Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу Черепенко Евгения Павловича на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 июля 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 сентября 2022 года, вынесенные в отношении Черепенко Евгения Павловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 июля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 сентября 2022 года, Черепенко Евгений Павлович (далее - Черепенко Е.П.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Черепенко Е.П. просит обжалуемые судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Часть 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность наступает за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно абзацу 2 статьи 10 Федерального закона N 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьей 31 Федерального закона N 52-ФЗ закреплено, что в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
В связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 31, пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации принято постановление от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (далее - постановление Главного государственного санитарного врача N 7).
Согласно пункту 2.1 названного постановления на граждан Российской Федерации, прибывающих на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку) возложена обязанность по заполнению анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации постановлено обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).
На основании пункта 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача N 7 (действующего в период совершения правонарушения) в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти, однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР. До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
При наличии вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19 проведение лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, не требуется.
Сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации в обязательном порядке размещаются в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на ЕПГУ путем заполнения формы "Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации" для прибывающих на (https: www.gosuslugi.ru/400705/1).
Сведения о перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции размещаются в электронном виде на ЕПГУ на основании сведений, полученных из единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Основанием привлечения Черепенко Е.П. к административной ответственности по вышеназванной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил вывод судьи районного суда о том, что 12 марта 2022 года Черепенко Е.П. прибыл на территорию Российской Федерации из Доминиканской Республики авиарейсом N, при этом не выполнил требования подпунктов 2.1, 2.2 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 7: не выполнил требования по заполнению на ЕПГУ (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс); в течение четырех календарных дней после прилета не разместил информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19 или вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев на ЕПГУ, путем заполнения формы "Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации" для прибывающих на (https: www.gosuslugi.ru/400705/1).
С выводами судьи районного суда согласился судья Верховного суда Республики Башкортостан.
Вместе с тем, принятые по делу постановление и решение подлежат изменению.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Постановление о назначении Черепенко Е.П. административного наказания не исполнено.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 октября 2022 года N 22 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 7" действие подпункта 2.2 пункта 2 указанного постановления, признано утратившим силу.
Таким образом, приведенные выше положения постановления Главного государственного санитарного врача N 7 в части возложения обязанности на граждан, прибывающих на территорию Российской Федерации воздушным транспортом в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации разместить в обязательном порядке сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации на ЕПГУ, путем заполнения формы "Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https:www.gosuslugi.ru/400705/1), утратили силу.
Пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Следовательно, из постановления и решения подлежит исключению указание на то, что Черепенко Е.П. в течение четырех календарных дней после прибытия на территорию Российской Федерации не разместил информацию о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации против COVID-19 на ЕПГУ путем заполнения формы "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
Поскольку постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 октября 2022 года N 22 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 7" действие подпункта 2.1 пункта 2 указанного постановления не признано утратившим силу, оснований для отмены судебных актов и прекращении производства по делу, не имеется.
В остальной части постановление и судебное решение подлежат оставлению без изменения.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3-6); скриншотом страницы базы данных - список лиц, пребывающих на территорию Российской Федерации (л.д. 12), а также иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Черепенко Е.П, не усматривается.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении Черепенко Е.П. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, его действия правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Жалоба на постановление рассмотрена судьей второй инстанции в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, доводы Черепенко Е.П. рассмотрены, мотивы, по которым они отклонены, подробно приведены в решении, не согласиться с ними оснований не имеется.
Довод жалобы о нарушении права Черепенко Е.П. на защиту при составлении протокола об административном правонарушении в его отсутствие в связи с тем, что он не был надлежащим образом извещен о времени месте составления протокола, был предметом проверки судьей Верховного суда Республики Башкортостан и обоснованно отклонен по основаниям, изложенным в указанном судебном акте.
Из материалов дела видно, что уведомление от 31 мая 2022 года N за подписью заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан на имя Черепенко Е.П. о необходимости явиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан 15 июня 2022 года в 14 час. 15 мин. для дачи объяснения по вопросу неисполнения постановления N 7 от 18 марта 2020 года и решения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлено Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан по адресу фактического проживания Черепенко Е.П.: "адрес" (почтовый идентификатор Национальной почтовой службы N) и адресу регистрации Черепенко Е.П.: "адрес" (почтовый идентификатор Национальной почтовой службы N) (л.д. 57-61), указанным Черепенко Е.П. в анкете для прибывающих авиарейсами в Россию для пересечения границы (л.д. 11).
Уведомления с двух адресов возвратились отправителю (Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан) в связи с истечением срока хранения.
Повторно уведомление направлено Черепенко Е.П. по адресу его регистрации: "адрес" (почтовый идентификатор Почты России N), которое также возвратилось отправителю (Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан) в связи с истечением срока хранения (л.д. 62-63).
Копия протокола об административном правонарушении направлена Черепенко Е.П. по адресу: "адрес" (почтовый идентификатор Почты России N), и возращена отправителю (Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан) в связи с истечением срока хранения (л.д. 64, 69). Каких-либо нарушений почтовой связью не допущено.
Оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным не усматривается, поскольку нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в данном случае в не заполнении на ЕПГУ анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс) совершенное в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, создает угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, что представляет существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений.
Заполнение анкеты на бумажном носителе (л.д. 11), на что обращает внимание заявитель в своей жалобе, не свидетельствует о выполнении им требований пункта 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача N 7.
Оснований для переквалификации действий Черепенко Е.П. с части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Несогласие Черепенко Е.П. с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу судебных актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения Черепенко Е.П. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Черепенко Е.П. в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан с применением норм статьи 4.1 данного Кодекса. При назначении административного наказания судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену состоявшихся по делу судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 июля 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 сентября 2022 года, вынесенные в отношении Черепенко Евгения Павловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из них указание на нарушение Черепенко Евгением Павловичем требований подпункта 2.2 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" выразившееся в том, что Черепенко Евгений Павлович в течение четырех календарных дней после прибытия на территорию Российской Федерации не разместил информацию о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации против COVID-19 на Едином портале государственных услуг путем заполнения формы "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
В остальной части постановление судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 июля 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 сентября 2022 года, оставить без изменения, жалобу Черепенко Евгения Павловича - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.