Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Козлова О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Джабраилова Джабраила Эмираслановича к Администрации СП "сельсовет Магарамкентский" о признании незаконным решения об отказе выплате ежемесячной доплаты к пенсии, возложении обязанности установить ежемесячную доплату к пенсии, по кассационной жалобе Администрации СП "сельсовет Магарамкентский" на решение Магарамкентского районного суда Республики Дагестан от 28 мая 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21 сентября 2022 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав объяснения представителя Администрации СП "сельсовет Магарамкентский" Аюбовой Г.З, действующей на основании доверенности от 30 января 2023 поддержавшей доводы жалобы, возражения Джабраилова Д.Э, судебная коллегия
установила:
Джабраилов Д.Э. обратился в суд с иском к администрации СП "сельсовет Магарамкентский" Магарамкентского района о признании отказа в выплате ежемесячной доплаты к пенсии лицу, замещавшему муниципальную должность главы Магарамкентской сельской администрации незаконным, возложении на администрацию СП "сельсовет Магарамкентский" обязанности установить ему ежемесячную доплату к пенсии в размере 85% от месячного денежного вознаграждения действующего главы СП "сельсовет Магарамкентский", перечислять назначенную ежемесячную доплату к пенсии на реквизиты, указанные в заявлении.
Решением Магарамкентского районного суда Республики Дагестан от 28 мая 2021 года постановлено исковые требования Джабраилова Д.Э. удовлетворить, обязать администрацию СП "сельсовет Магарамкентский" Магарамкентского района РД установить Джабраилову Д.Э. ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в размере 85% ежемесячного денежного поощрения по должности главы администрации СП "сельсовет Магарамкентский" за вычетом суммы фиксированной" выплаты установленной ему страховой пенсии по старости и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 18 апреля 2019 года.
Дополнительным решением Магарамкентского районного суда Республики Дагестан от 28 апреля 2022 года постановлено признать незаконным решение администрации СП "Сельсовет Магарамкентский" Магарамкентского района РД об отказе в выплате ежемесячной доплаты, к пенсии как лицу, замещавшему муниципальную должность главы СП "Сельсовет Магарамкентский", обязать администрацию СП "Сельсовет Магарамкентский перечислять ежемесячную доплату к пенсии на реквизиты, указанные в заявлении.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 21 сентября 2022 года решение Магарамкентского районного суда Республики Дагестан от 28 мая 2021 года оставлено без изменения.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему..
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что по настоящему делу такие нарушения судами с учетом доводов кассационной жалобы, допущены.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляет Конституция Российской Федерации, а также настоящий закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 3).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Частью 3 этой же статьи определено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
В силу статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Законодатель Республики Дагестан, действуя в пределах предоставленного ему полномочия, установилв Законе Республики Дагестан от 11 марта 2008 г. N 9 правовое регулирование отдельных вопросов муниципальной службы в Республике Дагестан, отнесенных в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" к ведению Республики Дагестан, в том числе урегулировал вопросы пенсионного обеспечения муниципального служащего.
Согласно решению N16 от 23.12.2018 Собрания депутатов сельского поселения "сельсовет Магарамкентский" утверждено положение о порядке установления выплаты и перерасчета размера ежемесячной выплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в сельском поселении "сельсовет Магарамкентский".
Согласно п. 2 и 3 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в СП "сельсовет Магарамкентский", принятого решением МО "сельсовет Магарамкентский" от 28.12.2018 - лица, замещавшие муниципальные должности на постоянной профессиональной основе не менее одного года, получавшие денежное вознаграждение за счет средств муниципального бюджета СП " сельсовет Магарамкентский" и освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии, либо к досрочно оформленной пенсии, если освобождение от замещаемой муниципальной должности имело место не ранее 15.02.2000.
Ежемесячная доплата к пенсии лицам, указанным в пункте 2 Положения, устанавливается в таком размере, чтобы сумма фиксированной выплаты к установленной им страховой пенсии по старости (инвалидности), повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении муниципальных должностей от одного года до трех лет 45 процентов, от трех до шести лет - 55 процентов, от шести до десяти лет - 75 процентов, от десяти до пятнадцати лет -85 процентов, от пятнадцати лет и более - 95 процентов их месячного денежного вознаграждения.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суды руководствовались выше приведенными законоположениями и исходили того, что поскольку истец имеет требуемый стаж муниципальной службы, освобождение от замещаемой муниципальной должности имело место не ранее 15 февраля 22020 года, а именно, 02 апреля 2003 года, основание освобождения от должности не связано с виновными действиями, истец вправе обращаться за установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее, пришли к выводу о праве истца на получение ежемесячной доплаты к пенсии в размере 85% с учетом общего стажа его муниципальной службы.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции с данными выводами согласиться не может и полагает, что судебные решения вынесены при неправильном применении норм действующего законодательства, в том числе и положений Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", не правильно истолкованы и применены положения решения N16 от 23.12.2018 Собрания депутатов сельского поселения "сельсовет Магарамкентский", которым утверждено Положение о порядке установления выплаты и перерасчета размера ежемесячной выплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в сельском поселении "сельсовет Магарамкентский".
Данный муниципальный нормативный акт определяет юридически значимые обстоятельства для решения вопросов, связанных с назначением пенсии или доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в сельском поселении "сельсовет Магарамкентский".
Согласно п "а" ст.5 Положения о порядке установления выплаты к пенсии лицам, замешавшим муниципальные должности утвержденного Решением Собрания депутатов собрания от 28 декабря 2018 года во взаимосвязи с положениями Закона N 466 от 30 декабря 2015 года доплата к пенсии лицам, замещавшим должности в муниципальной службы СП сельсовет Магарамкентский устанавливаются лицам, замещавшим муниципальные должности органов местного самоуправления СП " сельсовет Магарамкентский" получавшие денежное вознаграждение за счет средств муниципального бюджета СП и освобождены от должности в связи с прекращением полномочий не ранее 15 февраля 2000 при достижении ими на то период пенсионного возраста и если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости(инвалидности).
В п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Как установлено абзацем первым ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 446-ФЗ "О внесении изменений в ст. 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ была дополнена абзацем вторым, в силу положений которого в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым ч. 16 ст. 35, пп. 2.1, 3, 6 - 9 ч. 6, ч. 6.1 ст. 36, ч. 7.1, пп. 5 - 8 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40, чч. 1 и 2 ст. 73 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Судами не учтены вышеприведенные положения закона и непринято в внимание, что на период замещения муниципальной должности и освобождения от нее истец не достиг возраста для получения пенсии по старости, возраст составил 45 лет.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления вправе изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Как разъяснено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", если все юридически значимые для правильного разрешения дела обстоятельства установлены нижестоящими судебными инстанциями, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, кассационному суду общей юрисдикции надлежит принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции (пункт 5 части 1 статьи 390 ГПК РФ).
Судебная коллегия считает возможным в соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, которым удовлетворены исковые требования и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Джабраилова Джабраила Эмираслановича к Администрации СП "сельсовет Магарамкентский" о признании незаконным решения об отказе выплате ежемесячной доплаты к пенсии, возложении обязанности установить ежемесячную доплату к пенсии.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Магарамкентского районного суда Республики Дагестан от 28 мая 2021 года, дополнительное решение от 28 апреля 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21 сентября 2022 года, отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Джабраилова Джабраила Эмираслановича к Администрации СП "сельсовет Магарамкентский" о признании незаконным решения об отказе выплате ежемесячной доплаты к пенсии, возложении обязанности установить ежемесячную доплату к пенсии- отказать.
Отменить приостановление исполнения решения Магарамкентского районного суда Республики Дагестан от 28 мая 2021 года и апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21 сентября 2022 года.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Козлов О.А.
Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.