Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу Зюзина Т.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского судебного района г. Мурманска от 30 марта 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Мурманска от 21 июля 2022 года, вынесенные в отношении Зюзина Т.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского судебного района г. Мурманска от 30 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Мурманска от 21 июля 2022 года, генеральный директор АО "Мурманскавтосервис" Зюзина Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Зюзина Т.В. просит указанные процессуальные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно примечанию 1 к статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов; регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета; отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
В силу примечания 2 должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях: представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации; исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Федерального закона N 208-ФЗ от 26 декабря 1995г. "Об акционерных обществах" общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет исполнительный орган общества.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 307-ФЭ от 30 декабря 2008г. "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится, в том числе, если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества. Обязательный аудит проводится ежегодно (часть 2 статьи 5).
В соответствии с пунктом 5 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона N 402-ФЗ от 6 декабря 2011г. "О бухгалтерском учете" обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом, если иное не предусмотрено другими федеральными законами.
Как правильно указано судебными инстанциями, в силу закона проведение ежегодного аудита для АО "Мурманскавтосервис" являлось обязательным независимо от финансового положения общества, осуществления процедуры банкротства и экономической целесообразности.
Срок представления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности АО "Мурманскавтосервис" в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Мурманску установлен 31 декабря 2021г.
Как следует из материалов дела, при осуществлении ИФНС России по г. Мурманску мероприятий налогового контроля за полнотой и своевременным предоставлением в налоговый орган бухгалтерской и налоговой отчетности установлено, что АО "Мурманскавтосервис" (ИНН N), являющееся акционерным обществом и подлежащее в связи с этим обязательному аудиту, фактические документы, подтверждающие проведение аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год, ни в установленный срок - не позднее 10 января 2022 года, ни до момента вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, в ИФНС России по г. Мурманску не были представлены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора АО "Мурманскавтосервис" Зюзиной Т.В. к административной ответственности по части 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 названного Кодекса с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Выводы о наличии в действиях должностного лица Зюзиной Т.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы жалобы, поданной в кассационный суд общей юрисдикции, основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают наличие в действиях названного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Зюзина Т.В, являясь генеральным директором АО "Мурманскавтосервис", осуществляя организационно-распорядительные функции, имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты исчерпывающие меры по их соблюдению.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено Зюзиной Т.В. в виде предупреждения посредством применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского судебного района г. Мурманска от 30 марта 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Мурманска от 21 июля 2022 года, вынесенные в отношении Зюзина Т.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Зюзина Т.В. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.