Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Губаревой С.А, с участием прокурора Капитан-Дубровской Е.Н, рассмотрев гражданское дело по иску Лабинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов ребенка-инвалида ФИО к ГКОУ Краснодарского края специализированная (коррекционная) школа N8 города Лабинска, Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края о понуждении к выплате денежной компенсации за горячее питание в образовательном учреждении, по кассационному представлению прокурора Краснодарского края - Табельского С.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав прокурора Капитан-Дубровскую Е.Н, поддержавшую доводы кассационного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лабинский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья ФИО обратился с исковым заявлением в Лабинский городской суд Краснодарского края к государственному казенному общеобразовательному учреждению Краснодарского края специализированной (коррекционной) школы N города Лабинска, министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края о понуждении к выплате денежной компенсации за горячее питание в образовательном учреждении. В обоснование заявленных требований указано, что Лабинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, являющихся учащимися муниципальных образовательных учреждений, на получение бесплатного питания. В ходе проверки было установлено, что согласно справке, выданной Бюро МСЭ N от 30 августа 2018 года, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом. Согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии от 10 июля 2018 года N он признан ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Приказом ГКОУ школа N г..Лабинска от 02 сентября 2019 года N; от 28 августа 2020 года N ФИО переведен на обучение на дому по образовательной программе начального общего образования. 19 марта 2021 года прокурором Лабинской межрайонной прокуратуры вынесено представление в адрес директора ГКОУ школа N по поводу предоставления денежной компенсации ФИО за двухразовое питание детям, обучающимся на дому.
Согласно поступившей информации от 01 апреля 2021 года N выплата компенсации стоимости горячего питания будет производится после принятия главой администрации (губернатором) Краснодарского края акта, устанавливающего право обучающихся на дому детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья на получение компенсации за неполучение горячего бесплатного двухразового питания. 15 декабря 2021 года в Лабинскую межрайонную прокуратуру поступило заявление законного представителя ребенка инвалида ФИО - Щепотиной А.Н. об оказании помощи в судебной защите нарушенного права ее сына. На момент обращения в суд с настоящим исковым заявлением ФИО не обеспечен мерами социальной поддержки в виде бесплатного горячего двухразового питания, либо денежной компенсацией.
На основании изложенного, Лабинский межрайонный прокурор просил суд обязать министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в срок до 30 июня 2022 года принять меры к организации и финансированию государственного казенного общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальная (коррекционная) школа N г. Лабинска в сумме 33 028 рублей для оплаты денежной компенсации горячего двухразового питания ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья обучающегося на дому в государственном казенном общеобразовательном учреждении Краснодарского края специальная (коррекционная) школа N г. Лабинска - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Обязать государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа N г. Лабинска при поступлении указанных бюджетных средств в 3-дневный срок с момента их зачисления на счет учреждения произвести их перечисление законному представителю ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья ФИО - Щепотиной А.Н. на указанный ею банковский счет.
Решением Лабинского городского суда от 04 мая 2022 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд обязал министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в срок до 30 июня 2022 года принять меры к организации и финансированию государственного казенного общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальная (коррекционная) школа N г. Лабинска в сумме 33 028 рублей для оплаты денежной компенсации горячего двухразового питания ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Суд обязал государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа N г. Лабинска при поступлении указанных бюджетных средств в 3-дневный срок с момента их зачисления на счет учреждения произвести их перечисление законному представителю ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья ФИО - Щепотиной А.Н. на указанный ею банковский счет.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 августа 2022 года решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 04 мая 2022 года отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Лабинского межрайонного прокурор в защиту прав и законных интересов ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья ФИО отказано.
В кассационном представлении прокурор Краснодарского края - Табельский С.В, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене принятого по делу апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции, исключив из него указание на срок, в течение которого должны быть приняты меры к организации и финансированию государственного казенного общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальная (коррекционная) школа N г. Лабинска. В обоснование доводов представления указано, что недостатки, в том числе пробелы регионального и муниципального нормативного правового регулирования не являются основанием для лишения гражданина меры социальной поддержки, право на которую предусмотрено федеральным законом, при этом то обстоятельство, что законный представитель не подала в образовательную организацию заявление о выплате денежной компенсации взамен питания, не может влечь за собой отказ в удовлетворении иска.
От представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края - Купряковой Е.В. поступило заявление, согласно которому соответчик не возражает против удовлетворения кассационного представления.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор Капитан-Дубровская Е.Н. доводы кассационного представления поддержала, просила обжалуемое апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационном представлении, выслушав прокурора Капитан-Дубровскую Е.Н, поддержавшую доводы кассационного представления, изучив законность и обоснованность оспариваемого апелляционного определения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, согласно справке выданной Бюро МСЭ N от 30 августа 2018 года. На основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии от 10 июля 2018 года N он признан ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
Приказом ГКОУ школа N г. Лабинска от 02 сентября 2019 N, от 28 августа 2020 N ФИО переведен на обучение на дому по образовательной программе начального общего образования.
Таким образом, несовершеннолетний ФИО относится к категории детей, которые нуждаются в особой защите государства путём предоставления комплекса социальных прав, направленных на достойное поддержание жизненных потребностей несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.
За 2019, 2020 и 5 месяцев 2021 года несовершеннолетний ФИО бесплатным двухразовым питанием не обеспечивался, компенсация в виде сухого пайка либо в денежном эквиваленте не предоставлялась.
Согласно сведениям ГКОУ школа N г.Лабинска стоимость ежедневного питания одного ребенка в возрасте до 11 лет в 2019 году составляла - 121, 4 рубля; в 2020 году - 122, 8 рубля; в 2021 учебном году составляет 124, 4 рубля.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя заявленные Лабинским межрайонным прокурором требования, руководствовался положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и исходил из того, что невыплата денежной компенсации бесплатного двухразового питания нарушает положения федерального законодательства, в связи с чем, посчитал возможным возложить на Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края обязанность по принятию мер к финансированию ГКОУ школа N г.Лабинска для оплаты денежной компенсации из расчета обучения ФИО за 102 дня обучения в 2019 году в сумме 12 382, 8 рубля; за 81 день обучения в 2020 году в сумме 9 946, 8 рубля; за 86 учебных дней в 2021 году в сумме 10698, 4 рубля, а на ГКОУ школа N г. Лабинска - обязанность по перечислению денежных средств в общей сумме 33 028 рублей законному представителю ФИО - Щепотиной А.Н. на указанный ею счет.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, пришел к выводу, что процедура назначения денежной компенсации бесплатного двухразового питания учащегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому носит заявительный характер, однако Щепотина А.Н. в интересах несовершеннолетнего ФИО в 2019, 2020 и 2021 году с соответствующим заявлением ни в Управление образования администрации муниципального образования Лабинский район, ни в общеобразовательную организацию не обращалась. Более того, возможность замены питания денежной компенсацией не была предусмотрена до 22 августа 2021 года, а именно до принятия постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 августа 2021 N. По мнению суда апелляционной инстанции компенсация за питание ребенка-инвалида, имеющего статус обучающегося с ОВЗ, получающим образование на дому, возможна только с 05 апреля 2021 года при наличии всех необходимых документов, поскольку ранее отсутствовали положения о порядке обеспечения бесплатным двухразовым питанием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами, изложенными в оспариваемом апелляционном определении.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, установления пособий и иных гарантий социальной защиты (часть 1 статьи 1; статьи 7 и 18; части 1 и 2 статьи 19; часть 1 статьи 21).
Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования призваны обеспечить равенство прав граждан в этой сфере независимо от социально-экономических и иных различий между ними. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, каждый ребенок в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации (Постановление от 15 мая 2006 года N 5-П).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения муниципального района (пункт 11 части 1 статьи 15).
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 упомянутого закона, к ним относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 34, статьей 37, пунктом 2 части 1 статьи 41 Закона об образовании организация питания обучающихся является обязанностью образовательного учреждения.
Согласно статье 17 вышеназванного закона, образование в Российской Федерации может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Форму получения образования и форму обучения выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (пункт 1 части 3 статьи 44 Закона об образовании).
Обучение детей, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому. Основанием для этого является заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (часть 5 статьи 41 Закона об образовании).
Статья 79 Закона об образовании устанавливает особенности обучения лиц ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (часть 7).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Анализ приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что предоставление бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одним из условий организации их обучения на дому, при этом недостатки, в том числе пробелы, регионального и муниципального нормативного правового регулирования не могут послужить основанием для лишения обучающихся мер социальной поддержки, право на которую предусмотрено федеральным законом.
До принятия постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.08.2021 N 485 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.06.2017 N 466 "Об утверждении порядков обеспечения питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации отдельным категориям граждан" возможность замены обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, получающим образование на дому, питания денежной компенсацией предусмотрена не была, в связи с этим довод ответчика о том, что подача заявления о выплате денежной компенсации являлась обязательным условием для ее осуществления, не мог быть принят во внимание суда апелляционной инстанции.
То обстоятельство, что законный представитель не подала в образовательную организацию заявление о выплате денежной компенсации взамен питания, в период времени, когда такой порядок не был предусмотрен соответствующими положениями, не может влечь за собой отказ в удовлетворении требований о взыскании компенсации, предусмотренной нормами федерального законодательства.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 2 статьи 29 Закона об образовании, образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о наличии и об условиях предоставления обучающимся мер социальной поддержки.
Вместе с тем, в материалы гражданского дела не представлено доказательств того, что законному представителю ребенка-инвалида была разъяснена необходимость подачи заявления для получения денежной компенсации взамен питания.
При таких обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у суда первой инстанции оснований для возложения обязанности по принятию мер к финансированию и перечисления денежной компенсации законному представителю ФИО противоречат основным принципам организации образовательного процесса, требованиям федерального законодательства и не основаны на представленных в материалы гражданского дела доказательствах, в связи с чем, не могут быть признаны законными и обоснованными.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего гражданского дела судом первой инстанции приведенные выше положения норм материального право истолкованы и применены верно, с учетом всех конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Поскольку выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм процессуального и материального права, судебная коллегия полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 августа 2022 года и оставить в силе решение Лабинского городского суда от 04 мая 2022 года, исключив из его резолютивной части указание на срок, в течение которого Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края должно принять меры к организации и финансированию ГКОУ школа N г. Лабинска для оплаты денежной компенсации горячего двухразового питания ФИО
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 августа 2022 года отменить.
Решение Лабинского городского суда от 04 мая 2022 года оставить в силе, исключив из резолютивной части указание на срок, в течение которого Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края должно принять меры к организации и финансированию ГКОУ школа N г. Лабинска для оплаты денежной компенсации горячего двухразового питания ФИО
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.