Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Оренбургской области Шейрер Е.Г. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области от 22 апреля 2022 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКУ "Центр бюджетного учета Курманаевского района",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области от 22 апреля 2022 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКУ "Центр бюджетного учета Курманаевского района" прекращено на основании части 4 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протесте, принесенном в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, первый заместитель прокурора Оренбургской области Шейрер Е.Г. выражает несогласие с постановлением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области от 22 апреля 2022 г, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение.
МКУ "Центр бюджетного учета Курманаевского района" в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещено о принесении названного протеста, в установленный срок законный представитель МКУ "Центр бюджетного учета Курманаевского района" директор ФИО1 представила возражения, в котором просит постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области от 22 апреля 2022 г. оставить без изменения, а протест - без удовлетворения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов принесенного протеста и представленного возражения позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закона о противодействии коррупции), статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 названного Закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (абзац второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года).
Постановлением администрации МО Кандауровский сельсовет N 22-п от 28 декабря 2012 г. утвержден перечень должностей муниципальной службы в МО Кандауровский сельсовет, при назначении на которые и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей.
В соответствии с указанным перечнем должность специалиста I категории администрации включена в перечень, установленный нормативными актами Российской Федерации, предусмотренный статьей 12 Закона о противодействии коррупции.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Курманаевского района, установлено, что МКУ "Центр бюджетного учета Курманаевского района", в установленный срок не направило в МО Кандауровский сельсовет Курманаевского района уведомление о заключении 1 февраля 2018 г. трудового договора с ФИО2, ранее замещавшей должность специалиста I категории по бухгалтерскому учету в администрации Кандауровский сельсовет, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами муниципального образования Кандауровский сельсовет Курманаевского района.
Прекращая производство по данному делу об административном правонарушении мировой судья судебного участка в административно-территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области постановлением от 22 апреля 2022 г. указал, что в соответствии с частью 4 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях МКУ "Центр бюджетного учета Курманаевского района" не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, поскольку за данное правонарушение привлечен директор МКУ "Центр бюджетного учета Курманаевского района".
Между с тем, с указанными выводами согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 названного кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 4 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Исходя из буквального толкования указанной нормы, для применения положений части 4 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях факта привлечения за совершение административного правонарушения должностного лица или иного работника данного юридического лица недостаточно. Подлежит установлению и то обстоятельство, что юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Вместе с тем, такое обстоятельство по делу не устанавливалось и оспариваемый судебный акт не содержит каких-либо суждений относительно него, в связи с чем применение в данном случае положений части 4 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законным и обоснованным признать нельзя.
Кроме того, материалы дела не содержат сведений о привлечении директора МКУ "Центр бюджетного учета Курманаевского района" к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области от 22 апреля 2022 г, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКУ "Центр бюджетного учета Курманаевского района", подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения протеста первого заместителя прокурора Оренбургской области Шейрер Е.Г. в Шестом кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса подлежит направлению мировому судье судебного участка в административно-территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
протест первого заместителя прокурора Оренбургской области Шейрер Е.Г. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области от 22 апреля 2022 г, вынесенное в отношении МКУ "Центр бюджетного учета Курманаевского района" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить мировому судье судебного участка в административно-территориальных границах всего Курманаевского района Оренбургской области на новое рассмотрение.
Судья Р.А. Набиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.