Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Филатовой В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Унщикова А.С. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда по Белгородской области о взыскании невыплаченной части пенсии, по кассационной жалобе Унщикова А.С.
на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 11 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 16 августа 2022 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, выслушав посредством веб-конференции "VideoMost" пояснения представителя Унщикова А.С. - Карханина В.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Унщиков А.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области (далее - ГУ - ОПФ РФ по Белгородской области, пенсионный орган) о взыскании невыплаченной части пенсии.
Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 11 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 16 августа 2022 года, исковые требования Унщикова А.С. оставлены без удовлетворения.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Унщиковым А.С. ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Унщиков А.С. с 15 февраля 2018 года является получателем страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судами установлено, что размер пенсии истца был произведен пенсионным органом без учета периодов его работы на предприятиях Республики Узбекистан: с 12 июля 1976 года по 25 октября 1976 года, с 10 января 1979 года по 13 июля 1985 года в Избасканском районном производственном управлении сельского хозяйства, с 24 июля 1985 года по 05 марта 1986 года в Избасканской межрайонной животноводческой откормочной базе, с 10 марта 1986 года по 12 апреля 1989 года в Управлении насосных станций при Андижанском областном производственном объединении водного хозяйства, с 13 апреля 1989 года по 13 августа 1991 года в Автотранспортном предприятии N 16, с указанием на то, что типографский бланк трудовой книжки истца изготовлен позже даты её заполнения, в связи с чем записи, содержащиеся в ней, не могут служить основанием для включения в страховой стаж периодов работы без иных доказательств, подтверждающих работу Унщикова А.С. в названные периоды.
При обращении истца за назначением страховой пенсии при наличии вышеуказанного несоответствия бланка трудовой книжки пенсионным органом в компетентные органы Республики Узбекистан 23 октября 2017 года и 20 января 2020 года направлены запросы в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и в Агентство "Узархив" при кабинете Министров Республики Узбекистан. Ответы на запросы в пенсионный орган не поступили.
Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 06 июля 2020 года периоды работы истца на предприятиях Республики Узбекистан: с 12 июля 1976 года по 25 октября 1976 года, с 10 января 1979 года по 13 июля 1985 года в Избасканском районном производственном управлении сельского хозяйства, с 24 июля 1985 года по 05 марта 1986 года в Избасканской межрайонной животноводческой откормочной базе, с 10 марта 1986 года по 12 апреля 1989 года в Управлении насосных станций при Андижанском областном производственном объединении водного хозяйства, с 13 апреля 1989 года по 13 августа 1991 года в Автотранспортном предприятии N 16 включены в его страховой стаж.
14 сентября 2020 года Унщиков А.С. обратился в ГУ - УПФ РФ в г.Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области с заявлением о перерасчете размера пенсии, предоставив решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 06 июля 2020 года.
Перерасчет размера пенсии истцу произведен с учетом включенных решением суда периодов с 01 октября 2020 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о возложении на пенсионный орган обязанности по перерасчету пенсии с даты её назначения - с 15 февраля 2018 года и выплате задолженности по пенсии за период с 15 февраля 2018 года по 30 сентября 2020 года в сумме 111 931 рубля 62 копеек, суд первой инстанции исходил из того, что перерасчет размера пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения. Принимая во внимание, что Унщиков А.С. с заявлением о перерасчете размера пенсии обратился 14 сентября 2020 года, полагал, что пенсионный орган правомерно произвел перерасчет получаемой истцом пенсии с 01 октября 2020 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на отсутствие вины пенсионного органа в невключении вышеуказанных периодов работы в страховой стаж истца и отсутствие оснований для перерасчета страховой пенсии с даты назначения страховой пенсии, поскольку лишь в ходе рассмотрения дела судом на основании свидетельских показаний установлен факт трудовой деятельности истца.
При этом отметил, что перерасчет пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, возможен исключительно на основании поступившего в органы Пенсионного фонда от застрахованного лица соответствующего заявления с одновременным предоставлением им необходимых для такого перерасчета документов.
Данные выводы сделаны с нарушением норм материального и процессуального права по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Разрешая спор о включении в страховой стаж Унщикова А.С. периодов работы на предприятиях Республики Узбекистан: с 12 июля 1976 года по 25 октября 1976 года, с 10 января 1979 года по 13 июля 1985 года в Избасканском районном производственном управлении сельского хозяйства, с 24 июля 1985 года по 05 марта 1986 года в Избасканской межрайонной животноводческой откормочной базе, с 10 марта 1986 года по 12 апреля 1989 года в Управлении насосных станций при Андижанском областном производственном объединении водного хозяйства, с 13 апреля 1989 года по 13 августа 1991 года в Автотранспортном предприятии N 16, Старооскольский городской суд Белгородской области исходил из неправомерности отказа ГУ - УПФ РФ в г.Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области во включении указанных периодов в страховой стаж истца, поскольку периоды работы подтверждены представленной Унщиковым А.С. трудовой книжкой, являющейся основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Обратившись 14 сентября 2020 года в ГУ - УПФ РФ в г.Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области с заявлением о перерасчете размера пенсии, Унщиковым А.С. представлено вступившее в законную силу решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 06 июля 2020 года.
Сроки назначения страховой пенсии определены статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (части 1-4 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее по тексту - Перечень N 958н).
Пунктом 6 Перечня N 958н установлено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" и об индивидуальном пенсионном коэффициенте (п. п. "а", "б" пункта 6 Перечня N 958н).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (далее по тексту - Правила от 17 ноября 2014 года N 884н).
В соответствии с пунктом 22 Правил от 17 ноября 2014 года N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в том числе, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления (п. п. "а"); проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений (п. п. "б"); запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (п. п. "в"); принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения (п. п. "д"); принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (п. п. "е").
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил от 17 ноября 2014 года N 884н).
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 годаN 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 года N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из изложенного выше, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением об установлении страховой пенсии, перерасчете страховой пенсии по старости должен разъяснить гражданину права, связанные с его пенсионным обеспечением, при необходимости представления в пенсионный орган сведений для включения каких-либо периодов в страховой стаж в целях своевременной реализации права на назначение и возможный перерасчет назначенной пенсии.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшем к несвоевременному обращению гражданина в пенсионный орган с заявлением о включении подлежащих учету периодов, дающих право на перерасчет пенсии, данное лицо имеет право на выплату неполученных сумм за прошлое время. В противном случае будет нарушено установленное Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право лиц на перерасчет размера страховой пенсии.
Суды первой и апелляционной инстанций изложенные нормативные положения, регулирующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации и правила исчисления страхового стажа, в их взаимосвязи к спорным правоотношениям не применили.
В обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований Унщикова А.С. суды первой и апелляционной инстанций сослались на то, что перерасчет пенсии Унщикова А.С. произведен с 01 октября 2020 года по его заявлению от 14 сентября 2020 года на основании решения суда от 06 июля 2020 года и, как следствие, на отсутствие у пенсионного органа оснований для перерасчета пенсии с даты назначения пенсии - 15 февраля 2018 года.
Указывая на направление пенсионным органом запросов в компетентные органы Республики Узбекистан относительно подтверждения стажа истца, отраженного в его трудовой книжке, судом первой инстанции не дана оценка тому, что решением суда от 06 июля 2020 года, имеющим в силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение, установлено, что ответственность за правильность и достоверность внесения записей в трудовую книжку несет работодатель, в свою очередь, ответчиком не представлено опровергающих доказательств в отношении записей в трудовой книжке истца.
Следует отметить и то, что в материалы дела не представлено и судом при рассмотрении настоящего дела не поставлен вопрос о реальности направления пенсионным органом запросов в компетентные органы, не выяснены причины неполучения ответов на запросы.
Кроме того, судом первой инстанции не выяснен вопрос о том, разъяснялось ли истцу при обращении в ГУ - УПФ РФ в г.Старый Оскол и Старососкольском районе Белгородской области право на предоставление им лично в соответствии с действующим законодательством необходимых документов, если таковые требуются.
Нарушения, допущенные при постановлении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции при проверке его законности, не устранены, эти нарушения норм материального права являются существенными и могут быть исправлены только посредством отмены судебных актов.
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у пенсионного органа оснований для перерасчета Унщикову А.С. пенсии с учетом спорных периодов с момента установления страховой пенсии и об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании невыплаченной части пенсии не могут быть признаны правомерными, они сделаны без учета всех обстоятельств по делу и с нарушением норм права, регулирующих спорные правоотношения.
С учетом приведенного решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 11 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 16 августа 2022 года нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истца, что согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 11 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 16 августа 2022 года отменить.
Гражданское дело направить на новое рассмотрение в Старооскольский городской суд Белгородской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.