Московский городской суд в составе: председательствующего судьи Михалевой Т.Д., с участием прокурора Триполевой А.И., при секретаре Мельниковой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2904/2023 по административному исковому заявлению Рутц Светланы Артуровны о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 19.10.2021 N1640-ПП "Об утверждении проекта планировки территории Киевского направления Московской железной дороги с учетом строительства дополнительных путей и развития железнодорожной инфраструктуры на участке от Киевского вокзала до остановочного пункта Апрелевка, соединительная ветка между Киевским и Смоленским направлением Московской железной дороги",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 19.10.2021 принято постановление N 1640-ПП "Об утверждении проекта планировки территории вдоль Киевского направления Московской железной дороги с учетом строительства дополнительных путей и развития железнодорожной инфраструктуры на участке от Киевского вокзала до остановочного пункта Апрелевка, соединительная ветка между Киевским и Смоленским направлениями Московской железной дороги".
Постановление Правительства Москвы N 1640-ПП от 19.10.2021 "Об утверждении проекта планировки территории вдоль Киевского направления Московской железной дороги с учетом строительства дополнительных путей и развития железнодорожной инфраструктуры на участке от Киевского вокзала до остановочного пункта Апрелевка, соединительная ветка между Киевским и Смоленским направлениями Московской железной дороги" опубликовано на сайте Мэра и Правительства Москвы 21.10.2021, а также в журнале "Вестник Москвы", спецвыпуск N 19, том 1, 02.11.2021.
В соответствии с утвержденным проектом планировки территории предусматривается, в частности, строительство улично-дорожной сети и объектов транспортно-пересадочного узла, также предусмотрено изъятие земельного участка и предлагаются к сносу в установленном законом порядке объектов капитального строительства по адресу: город Москва, Шмитовский проезд, дом 32а, строение 1 и по адресу: город Москва, Шмитовский проезд, дом 32а, строение 2.
Рутц С.А. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 1640-ПП от 19.10.2021 "Об утверждении проекта планировки территории вдоль Киевского направления Московской железной дороги с учетом строительства дополнительных путей и развития железнодорожной инфраструктуры на участке от Киевского вокзала до остановочного пункта Апрелевка, соединительная ветка между Киевским и Смоленским направлениями Московской железной дороги" в части земельного участка площадью 7135 кв.м с кадастровым номером 77:01:0004044:71, расположенного по адресу: г. Москва, пр-д Шмитовский, д. 32А стр. 1, 2, а также нежилого здания площадью 1951, 9 кв.м с кадастровым номером 77:01:0004044:1076, расположенного по адресу: г. Москва, пр-д Шмитовский, д. 32А стр. 1, и нежилого здания площадью 27, 6 кв.м с кадастровым номером 77:01:0004044:1077, расположенного по адресу: г. Москва, пр-д Шмитовский, д. 32А стр. 2.
В обосновании заявленных требований ссылается на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует пункту 1 статьи 39, пункту 1 статьи 41, статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации, части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 23, 209, 287, 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы", имеет неопределенность правового регулирования в связи с наличием нескольких утвержденных документов по планировке территории, а предусмотренные проектом планировки территории мероприятия являются произвольными и не имеют законной цели.
Представители административного истца в судебное заседание явились, заявленные административные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представители административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы возражали против удовлетворения иска, указав, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, сами по себе не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержали представленные в материалы дела возражения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ и определению Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 N 468-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Московской городской Думы о проверке конституционности ч. 3 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пп. 42 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законодательство о градостроительной деятельности является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации.
Как следует из статей 1, 2 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", в соответствии с Конституцией Российской Федерации столицей Российской Федерации является город Москва.
Под статусом столицы Российской Федерации понимается правовое положение города Москвы, обусловленное установленными настоящим Законом особенностями прав и обязанностей федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также особенностями регулирования отдельных правоотношений, устанавливаемыми настоящим Законом в целях реновации жилищного фонда в городе Москве, строительства, реконструкции объектов регионального значения в городе Москве.
Статья 4 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" устанавливает, что в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также в целях реновации жилищного фонда в городе Москве, защиты прав граждан - участников долевого строительства, установления особенностей осуществления градостроительной деятельности в городе Москве органы государственной власти города Москвы устанавливают особенности состава, содержания, порядка разработки, утверждения правил землепользования и застройки города Москвы, документации по планировке территории, а также особенности порядка внесения изменений в указанные документы и при необходимости определяют перечень требуемых для этого сведений, документов, материалов.
Согласно статье 7 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности относится в том числе:
- утверждение документации по планировке территорий;
- определение полномочий в области градостроительной деятельности подведомственных Правительству Москвы органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 1.1 данной статьи, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. Данные положения нашли свое отражение и в статье 40 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", согласно которой основанием для разработки проекта планировки территории является правовой акт Правительства Москвы или уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
На основании пунктов 4.1 и 4.2.6 приложения к постановлению Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" Москомархитектура принимает решения о подготовке проектов планировки территории, а также разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов по проектам планировки территории.
Москомархитектурой подготовлен проект планировки территории вдоль Киевского направления Московской железной дороги с учетом строительства дополнительных путей и развития железнодорожной инфраструктуры на участке от Киевского вокзала до остановочного пункта Апрелевка, соединительная ветка между Киевским и Смоленским направлениями Московской железной дороги.
Согласно части 10 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации в городе Москве общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
Одновременно в соответствии с частями 9, 10 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. По проектам, указанным в части 1 статьи 5.1 настоящего Кодекса (в том числе по проектам планировки территории и проектам, предусматривающим внесение изменений в ранее утвержденный документ), общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В соответствии с частью 1 статьи 68.1 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" общественные обсуждения по вопросам градостроительной деятельности могут проводиться по любым проектам, указанным в части 1 статьи 68 данного Кодекса, в том числе по проектам планировки территории.
Общественные обсуждения на платформе "Активный гражданин" проводятся в соответствии Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", постановлением Правительства Москвы от 30.04.2019 N 448-ПП "Об утверждении порядка организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы", распоряжением Департамента информационных технологий города Москвы от 28.06.2019 N 64-16-273/19 "Об утверждении правил использования сайта "Активный гражданин" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве".
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.04.2019 N 448-ПП процедура проведения общественных обсуждения предусматривает:
1) Оповещение о начале общественных обсуждений;
2) Размещение проекта на официальном сайте и открытие экспозиции проекта. Проведение экспозиции проекта;
3) Подготовку и оформление протокола общественных обсуждений;
4) Подготовку, оформление и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Оповещение о начале общественных обсуждений по проектам было опубликовано 10.07.2020 г, экспозиция по проекту была открыта 20.07.2020 на официальном сайте и проведена с 20.07.2020 по 02.08.2020.
При этом из представленных для проведения общественных обсуждений материалов следует, что в границы зон планируемого размещения линейных объектов улично-дорожной сети входит также часть здания по адресу: г. Москва, пр-д Шмитовский, д. 32А, стр. 1.
После окончания срока размещения проекта на официальном сайте и проведения экспозиций организатором было оформлено и опубликовано заключение о результатах общественных обсуждений по вышеуказанному проекту.
Согласно выводам Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы, общественные обсуждения по вышеуказанным проектам проведены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы и признаны состоявшимися.
На основании пунктов 4.1 и 4.2.6 приложения к постановлению Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" Москомархитектура принимает решения о подготовке проектов планировки территории, а также разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов по проектам планировки территории.
В соответствии с частью 5 статьи 40 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" решение об утверждении проекта планировки территории принимает Правительство Москвы.
Согласно статье 19 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы. Постановления Правительства Москвы подписываются Мэром Москвы или лицом, исполняющим обязанности Мэра Москвы.
Правовые акты Правительства Москвы и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом города Москвы и Законом города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы".
Согласно пунктам 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию.
Официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании органа государственной власти (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте органа государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проект планировки территории вдоль Киевского направления Московской железной дороги с учетом строительства дополнительных путей и развития железнодорожной инфраструктуры на участке от Киевского вокзала до остановочного пункта Апрелевка, соединительная ветка между Киевским и Смоленским направлениями Московской железной дороги утвержден постановлением Правительства Москвы N 1640-ПП от 19.10.2021, опубликованное на сайте Мэра и Правительства Москвы 21.10.2021, а также в журнале "Вестник Москвы", спецвыпуск N 19, том 1, 02.11.2021.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что постановление Правительства Москвы N 1640-ПП от 19.10.2021 издано и введено в действие в соответствии с требованиями законодательства и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно части 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования города федерального значения Москвы, является генеральный план города Москвы, который утвержден Законом г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы".
В соответствии с Генеральным планом города Москвы предусматривается обеспечение транспортной доступности территории в границах разработки проекта планировки территории.
Как следует из системного толкования законодательства о градостроительной деятельности, в том числе статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы", Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", документы территориального планирования определяют принципиальное направление прохождения линейного объекта, в то время как окончательное определение осуществляется на стадии подготовки проекта планировки территории. Данный вывод подтверждается и судебной практикой, в частности в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2016 N 9-АПГ16-17 и от 24.04.2019 N 5-АПА19-27.
Также на основании п. 2.3.3. ч. 2 Закона г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы" одной из задач генерального плана является обеспечения нормативных условий транспортного обслуживания, расширения объема и разнообразия доступного выбора мест приложения труда, благ и услуг, в том числе: приоритетное развитие системы транспорта, которая должна обеспечить реализацию намеченной градостроительной политики, преодолеть хроническое отставание от потребностей городского развития, обеспечить качественно новый уровень транспортного обслуживания населения; развитие общественного транспорта и транспортно-пересадочных узлов, обеспечивающих интеграцию в единую систему всех видов транспорта, повышение плотности улично-дорожной сети за счет строительства новых магистральных и жилых улиц.
Оспариваемым проектом планировки на рассматриваемой территории предусмотрены мероприятия по строительству улично-дорожной сети (в т.ч. эстакада) на участках N 11, 12, 32. Одновременно на соседних участках N 28 и 28 проектом предусмотрено размещение внеуличных пешеходных переходов.
Также согласно Генеральному плану города Москвы рассматриваемая территория расположена в границах зоны городских общественных центров, транспортно-пересадочных узлов и примагистральных территорий. В свою очередь, проектом планировки территории предусмотрено размещение объектов транспортно-пересадочного узла вдоль Шмитовского проезда на участке N 6 согласно плану "Функционально-планировочная организация территории".
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о соответствии постановления Правительства Москвы N 1640-ПП от 19 октября 2021 года "Об утверждении проекта планировки территории вдоль Киевского направления Московской железной дороги с учетом строительства дополнительных путей и развития железнодорожной инфраструктуры на участке от Киевского вокзала до остановочного пункта Апрелевка, соединительная ветка между Киевским и Смоленским направлениями Московской железной дороги" Генеральному плану города Москвы.
На рассматриваемую территорию был утвержден проект планировки территории транспортно-пересадочного узла "Шелепиха", утвержденного постановлением Правительства Москвы N 229-ПП от 05.05.2016 "Об утверждении проекта планировки территории транспортно-пересадочного узла "Шелепиха"", согласно которому предусмотрено формирование земельного участка улично-дорожной сети N 23, относящегося к территории общего пользования, а также были установлены соответствующие красные линии.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции на момент принятия постановления Правительства Москвы N 229-ПП от 05.05.2016 красные линии представляли собой линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В дальнейшем Правительством Москвы принято постановление от 31.03.2017 N155-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 5 мая 2016 г. N 229-ПП", которым в постановление Правительства Москвы N 229-ПП от 05.05.2016 были внесены изменения, предусматривающие утрату силы пункта 1, касающегося утверждения проекта планировки территории транспортно-пересадочного узла "Шелепиха".
По состоянию на дату принятия постановления Правительства Москвы от 31.03.2017 N 155-ПП Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривал, что красные линии представляют собой линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. В свою очередь, часть 1 статьи 42, часть 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривали установление, изменение и отмену красных линий в составе документации по планировке территории, к которой отнесены проекты планировки территории и проекты межевания территории.
Действующая в настоящее время редакция пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации также предусматривает, что красные линии обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
С учетом изложенного, изменение и отмена красных линий возможно посредством утверждения нового проекта планировки территории, а признание утратившим силу ранее утвержденного проекта, устанавливающего красные линии, само по себе не влечет за собой отмену установленных им красных линий.
В оспариваемом по настоящему делу проекте планировки территории осуществлена корректировка красных линий улично-дорожной сети, ранее установленных постановлением Правительства Москвы от 05.05.2016 N 229-ПП "Об утверждении проекта планировки территории транспортно-пересадочного узла "Шелепиха", а также предусмотрено строительство улично-дорожной сети на рассматриваемой территории.
Согласно части 1 статьи 13 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" объектами регионального значения являются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, органов государственной власти города Москвы Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом города Москвы, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, и которые оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие города Москвы, включая:
1) особо охраняемые природные территории регионального значения и расположенные в их границах земельные участки;
2) природные и озелененные территории, образованные в соответствии с законодательством города Москвы в области охраны и использования природных и озелененных территорий, и расположенные в их границах земельные участки;
3) объекты культурного наследия регионального значения, территории и зоны охраны указанных объектов;
4) территории линейных объектов (кроме территорий в границах земельных участков линейных объектов федерального значения);
5) зоны планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения;
6) территории реорганизации;
7) территории общего пользования (кроме территорий в границах земельных участков объектов федерального значения);
8) земельные участки, находящиеся в государственной собственности города Москвы, предназначенные для размещения объектов регионального значения, в том числе объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, зарезервированные для государственных нужд города Москвы;
9) объекты капитального строительства регионального значения.
В силу части 2 статьи 13 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" объектами капитального строительства регионального значения являются объекты жилищного строительства, объекты социальной, транспортной, инженерной инфраструктур и другие объекты, необходимые для осуществления определенных федеральными законами и законами города Москвы полномочий субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в том числе объекты:
1) жилищного строительства, осуществляемого в целях государственного обеспечения жилищных прав граждан, нуждающихся в социальной защите и поддержке;
2) социальной инфраструктуры, обеспечивающие потребности человека в получении, приобретении жизненно важных услуг, продуктов, товаров, в том числе объекты:
а) здравоохранения, образования, социального обеспечения и социальной защиты населения;
б) потребительского рынка, в том числе розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
в) культуры, досуга, физической культуры и спорта;
г) кредитно-финансового, жилищно-коммунального, ритуального и похоронного обслуживания населения;
д) иные социально значимые объекты;
3) транспортной инфраструктуры, в том числе:
а) линейные объекты улично-дорожной сети, систем городского внеуличного общественного пассажирского транспорта, в том числе улицы, дороги, площади, проезды, мосты, путепроводы, развязки, эстакады;
б) станции городского, пригородно-городского общественного пассажирского транспорта, транспортно-пересадочные узлы;
в) сооружения, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях паркирования, хранения индивидуальных легковых автомобилей, в том числе автостоянки, паркинги, гаражи;
г) объекты грузового транспорта и обслуживания перевозок грузов, в том числе объекты логистики, склады, терминалы, оптовые базы;
д) объекты технического обслуживания транспортных средств, в том числе автозаправочные станции, станции технического обслуживания, транспортно-эксплуатационные предприятия городского транспорта;
е) иные объекты транспортной инфраструктуры (кроме объектов федерального значения);
4) инженерной инфраструктуры и городского коммунального хозяйства, включая линейные объекты, в том числе объекты:
а) водоснабжения, водоотведения, очистки, обработки и утилизации сточных вод;
б) газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения;
в) информатики и связи;
г) сбора, переработки, утилизации твердых бытовых и промышленных отходов;
д) иные объекты инженерной инфраструктуры (кроме объектов федерального значения) и городского коммунального хозяйства;
5) административного назначения, предназначенные для размещения органов государственной власти города Москвы, других государственных органов города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований;
6) общественного, делового, производственного, в том числе промышленного, назначения, предусмотренные государственными программами города Москвы для решения приоритетных задач экономического и социального развития города Москвы, содействия осуществлению городом Москвой функций столицы Российской Федерации, реализации на территории города Москвы приоритетных национальных проектов.
Таким образом, постановлением Правительства Москвы N 1640-ПП от 19.10.2021 "Об утверждении проекта планировки территории вдоль Киевского направления Московской железной дороги с учетом строительства дополнительных путей и развития железнодорожной инфраструктуры на участке от Киевского вокзала до остановочного пункта Апрелевка, соединительная ветка между Киевским и Смоленским направлениями Московской железной дороги" предусмотрено изменение существующей улично-дорожной сети в целях улучшения транспортного обслуживания территории, что соответствует Генеральному плану города Москвы.
Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
Постановлением Правительства Москвы от 05.10.2021 N 1579-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП" в правила землепользования и застройки города Москвы внесены изменения в отношении рассматриваемой территории.
Предусмотренные оспариваемым проектом планировки территории объекты капитального строительства соответствуют видам разрешенного использования и предельным параметрам строительства, реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, при этом в соответствии с частью 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а также предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.
Суд считает необоснованными доводы административного истца о нарушении оспариваемым постановлением Правительства Москвы постановления Правительства Москвы от 14.04.2009 N 299-ПП "О территориальной схеме зоны развития, прилегающей к ММДЦ "Москва-Сити". Согласно пункту 2.2 данного постановления Москомархитектуре при разработке и утверждении документации по планировке территории (п. 2.1.2) учитывать предложения по размещению объектов капитального строительства федерального, регионального значения и зоны резервирования земель согласно разделу 3 приложения к настоящему постановлению.
Вместе с тем, оспариваемое по настоящему делу постановление утверждено Правительством Москвы, а не Москомархитектурой, а исходя из буквального толкования указание на "учет предложений" не носит императивный характер.
То касается доводов представителей административного истца относительно технических регламентов и сводов правил суд считает, что в соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Из части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В составе проекта планировки территории вдоль Киевского направления Московской железной дороги с учетом строительства дополнительных путей и развития железнодорожной инфраструктуры на участке от Киевского вокзала до остановочного пункта Апрелевка, соединительная ветка между Киевским и Смоленским направлениями Московской железной дороги установлены границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В свою очередь, конкретное месторасположение объектов капитального строительства определяется на стадии подготовки проектной документации, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
При этом в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, предметом которой является в том числе оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.
В свою очередь, согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом согласно пункту 4 части 7 данной статьи к заявлению на выдачу разрешения на строительство прилагается положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства.
Таким образом, выдача разрешения на строительство осуществляется при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, в рамках которого даётся оценка соответствия документации в том числе требованиям технических регламентов.
С учетом изложенного, доводы представителей административного истца о нарушении оспариваемым постановлением Правительства Москвы требований технических регламентов и сводов правил являются необоснованными.
Не подтверждается и довод о неопределенности правового регулирования в связи с наличием иных утвержденных документов по планировке территории, в частности, проекта планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - магистральной улицы от Звенигородского шоссе до ММДЦ "Москва-Сити, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 19.12.2012 N 769-ПП.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" при коллизии правовых актов одинаковой юридической силы применяется правовой акт, принятый позднее.
Кроме того, суд отмечает, что в соответствии с частью 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
Таким образом, положения оспариваемого постановления Правительства Москвы не противоречат положениям статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отношении доводов административного истца о нарушении пункта 1 статьи 39, пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 23, 209, 287, 606 Гражданского кодекса Российской Федерации суд отмечает, что что в соответствии с частью 4 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно части 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии с частью 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
С учетом того, что действующим законодательством предусматривается предварительное и равноценное возмещение стоимости изымаемых объектов и убытков, суд приходит к выводу, что предусмотренное проектом планировки территории изъятие само по себе не свидетельствует о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят Правительством Москвы в пределах предоставленных ему полномочий и с соблюдением порядка его принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Рутц Светланы Артуровны о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 19.10.2021 N1640-ПП "Об утверждении проекта планировки территории Киевского направления Московской железной дороги с учетом строительства дополнительных путей и развития железнодорожной инфраструктуры на участке от Киевского вокзала до остановочного пункта Апрелевка, соединительная ветка между Киевским и Смоленским направлением Московской железной дороги" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.