Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N04RS0018-01-2022-002879-10 (N2-2460/2022) по иску К.В.В. к Федеральному казенному учреждению Управлению Финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу об обязанности переназначения пенсии, по кассационной жалобе К.В.В. на решение Октябрьского районного суда г. Улан -Удэ Республики Бурятия от 10 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
К.В.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Управлению Финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу (далее- ФКУ УФО МО РФ по Восточному военному округу) о возложении обязанности переназначения пенсии.
В обосновании исковых требований указал, что его оклад ко дню увольнения со службы составлял 168 300 руб, однако, военная пенсия ему назначена с минимального оклада в размере 145 560 руб.
Считает, что пенсия должна была быть назначена в соответствии с выплатой по заработной плате в/ч 64050, которая произведена из максимального оклада - тарифного оклада 5 разряда и размера оклада 168 300 руб.
По Указу Президента Российской Федерации от 16 июля 1992 г. за N 781, Постановления Правительства Российской Федерации от 1993 г. N 65, Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 10 ноября 1993 г. N 020, начиная с 1 января 1990 г. оклады по воинским должностям указывались в штате в пределах минимум до максимума.
На основании Постановления Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. N 941, Приказа ФПС от 20 сентября 1968 г. N 516 о выплатах военнослужащим, имеющим право на пенсию по выслуге лет, если на должности с меньшим окладом по воинской должности имели выслугу право на пенсию за выслугу лет включается оклад по последней должности, установлены оклады в пределах от минимума до максимума, то при начислении пенсии в расчет принимается фактический оклад по ранее занимаемой должности в расчет принимается средний оклад по этой воинской должности.
Просил суд возложить на ответчика обязанность переназначить ему, как пенсионеру Министерства обороны Российской Федерации пенсию в соответствии с Постановлением СМ Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941, Приказа ФПС РФ от 2 сентября 1968 г. N 516; признать должностной оклад на начисления пенсии по выслуге лет фактический оклад по ранее занимаемой должности (средний оклад из тарифного разряда 6 из размера 150 110 руб.).
Решением Октябрьского районного суда г. Улан -Удэ Республики Бурятия от 10 июня 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 октября 2022 г. решение Октябрьского районного суда г. Улан -Удэ от 10 июня 2022г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции К.В.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, просит принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов кассационной жалобы повторяет доводы иска о том, что имеются основания для перерасчета назначенной пенсии, поскольку, по мнению истца, ответчик неверно толкует нормы права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает, что, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, что К.В.В. проходил военную службу в 1171 ЗРП в/ч 64050, 227 МСД в/ч 44980 "адрес"
Приказом командира войсковой части 29506 от 26 августа 1994г. N истец был уволен с военной службы 14 сентября 1994 г. по ст. 48 Федерального закона Российской Федерации 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Следует отметить, что увольнение по достижению возраста пребывания на военной службе предусмотрено ст.49 указанного закона.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что заявленные требования не относятся к компетенции ФКУ УФО МО РФ по Восточному Военному округу.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно.
Пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее- Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Подпунктом "б" п. 14 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) определено, что случае увеличения денежного довольствия военнослужащих состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим.
Согласно п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в п.п. 9 - 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
Согласно п. 9 указанного Постановления в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном п. 8 настоящего Постановления, включать: уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подп. "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзацев второго и третьего настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.
В соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должностному, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно п. "б" ст. 49 вышеуказанного Закона пенсии, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия одновременно с его увеличением.
Как следует из возражений ответчика, вступившими в законную силу решениями Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 мая 2007 г, от 16 декабря 2014 г, от 13 июля 2018 г, от 7 февраля 2019 г. установлено, что в период с 14 сентября 1994 г. по 13 июля 2018 г. ФКУ "Военный комиссариат Республики Бурятия" пенсия за выслугу лет начислялась и выплачивалась истцу в соответствии с действующим законодательством, нарушений в расчетах выявлено не было.
Между тем, как правильно учтено судами, п. "а" ч. 1 ст. 11 и ст. 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу" определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В числе основных задач Министерства обороны Российской Федерации обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (пп. 9 п. 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В целях выполнения этих задач Министерство обороны Российской Федерации реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (пп. 43 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации), организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пп. 44 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (п. 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
П. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами военных комиссариатов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пп. 39 п. 17 Положения о военных комиссариатах), реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (пп. 40 п. 17 Положения о военных комиссариатах).
Ранее действующим правовым регулированием (п.п. 2, 6, подп. 40, 41 п. 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132) военным комиссариатам предписывалось выполнение аналогичных задач в сфере пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Таким образом, выводы судов о том, что к компетенции ответчика не относятся, вопросы, связанные с перерасчетом пенсий, являются верными.
Доводы кассатора о том, что в деле не участвовал медиатор, не давал заключения по делу, не влекут удовлетворение кассационной жалобы, поскольку в силу положений главы 14.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации участие медиатора предусмотрено в примирительных процедурах, которые осуществляются по соглашению сторон. Между тем, такие процедуры по делу не проводились, заключение медиатора Гражданским процессуальным кодексом не предусмотрено.
Не влекут удовлетворение кассационной жалобы и доводы кассатора о том, что Верховный суд Республики Бурятия не обеспечил явку в суд истца и представителя ответчика, поскольку из материалов дела следует, что стороны были извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явка в суд апелляционной инстанции является правом стороны по делу, которым стороны пользуются по собственному усмотрению.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" в случае неявки в суд апелляционной инстанции лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционных жалобы, представления, вопрос о возможности проведения судебного разбирательства в отсутствие таких лиц решается судом апелляционной инстанции с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, если в нарушение ч. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации такими лицами не представлены сведения о причинах неявки и доказательства уважительности этих причин или если суд признает причины их неявки неуважительными (п.40).
Ссылка кассатора на необходимость направления судами запроса в Конституционный суд Российской Федерации для рассмотрения вопроса правильности применения законов в данном деле основаны на неверном толковании норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с отказом в удовлетворении иска, ссылки на неправильный расчет пенсии, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на субъективном толковании истцом указанных норм права, кроме того, в удовлетворении иска отказано в связи с тем, что он заявлен к ненадлежащему ответчику.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан -Удэ Республики Бурятия от 10 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу К.В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.