Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Орла, управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла на решение Советского районного суда города Орла от 16 августа 2022года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 8 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Железнодорожного района города Орла в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Орла, управлению строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла, муниципальному казенному учреждению "Объединенный муниципальный заказчик города Орла" о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, возражения на кассационную жалобу прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре и г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Железнодорожного района города Орла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации города Орла и управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла по обустройству улично-дорожной сети тротуарами, недостающим электроосвещением, замене бортового камня, устранению дефектов покрытия проезжей части в целях устранения нарушений требований ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007 по адресам, указанным в иске, возложить обязанность организовать выполнение перечисленных работ с выделением денежных средств из бюджета города Орла и финансированием деятельности по выполнению работ муниципальному казенному учреждению "Управление коммунальным хозяйством города Орла" (далее по тексту - МКУ "УКХ г. Орла").
Заявленные требования обоснованы тем, что прокуратурой Железнодорожного района города Орла совместно с ОГИБДД ОМВД России по городу Орлу проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании улично-дорожной сети, в результате которой установлено, что автомобильная дорога по улице Русанова города Орла входит в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Орла, утвержденный постановлением администрации города Орла N 2770 от 24 августа 2009 года. На участках указанной дороги отсутствует тротуар, стационарное электрическое освещение, имеются выбоины и повреждения бортового камня, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 50597-2017, тем самым не обеспечивается безопасность дорожного движения, нарушаются права участников дорожного движения и жителей населенного пункта.
Решением Советского районного суда города Орла от 16 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 8 декабря 2022 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 28 декабря 2022 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 20 января 2023 года, администрация города Орла и управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла просят отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывают, что управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла является специально созданным уполномоченным органом по реализации полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе по комплексному развитию улично-дорожной сети, организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения дорожного движения на них, включая освещение, парковочные места. Названное управление от имени администрации города Орла осуществляет функции учредителя муниципальных казенных учреждений: УКХ города Орла и ОМЗ города Орла, а также является главным распорядителем бюджетных средств, которые направляет муниципальному казенному учреждению для содержания улично-дорожной сети. Полагают, что прокуратурой не доказана необходимость обустройства участков дороги по улице Русанова города Орла. При этом возлагая на орган местного самоуправления совершить определенные действия, истец фактически вмешивается в деятельность администрации, нарушает принцип разделения властей, поскольку необходимость и целесообразность проведения ремонта и содержания автомобильных дорог в городе относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда, исходил из того, что автомобильная дорога по улице Русанова, являющаяся автомобильной дорогой общего пользования местного значения в границах города Орла, не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 50597-2017 в области безопасности дорожного движения, тогда как уполномоченными органами местного самоуправления в силу возложенных на них законом полномочий не обеспечивается безопасность дорожного движения. Администрация города Орла передав в оперативное управление МКУ "УКХ г. Орла" объекты улично-дорожной сети, не обеспечила достаточное и своевременное финансирование переданных полномочий, а МКУ "УКХ г. Орла" в рамках переданных полномочий не обеспечила содержание дороги по улице Русанова в соответствии с нормативными требованиями, что привело к нарушению прав граждан на безопасность в области дорожного движения, и свидетельствует о незаконном бездействии административных ответчиков.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Материалами административного дела подтверждается и установлено судами, что прокуратурой Железнодорожного района города Орла совместно с ОГИБДД ОМВД России по городу Орлу по обращению Логуткова А.П. проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании улично-дорожной сети.
Проверкой установлено, что автомобильная дорога по улице Русанова города Орла входит в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. На участках данной дороги в нарушение пункта 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 с учётом жилой застройки отсутствует тротуар, в нарушение пункта 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017, пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует стационарное электрическое освещение; в нарушение пункта 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 повреждён бортовой камень; в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 имеются дефекты асфальтового покрытия в виде выбоин, превышающих предельно-допустимые размеры, что подтверждается актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 16 марта 2022 года и от 7 июня 2022 года, фотокопиями.
На основании постановления администрации города Орла от 24 декабря 2012 года N 4585 "Об изъятии и передаче муниципального имущества в оперативное управление" объекты улично-дорожной сети города Орла переданы в оперативное управление МКУ "УКХ г. Орла", правопреемником которого после реорганизации является МКУ "ОМЗ г. Орла", в связи с чем судом апелляционной инстанции произведена замена ответчика на правопреемника.
Прокуратурой Железнодорожного района города Орла 11 марта 2020 года в адрес мэра города Орла и 24 мая 2021 года в адрес директора МКУ "УКХ г. Орла" вносились представления об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства при содержании улично-дорожной сети по улице Русанова, которые не исполнены.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
На основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", подпунктов 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; поддержание надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценку ее технического состояния.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов (часть 3 статьи 15, часть 1 статьи 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0, 06 кв.м, устранение которых осуществляется в сроки не более 12 суток.
Согласно пункту 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими.
Пунктами 4.5.1.3, 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 установлено, что тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений; горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
В соответствии с пунктом 6.5.2, 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.4 приложения Б; средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по "СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*", утвержденному приказом Минстроя России от 7 ноября 2016 года N 777/пр.
Согласно Уставу города Орла к ведению города Орла относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 8); администрация города Орла создает муниципальные предприятия и учреждения, осуществляет финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (статья 24).
В соответствии с пунктом 1.2 Устава учредителем МКУ "УКХ г. Орла" является муниципальное образование "город Орел", но функции и полномочия учредителя, а также главного распорядителя бюджетных средств осуществляет администрация города Орла в лице управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла (решение Орловского городского Совета народных депутатов от 12 декабря 2021 года N 17/0260-ГС "О бюджете города Орла на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов").
В соответствии с пунктами 2.8, 2.9 Положения об управлении строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла, утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 24 июня 2021 года N 12/0148-ГС, к задачам управления относится организация дорожной деятельности городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них. Осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных требований основанными на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах. Бездействие со стороны администрации города Орла допущено, поскольку именно орган местного самоуправления ответственен за содержание автомобильных дорог, а следовательно, обязан обеспечить, в том числе через муниципальные казенные учреждения их надлежащее техническое состояние, устройство тротуаров, электроосвещение, соответствующее финансирование.
Доводы кассационной жалобы о том, что прокуратурой не доказана необходимость обустройства участков дороги по улице Русанова города Орла, а возложение на орган местного самоуправления обязанности совершить определенные действия, влечет вмешательство в деятельность администрации и нарушает принцип разделения властей, поскольку необходимость и целесообразность проведения ремонта и содержания автомобильных дорог в городе относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, являются необоснованными, были предметом рассмотрения в суде второй инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
В силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность по содержанию дорог общего пользования в границах городского округа лежит на органе местного самоуправления, и выполнение обязанностей, предусмотренных законом, не свидетельствует о вмешательстве в деятельность органа местного самоуправления.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым судом дана оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Орла от 16 августа 2022года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 8 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Орла, управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.