Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К, судей Кисловой Е.А, Шамрай М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Наталии Юрьевны к государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области о включении периодов в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, досрочном назначении страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Кузнецовой Наталии Юрьевны на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 11 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 21 июня 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Кузнецова Н.Ю. обратилась в суд с иском к УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (правопреемник ГУ- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области) о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода лечебной деятельности с 5 апреля 1989 года по 8 августа 1993 года в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными в офтальмологическом отделении стационара Тамбовского военного госпиталя войсковой части 86691 (включая период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 07.12.1990 по 11.04.1991), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить ей досрочную страховую пенсию старости с 12 октября 2020 года.
В обоснование иска ссылалась на то, что 12.10. 2020 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях", решением от 13.11.2020 года отказано в назначении пенсии со ссылкой на то, что ее специальный стаж на дату обращения составляет 30 лет 1 месяц 14 дней, следовательно с учетом отлагательного права оснований для назначения досрочной страховой пенсии с 12 октября 2020 года не имеется. Не включен в специальный стаж период работы с 5 апреля 1989 года по 8 августа 1993 года в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными в офтальмологическом отделении стационара Тамбовского военного госпиталя войсковой части 86691 (4 года 4 месяца 4 дня).
Полагала решение пенсионного органа незаконным, поскольку период работы с 5 апреля 1989 года по 8 августа 1993 года в названной должности подлежал включению в стаж лечебной деятельности, что было предусмотрено Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, которым предусматривались такие учреждения как "больничные учреждения всех типов и наименований, в том числе, госпитали", и такие должности как "медицинские сестры - независимо от наименования". Льготный характер работы в данный период подтверждает справка, выданная работодателем, уточняющая характер работы.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 11 марта 2021 года исковые требования Кузнецовой Н.Ю. удовлетворены частично.
На УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области возложена обязанность включить Кузнецовой Н.Ю. в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в календарном исчислении период работы с 25 декабря 1990 года по 31 декабря 1991 года в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными в офтальмологическом отделении стационара Тамбовского военного госпиталя войсковой части 86691 (включающий период нахождения в отпуске по уходу за ребенком) и возложена обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с 12 октября 2020 года, в удовлетворении иска в остальной части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 21 июня 2021 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении иска Кузнецовой Н.Ю. о включении в специальный стаж для досрочного назначении пенсии периодов работы с 25.11.1990 по 31.12.1991 в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными в офтальмологическом отделении стационара Тамбовского военного госпиталя войсковой части 86691 и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 12.10.2020, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кузнецова Н.Ю. просит отменить апелляционное определение от 21.06.2021, полагает, что судом апелляционной инстанции неправильно истолковано Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", в разделе 2 которого в перечне учреждений предусмотрены больничные учреждения всех типов и наименований, в том числе госпитали, разделом наименования должностей - медицинские сестры - все независимо от наименования должности п. 2.9 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1086г. N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" с указанием на право на пенсию медицинских сестер (главные, старшие, младшие, операционные, патронажные, участковые и т.п.), период нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежал включению в специальный стаж также до 1992г.
В отзыве на кассационную жалобу представитель ответчика просит оставить апелляционное определение без изменения.
В судебное заседание кассационного суда, организованное по ходатайству ответчика способом видеоконференцсвязи в Ленинском районном суде г. Тамбова, истец и представитель ответчика не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ кассационный суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений ответчика на жалобу, проверив законность судебного постановления в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ для отмены обжалуемого апелляционного определения не находит.
Как следует из материалов дела, Кузнецова Н.Ю. 12 октября 2020 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 13 ноября 2020 года Кузнецовой Н.Ю. отказано в назначении пенсии, определен специальный стаж лечебной деятельности в размере 30 лет 1 месяц 14 дней по состоянию на 7 августа 2020 года, не включен в специальный стаж помимо прочего период работы с 5 апреля 1989 года по 8 августа 1993 года (4 года 4 месяца 4 дня) в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными в офтальмологическом отделении стационара Тамбовского военного госпиталя войсковой части 86691.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Кузнецовой Н.Ю. в части включения в специальный стаж периода работы с 25 декабря 1990 года по 31 декабря 1991 года в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными в офтальмологическом отделении стационара Тамбовского военного госпиталя войсковой части 86691 и назначения досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения с заявлением 12 октября 2020 года, суд первой инстанции исходил из того, что в указанный период действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), в разделе 2 которого "Врачи и другие медицинские работники" перечислены медицинские сестры - все независимо от наименования должности, а поскольку с 25 декабря 1990 года (дата окончания среднего профессионального образовательного учреждения) истец в должности младшей медицинской сестры по уходу осуществляла деятельность, которая по характеру и специфике труда тождественна должности медицинской сестры, суд посчитал необходимым включить указанный в период в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, в который вошел и декретный отпуск Кузнецовой Н.Ю, начавшийся с 7 декабря 1990 года (до 25 декабря 1990 года) по 11 апреля 1991 года в период работы, которая, по выводам суда, не давала права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Не соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал на ошибочное толкование судом норм материального права и несоответствие выводов установленным обстоятельствам дела и представленным доказательствам, что послужило основанием для отмены решения суда в части включения периода работы истца с 25 декабря 1990 года по 31 декабря 1991 года в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными в офтальмологическом отделении стационара Тамбовского военного госпиталя войсковой части 86691 и назначения досрочной пенсии по старости, принятию нового решения об отказе в удовлетворении иска Кузнецовой Н.Ю.
При этом суд апелляционной инстанции сослался в обоснование выводов на то, что действовавшими в период с 25 декабря 1990 года по 31 декабря 1991 года Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет от 17 декабря 1959 года N1397, Приложением N1 к приказу Минздрава СССР от 26 сентября 1978 года N900 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа (рабочих, курортных и городских) с численностью населения до 25 тыс. человек", Номенклатурой должностей медицинского, фармацевтического персонала, а также специалистов с высшим профессиональным образованием в военно-медицинских учреждениях (подразделениях) от 8 марта 1993 года N130 и списками N 464, N 1066, N 781 не предусматривалась возможность зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными.
Суд кассационной инстанции считает необходимым согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, правильно применившего нормы пенсионного законодательства к установленным по настоящему делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы истца основаны на неправильном толковании и применении пенсионного законодательства, в связи с чем сомнений в правильности выводов суда апелляционной инстанции не вызывают.
Согласно п. 20 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 11 ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях"), и могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 665).
Согласно подпункту "н" пункта 1 Постановления N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в заявленном периоде применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Список N 781) и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") (далее - Перечень N 1397), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Списком N 781 работа в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными в офтальмологическом отделении стационара Тамбовского военного госпиталя войсковой части 86691 не предусмотрена в качестве дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Перечнем N 1397 предусмотрены должности медицинских работников, в том числе, медицинские сестры - все независимо от наименования должности, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Должность младшей медицинской сестры не поименована в качестве должности медицинских работников, работа в которой дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из Квалификационного справочника профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденного постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. N 58/3-102, следует, что в спорный период должность младшей медицинской сестры по уходу за больными относилась к профессии рабочих, характеристика работы и перечень знаний, приведенные в качестве квалификационных характеристик должности совпадают с разработанными работодателем истца функциональными обязанностями младшей медицинской сестры по уходу за больными в офтальмологическом отделении. Должность медицинской сестры по функциональным обязанностям отлична от должности мл. медсестры.
С учетом правовой позиции Верховного Суда РФ, сформулированной в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", о том, что установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается, суд апелляционной инстанции верно указал на то, что у суда первой инстанции не имелось оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж истца в связи с тождественностью выполняемых истцом работ и занимаемой должности, тем работам и должности, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах п 2.9 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР N1-63-И от 30.06.1986г. "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", указывающий младших медицинских сестер в качестве лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет, на которое истец ссылалась в иске и в ссылается в кассационной жалобе, противоречит вышеперечисленным нормам пенсионного законодательства и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации.
Доводы кассатора о том, что указание в Перечне N 1397 "медицинские сестры - все независимо от наименования должности" свидетельствует о том, что к ним отнесены младшие медицинские сестры по уходу за больными, являлись предметом правильной оценки суда апелляционной инстанции, с которой следует согласиться, поскольку по смыслу этой нормы различные наименования должности медицинской сестры могут быть производными (палатная, процедурная, патронажная), но не младшая.
Поскольку отпуск по уходу за ребенком, о котором ведет речь заявитель кассационной жалобы, входил в период, не включенный в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии истцу, доводы кассационной жалобы со ссылкой на предусмотренную законом возможность включения отпуска по уходу за ребенком до 06.10.1992 года в специальный стаж, основанием для отмены апелляционного определения не являются.
Доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в апелляционном определении.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 390 ГПК РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного уда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 21 июня 2021 года и решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 11 марта 2021 года, в части оставленное без изменения указанным апелляционным определением, оставить без изменения, кассационную жалобу Кузнецовой Наталии Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.