Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Губаревой С.А, с участием прокурора Капитан-Дубровской Е.Н, рассмотрев гражданское дело по иску Крымского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетней ФИО к администрации МО Крымский район, Муниципальному образованию автономному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе N11 станицы Нижнебаканской Крымского района Краснодарского края и Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края о взыскании компенсации за питание, по кассационному представлению прокурора Краснодарского края - Табельского С.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав прокурора Капитан-Дубровскую Е.Н, поддержавшую доводы кассационного представления, объяснения представителя администрации МО Крымский район - Козловой К.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крымский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней ФИО к администрации МО Крымский район, Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе N N станицы Нижнебаканской Крымского района Краснодарского края и Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края о взыскании компенсации за питание. В обоснование заявленных требований указано, что Крымской межрайонной прокуратурой по обращению Манишевой Ю.В. проведена проверка соблюдения законодательства о предоставлении детям с ограниченными возможностями здоровья бесплатного двухразового горячего питания. Указанной проверкой установлено, что несовершеннолетняя ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом. По результатам комплексного психолого-медикопедагогического обследования от 29 августа 2019 года ФИО установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рекомендовано обучение в образовательной организации по адаптированной основной общеобразовательной программе-для детей. ФИО с 05 августа 2020 года обучается в МАОУ СОШ N ст. Нижнебаканской, по состоянию здоровья находится на домашнем обучении. Администрацией муниципального образования вопрос обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием длительное время не решался, нормативно-правовой акт по данному вопросу не принимался.
Только 05 апреля 2021 года администрацией муниципального образования Крымский район принято постановление N 746 "Об утверждении Порядка предоставления бесплатного питания обучающимся с ОВЗ в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Крымский район". В результате бездействия администрации муниципального образования Крымский район в период с 01 сентября 2020 года по 31 марта 2021 года несовершеннолетняя Манишева В.Д. в нарушение вышеуказанных положений закона не обеспечивается бесплатным двухразовым питанием, компенсация в виде сухого пайка либо в денежном эквиваленте не предоставлялась, чем нарушены права ребенка. В учебном году 34 учебных недели, дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются 5 дней в неделю. С 01 апреля 2021 года дети стали обеспечиваться сухим пайком, т.е. в течение 28 недель 2020-2021 учебного года. Приказом управления образования администрации МО Крымского района от 13.04.2021 N 254-од "О предоставлении родителям компенсации на двухразовое питание детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, на 2 квартал 2021 года" утвержден норматив, учитывающий размер компенсации, исходя из набора продуктов, входящих в состав рациональной нормы потребления при двухразовом питании по возрастным группам, средней стоимости питания на одного ребенка, рассчитанной исходя из цен, утвержденных приказом региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края по состоянию на 01 апреля 2021 года и суточного объема потребления указанных продуктов в размере для детей от 7 до 11 лет - 87, 70 рублей, от 12 лет и старше - 106, 00 рублей.
Таким образом, несовершеннолетней ФИО взамен обеспечения бесплатным двухразовым питанием полагается денежная компенсация исходя из расчета: 28 недель 2020-2021 учебного года, 5 учебных дней х 28 учебных недель = 140 дней, стоимость питания за 1 день для детей от 7 до 11 лет - 87, 70 рублей, в связи с чем денежная компенсация составит 12 278 руб. (140x87, 70, руб.).
На основании изложенного, Крымский межрайонный прокурор просил суд взыскать с администрации МО Крымский район в пользу законного представителя ФИО - Манишевой Ю.В. компенсацию за питание в сумме 12 278 рублей за период с 01 сентября 2020 года по 31 марта 2021 года.
Решением Крымского районного суда Краснодарского края от 07 апреля 2022 года исковые требования удовлетворены частично, с администрации МО Крымский район в пользу Манишевой Ю.В. - законного представителя несовершеннолетней ФИО взыскана компенсация за питание в сумме 4 584, 20 рублей за период с 01 сентября 2020 года по 31 марта 2021 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Определением от 18 июля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в связи с тем, что к участию в деле не было привлечено в качестве соответчика Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N станицы Нижнебаканская Крымского района Краснодарского края.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 августа 2022 года решение Крымского районного суда Краснодарского края от 06 апреля 2022 года отменено. В удовлетворении исковых требований Крымского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетней ФИО отказано.
В кассационном представлении прокурор Краснодарского края - Табельский С.В, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене принятого по делу апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. В обоснование доводов представления указано, что недостатки, в том числе пробелы, регионального и муниципального нормативного правового регулирования не являются основанием для лишения гражданина меры социальной поддержки, право на которую предусмотрено федеральным законом, при этом то обстоятельство, что законный представитель не подала в образовательную организацию заявление о выплате денежной компенсации взамен питания, не может влечь за собой отказ в удовлетворении иска.
От представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края - Купряковой Е.В. поступило заявление, согласно которому соответчик не возражает против удовлетворения кассационного представления.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор Капитан-Дубровская Е.Н. доводы кассационного представления поддержала, просила обжалуемое апелляционное определение отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Представитель администрации МО Крымский район - Козлова К.В. против удовлетворения кассационного представления возражала, просила оставить обжалуемое апелляционное определение без изменения, изложив мотивы выраженного несогласия в письменных возражениях, представленных в судебном заседании.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ, кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационном представлении, выслушав прокурора Капитан-Дубровскую Е.Н, поддержавшую доводы кассационного представления, представителя администрации МО Крымский район - Козлову К.В, возражавшую против удовлетворения кассационного представления, изучив законность и обоснованность оспариваемого апелляционного определения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: "адрес", обучается во N классе МАОУ СОШ N станицы Нижнебаканской и имеет статус ребенка-инвалида (справка МСЭ -2016 N от 4 мая 2017 года, действительна до 27 августа 2030 года) с рекомендацией обучения по адаптированной основной образовательной программе НОО для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2).
ФИО обучается в МАОУ СОШ N с 01 сентября 2020 года по индивидуальному учебному плану на надомной форме обучения (справка N протокол КЭК N от 05 августа 2020 года). С 1 сентября 2021 года продолжает обучение на надомной форме обучения (справка N протокол КЭК N от 16 июня 2021 года) с использованием дистанционных образовательных технологий.
Таким образом, несовершеннолетняя ФИО относится к категории детей, которые нуждаются в особой защите государства путём предоставления комплекса социальных прав, направленных на достойное поддержание жизненных потребностей несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.
05 апреля 2021 года администрацией муниципального образования Крымский район принято постановление N 746 "Об утверждении Порядка предоставления бесплатного питания обучающимся с ОВЗ в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Крымский район".
В период с 01 сентября 2020 года по 31 марта 2021 года несовершеннолетняя ФИО бесплатным двухразовым питанием не обеспечивалась, компенсация в виде сухого пайка либо в денежном эквиваленте не предоставлялась.
Суд апелляционной инстанции, установив при рассмотрении настоящего гражданского дела, что к участию в деле в качестве соответчика судом первой инстанции не было привлечено муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N станицы Нижнебаканская Крымского района Краснодарского края, перешел к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Крымского межрайонного прокурора в полном объеме, суд апелляционной инстанции исходил из того, что процедура назначения денежной компенсации бесплатного двухразового питания учащегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому носит заявительный характер, однако Манишева Ю.В. в интересах несовершеннолетней ФИО в период времени с 01 сентября 2020 года по 31 марта 2021 года с соответствующим заявлением ни в Управление образования администрации муниципального образования Крымский район, ни в общеобразовательную организацию не обращалась. Более того, возможность замены питания денежной компенсацией не была предусмотрена до 22 августа 2021 года, а именно до принятия постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 августа 2021 N 485. Компенсация за питание ребенка-инвалида, имеющего статус обучающегося с ОВЗ, получающим образование на дому, возможна только с 05 апреля 2021 года при наличии всех необходимых документов, поскольку ранее отсутствовали положения о порядке обеспечения бесплатным двухразовым питанием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами, изложенными в оспариваемом апелляционном определении.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, установления пособий и иных гарантий социальной защиты (часть 1 статьи 1; статьи 7 и 18; части 1 и 2 статьи 19; часть 1 статьи 21).
Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования призваны обеспечить равенство прав граждан в этой сфере независимо от социально-экономических и иных различий между ними. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, каждый ребенок в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации (Постановление от 15 мая 2006 года N 5-П).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения муниципального района (пункт 11 части 1 статьи 15).
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 упомянутого закона, к ним относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 34, статьей 37, пунктом 2 части 1 статьи 41 Закона об образовании организация питания обучающихся является обязанностью образовательного учреждения.
Согласно статье 17 вышеназванного закона, образование в Российской Федерации может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Форму получения образования и форму обучения выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (пункт 1 части 3 статьи 44 Закона об образовании).
Обучение детей, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому. Основанием для этого является заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (часть 5 статьи 41 Закона об образовании).
Статья 79 Закона об образовании устанавливает особенности обучения лиц ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (часть 7).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Анализ приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что предоставление бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одним из условий организации их обучения на дому, при этом недостатки, в том числе пробелы, регионального и муниципального нормативного правового регулирования не могут послужить основанием для лишения обучающихся мер социальной поддержки, право на которую предусмотрено федеральным законом.
До принятия 05 апреля 2021 года администрацией муниципального образования Крымский район постановление N 746 "Об утверждении Порядка предоставления бесплатного питания обучающимся с ОВЗ в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Крымский район" порядок замены обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, получающим образование на дому, питания денежной компенсацией администрацией муниципального образования Крымский район предусмотрен не был, в связи с этим довод ответчика о том, что подача заявления о выплате денежной компенсации являлась обязательным условием для ее осуществления, не мог быть принят во внимание суда апелляционной инстанции.
То обстоятельство, что законный представитель не подала в образовательную организацию заявление о выплате денежной компенсации взамен питания в период времени, когда такой порядок не был предусмотрен администрацией муниципального образования Крымский район, не может влечь за собой отказ в удовлетворении требований о взыскании компенсации, предусмотренной нормами федерального законодательства.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 2 статьи 29 Закона об образовании, образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о наличии и об условиях предоставления обучающимся мер социальной поддержки.
Вместе с тем, в материалы гражданского дела не представлено доказательств того, что законному представителю ребенка-инвалида была разъяснена необходимость подачи заявления для получения денежной компенсации взамен питания.
При таких обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для взыскания денежной компенсации бесплатного двухразового питания за период с 01 сентября 2020 года по 31 марта 2021 года противоречат основным принципам организации образовательного процесса, а также требованиям федерального законодательства. Кроме того, данные выводы не основаны на представленных в материалы гражданского дела доказательствах, в связи с чем, не могут быть признаны законными и обоснованными.
Допущенные нарушения норм права повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 августа 2022 года подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения норм материального и процессуального права и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 августа 2022 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Краснодарский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.