Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Лукашенко Н.И., при секретаре Помаз А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1070/2022 по частной жалобе представителя административного истца фио на определение Савеловского районного суда адрес от 21 ноября 2022 года, которым прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению фио к призывной комиссии Объединенного военного комиссариата адрес об обжаловании решения призывной комиссии военного комиссариата.
установил:
Административный истец фио обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Объединенного военного комиссариата адрес об обжаловании решения призывной комиссии военного комиссариата.
Определением Савеловского районного суда адрес от 21 ноября 2022 года производство по делу прекращено по основанию п.1 ч.1 ст. 194 КАС РФ со ссылкой на то, что административный истец на дату подачи административного искового заявления призван по частичной мобилизации, то есть является военнослужащим, в связи с чем административное исковое заявление подлежит подаче в гарнизонный военный суд по месту нахождения воинской части.
Административный истец с указанным определением не согласился и подал частную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене вышеприведенного определения, полагая его незаконным, вынесенным с нарушением норм процессуального права, а также утверждая о том, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, настаивая на том, что спор подлежит рассмотрению по существу в суде общей юрисдикции.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца, поддержавшего доводы жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания, рассмотрев доводы частной жалобы, проверив обжалуемый судебный акт, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены в апелляционном порядке не установлено.
Из материалов дела следует, что фио, паспортные данные, состоит на воинском учете в военном комиссариате адрес.
Решением призывной комиссии адрес от 10 октября 2022 года административный истец призван на военную службу по мобилизации.
В соответствии со ст. 19 КАС РФ административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных ст.ст. 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 18 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются военными судами.
В соответствии с п. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 22 адрес конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" - гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Гарнизонный военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает в первой инстанции не отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности Судебной коллегии по делам военнослужащих или окружного (флотского) военного суда гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.
Указом Президента РФ от 21.09.2022 N 647 в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация (далее - Указ).
Согласно п. 2 Указа призыв граждан РФ на военную службу по мобилизации осуществляется в Вооруженные Силы Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон о мобилизации) призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 "Закона о мобилизации" призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Из содержания ч. 10 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) следует, что началом военной службы считается: для граждан, имеющих воинские звания и призванных на военную службу - дата издания приказа военного комиссара субъекта РФ о направлении к месту прохождения военной службы; для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы.
Для лиц, пребывающих в мобилизационном людском резерве, а также граждан, подлежащих призыву по мобилизации, которым выдано мобилизационное предписание до объявления мобилизации, обязанных в силу мобилизационного предписания явиться в воинскую часть в срок, указанный в таком предписании, днем начала военной службы является день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части (ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 10 "Закона о мобилизации", ст. 3, ч. 2 ст. 54, ч. 1 ст. 57.7 "Закона о воинской обязанности и военной службе").
Согласно статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
С учетом приведенных положений закона в их взаимосвязи, дела об оспаривании решений, действий (бездействия) призывных комиссий и военных комиссариатов, связанных с призывом по мобилизации, если на день обращения в суд гражданин не приобрел статус военнослужащего, относятся к компетенции районного суда (ст.ст. 18 и 19 КАС РФ), однако в данном случае, как указано выше, административный истец на дату подачи административного иска проходит военную службу в войсковой части, то есть является военнослужащим, в связи с чем поданное административное исковое заявление подлежало рассмотрению в гарнизонном военном суде.
Изложенное подтверждает правомерность вывода суда первой инстанции о наличии оснований для прекращения производства по настоящему административному делу в соответствии с п.1 ч.1 ст. 194 КАС РФ.
При таких данных, обжалуемое определение постановлено при правильном применении норм материального и процессуального права, а выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены собранными по делу доказательствами; оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Доводы частной жалобы правильности вывода суда о прекращении производства по административному делу не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявитель норм закона; они не учитывают, что конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, в том числе со статьями, закрепляющими право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47 часть 1), и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 часть 3), - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года N 4-П, от 3 февраля 1998 года N 5-П, от 28 мая 1999 года N 9-П, от 11 мая 2005 года N 5-П и др.).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 316 КАС РФ, суд
определил:
Определение Савеловского районного суда адрес от 21 ноября 2022 года оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.