежащим образом, не явились, извещение подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, информация о месте и времени слушания дела в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. От представителя ответчика отдела социальной защиты населения района Зюзино представлено заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие стороны.
Согласно ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 379.7 ГПК РФ).
Такого характера существенных нарушений норм материального и норм процессуального права при разрешении настоящего спора судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
Согласно пункту 1.1 части 1 ст. 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Порядок предоставления санаторно-курортного лечения гражданам льготных категорий, имеющих место жительства в г. Москве, регламентируется также постановлением Правительства Москвы от 1.08.2009 г. N 755-ПП "О порядке предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в г. Москве, санаторно-курортного лечения, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" (вместе с "Положением о порядке предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в г. Москве и включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи", "Положением о порядке предоставления бесплатного санаторно-курортного лечения в соответствии с Законом г. Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей г. Москвы", "Положением о порядке предоставления бесплатного санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в г. Москве".
Распределение путевок производится в соответствии с названным постановлением Комиссией по распределению путевок УСЗН района с учетом медицинских показаний к санаторно-курортному лечению (сезон, место и профиль лечения) и даты постановки на учет для получения санаторного лечения.
Пунктом 1.2 Положения определяется порядок предоставления органами социальной защиты населения г. Москвы при наличии медицинских показаний для санаторно-курортного лечения санаторно-курортных путевок следующим федеральным льготным категориям граждан:
1. Инвалиды войны;
- участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами;
- приравненные к инвалидам войны:
- военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (п. 3 ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ);
- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) (п. 8 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
2. Участники Великой Отечественной войны;
3. Ветераны боевых действий;
4. Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 г. по 03.09.1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5. Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
6. Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
8. Инвалиды, в том числе:
- инвалиды I группы, - инвалиды II группы, - инвалиды III группы;
9. Дети-инвалиды;
10. Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.
В первоочередном порядке бесплатные санаторно-курортные путевки предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Поляков В.В. является инвалидом II группы по общему заболеванию бессрочно.
19.10.2018 г. истцу медицинским учреждением выдана справка N 072 (форма 070/у) о наличии медицинских показаний для получения путевки на санаторно-курортное лечение заболеваний органов дыхания в санаториях Черноморского побережья исключительно в летний период.
22 июня 2020 года с указанной справкой Поляков В.В. обратился в ОСЗН района Зюзино ЮЗАО города Москвы для получения путевки и как следует из электронного журнала регистрации и контроля по запросам заявителей, заявление истца зарегистрировано и учтено в электронной очереди.
Ранее, как установлено судом, в 2009, 2015, 2017-2019 годах Полякову В.В. предоставлялись санаторно-курортные путевки в здравницы Черноморского побережья, в 2019 году путевка в санаторий "Голубая даль" с 03.06.2019 по 20.06.2019.
При этом ответчиком истцу было разъяснено, что к лицам, имеющим право на первоочередное получение путевки на санаторно-курортное лечение он не относится, имеет право на получение путевки в порядке общей очереди, в 2020 году предоставить такую путевку не представляется возможным.
Разрешая при таких обстоятельствах спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Полякова В.В.
При этом суд исходил из того, что право истца на получение санаторно-курортного лечения, как инвалида II групп, ответчиком не нарушено ввиду своевременного предоставления путевок ранее с учетом медицинских показаний, правом первоочередного обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение в силу закона истец не обладает, был включен в реестр лиц, имеющих право на получение социальной помощи при обращении, сохраняет право на предоставление санаторно-курортного лечения в порядке очередности, в связи с чем возложение обязанности на ответчиков предоставить путевку в 2020 году не будет соответствовать требованиям закона. Также суд принял во внимание, что на основании поручения Председателя Правительства Российской Федерации Мишустина М.В. от 26 марта 2020 года N ММ-п12-2363-кв с 28 марта до 1 июня 2020 года было временно приостановлено бронирование мест, прием и размещение граждан в пансионатах, домах отдыха, санаторно-курортных организациях (санаториях), санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия и гостиницах, расположенных в курортах федерального, регионального и местного значения, а также в иных санаторно-курортных организациях (санаториях), санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда и апелляционного определения судебной коллегии, не допущено, в связи с чем оснований для отмены в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений суд кассационной инстанции не находит.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что применение судами Закона Российской Федерации о социальной защите инвалидов привело бы к иному результату разрешения спора, несостоятельны, поскольку указанным законом порядок предоставления инвалидам санаторно-курортного лечения не регламентируется, судами правильно применены при разрешении спора Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и постановление Правительства г. Москвы от 11 августа 2009г. "О порядке предоставления отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве, санаторно-курортного лечения".
Доводы кассатора сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, однако основанием к отмене правильных судебных постановлений служить не могут, поскольку в силу императивного запрета, содержащегося в ч.3 статьи 390 ГПК РФ, суд кассационной инстанции не обладает правом давать иную оценку установленных судами обстоятельств дела и собранных доказательств, если судами не допущены нарушения правил оценки доказательств. Таких нарушений суды не допустили.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 9 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Полякова Владимира Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.