Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Маяк Эстейт-Менеджмент" Доверительный управляющий ЗПИФ комбинированный "Маяк-Комбинированный" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Маяк Эстейт-Менеджмент" Доверительный управляющий ЗПИФ комбинированный "Маяк-Комбинированный" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8.
В административном исковом заявлении ООО "Маяк Эстейт-Менеджмент" Доверительный управляющий ЗПИФ комбинированный "Маяк-Комбинированный" просит установить кадастровую стоимость нежилых зданий в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "Консалтинговая Компания "БизнесЭксперт", по состоянию на 1 января 2021 года, а именно в размере 34 552 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС1, в размере 325 731 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС2, в размере 196 352 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС3, в размере 182 971 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС4, в размере 132 824 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС5, в размере 89 189 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС6, в размере 73 984 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС7, в размере 23 856 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС8.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанных нежилых зданий, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года установлена в размере 55 393 042 рубля 05 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС1, в размере 399 618 142 рубля 92 копейки в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС2, в размере 281 937 222 рубля 66 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС3, в размере 273 972 170 рублей 01 копейки в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС4, в размере 207 297 998 рублей 01 копейки в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС5, в размере 147 195 993 рублей 53 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС6, в размере 128 707 073 рублей 09 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС7, в размере 32 811 985 рублей 46 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС8.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых зданий их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель административного истца ООО "Маяк Эстейт-Менеджмент" Доверительный управляющий ЗПИФ комбинированный "Маяк-Комбинированный" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представителем Департамента городского имущества города Москвы представлены возражения относительно заявленных требований.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административный истец ООО "Маяк Эстейт-Менеджмент" является доверительным управляющим ЗПИФ комбинированный "Маяк-Комбинированный", пайщики которого являются собственниками нежилых зданий с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, что подтверждается выписками из ЕГРН. В отношении названных объектов установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 55 393 042 рубля 05 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС1, в размере 399 618 142 рубля 92 копейки в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС2, в размере 281 937 222 рубля 66 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС3, в размере 273 972 170 рублей 01 копейки в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС4, в размере 207 297 998 рублей 01 копейки в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС5, в размере 147 195 993 рублей 53 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС6, в размере 128 707 073 рублей 09 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС7, в размере 32 811 985 рублей 46 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС8 (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости).
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых зданий влияют на права и обязанности ООО "Маяк Эстейт-Менеджмент" Доверительный управляющий ЗПИФ комбинированный "Маяк-Комбинированный" как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий, административный истец 6 сентября 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "Маяк Эстейт-Менеджмент" Доверительный управляющий ЗПИФ комбинированный "Маяк-Комбинированный" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий были представлены отчеты, подготовленные ООО "Консалтинговая Компания "БизнесЭксперт", в которых по состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость определена в размере 34 552 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС1, в размере 325 731 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС2, в размере 196 352 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС3, в размере 182 971 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС4, в размере 132 824 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС5, в размере 89 189 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС6, в размере 73 984 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС7, в размере 23 856 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС8.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленных в материалы дела отчетов судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ГБУ Московской области "МОБТИ".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке рыночной стоимости нежилых зданий, представленные административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ОКС1 составляет 48 529 000 рублей, стоимость нежилого здания с кадастровым номером ОКС2 составляет 356 748 000 рублей, стоимость нежилого здания с кадастровым номером ОКС5 составляет 166 274 000 рублей, стоимость нежилого здания с кадастровым номером ОКС4 составляет 231 900 000 рублей, стоимость нежилого здания с кадастровым номером ОКС6 составляет 120 916 000 рублей, стоимость нежилого здания с кадастровым номером ОКС3 составляет 211 410 000 рублей, стоимость нежилого здания с кадастровым номером ОКС7 составляет 93 136 000 рублей, стоимость нежилого здания с кадастровым номером ОКС8 составляет 30 843 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленные заявителем отчеты об оценке рыночной стоимости спорных нежилых зданий, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчетов, подготовленных ООО "Консалтинговая Компания "БизнесЭксперт", и достоверности определенной в них рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2021 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых зданий сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что ООО "Маяк Эстейт-Менеджмент" Доверительный управляющий ЗПИФ комбинированный "Маяк-Комбинированный" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 1 января 2021 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 6 сентября 2022 года.
Расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА были возложены на административного ответчика, обязанность по оплате экспертизы Департаментом городского имущества г. Москвы исполнена, что подтверждается платежным поручением N * от 20 декабря 2022 года. Представителем Департамента городского имущества г. Москвы заявлено ходатайство о возмещении понесенных по делу судебных расходов.
Решая вопрос о распределении судебных расходов по делу, суд исходит из следующего.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Соответственно, решая вопрос о распределении судебных расходов, необходимо оценить, является ли расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, установленной судом, настолько существенным, что свидетельствует о наличии ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, как налогоплательщика.
В свою очередь сведений о том, что при проведении кадастровой оценки были допущены нарушения методологии проведения массовой оценки, в материалы дела не представлено. Напротив, определенная экспертом рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ОКС1 отличается от оспариваемой кадастровой стоимости на 12, 3%, нежилого здания с кадастровым номером ОКС2 отличается на 10, 7%, нежилого здания с кадастровым номером ОКС3 отличается на 25%, нежилого здания с кадастровым номером ОКС4 отличается на 15, 3%, нежилого здания с кадастровым номером ОКС5 отличается на 19, 7%, нежилого здания с кадастровым номером ОКС6 отличается на 17, 8%, нежилого здания с кадастровым номером ОКС7 отличается на 27, 6%, нежилого здания с кадастровым номером ОКС8 отличается на 6%, что находится в пределах допустимых отклонений.
Учитывая, что представленные в материалы дела отчеты признаны недостоверным, а услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности заявителя по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объектов недвижимости, принимая во внимание, что у суда не имеется оснований говорить о допущенных в ходе кадастрового учета ошибках, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного истца в пользу Департамента городского имущества г. Москвы расходов по проведению судебной экспертизы в размере СУММА.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ОКС1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 48 529 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС2 в размере 356 748 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС5 в размере 166 274 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС4 в размере 231 900 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС6 в размере 120 916 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС3 в размере 211 410 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС7 в размере 93 136 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС8 в размере 30 843 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 6 сентября 2022 года.
Взыскать с ООО "Маяк Эстейт-Менеджмент" Доверительный управляющий ЗПИФ комбинированный "Маяк-Комбинированный" в пользу Департамента городского имущества города Москвы расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 10 февраля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.