Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-265/2022 по иску Драчевой Елены Александровны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области о взыскании задолженности по оплате отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за задержку выплат, о взыскании материального стимулирования, компенсации морального вреда, и по встречному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области к Драчевой Елене Александровне о взыскании денежных средств, по кассационным жалобам Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N12 по Тюменской области, Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 04 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 12 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Драчева Е.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области о взыскании задолженности по денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в размере 69 120 рублей 80 копеек, в том числе за период с 18 февраля 2019 года по 22 февраля 2019 года в размере 2 838 рублей 20 копеек, с 06 мая 2019 года по 08 мая 2019 в размере 1 575 рублей 12 копеек, за 17 июня 2019 года в размере 518 рублей 21 копейка, с 15 июля 2019 года по 02 августа 2019 года в размере 12 602 рублей 89 копеек, с 02 сентября 2019 года по 06 сентября 2019 года в размере 3 050 рублей 45 копеек, с 28 октября 2019 года по 01 ноября 2019 года в размере 3 701 рублей 15 копеек, с 10 марта 2020 года по 13 марта 2020 года в размере 3 296 рублей 12 копеек, с 08 июня 2020 года по 11 июня 2020 года в размере 3 981 рублей 28 копеек, с 20 июля 2020 года по 14 августа 2020 года в размере 23 640 рублей 50 копеек, с 02 ноября 2020 года по 06 ноября 2020 года в размере 3 138 рублей, с 08 февраля 2021 года по 21 февраля 2021 года в размере 10 778 рублей 88 копеек; о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 4 504 рублей 44 копейки; взыскать проценты (денежную компенсацию) за каждый день задержки невыплаченных сумм оплаты ежегодных отпусков в размере 69 120 рублей 80 копеек и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 4 504 рублей 44 копейки, начиная с даты обращения в суд по день фактического расчета включительно в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального банка России; взыскании суммы материального стимулирования за 4 квартал 2020 года в размере 24 328 рублей 20 копеек и за 1 квартал 2021 года в размере 15 345 рублей 48 копеек; о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, а также о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что с 10 ноября 2010 года проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области в должности государственного налогового инспектора. Приказом N2.1.2-03/65-К от 09 марта 2021 года уволена с 10 марта 2021 года по собственному желанию. После увольнения 14 октября 2021 года она обратилась с заявлением к ответчику. 20 октября 2021 года ей предоставлена информация о расчете сумм отпускных, выплаченных в период с 2018 года по дату увольнения, указано на отсутствие оснований для выплаты материального стимулирования за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года, поскольку их выплата после увольнения с государственной гражданской службы не производится. Полагала, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области нарушены её трудовые права как государственного гражданского служащего, в период службы неправильно определен размер среднего заработка для выплаты отпускных, а также необоснованно отказано в выплате материального стимулирования за фактически отработанное время за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года. Увольнение с государственной гражданской службы произведено в период действия предупреждения о сокращении её должности, которое вручено 27 января 2021 года. Поскольку в течение 2-месячного периода предупреждения о сокращении, ею найдена вакантная должность в другой организации, она не стала дожидаться окончания периода предупреждения и уволилась раньше - 10 марта 2021 года, что, по её мнению, не должно влиять на реализацию права получить материальное стимулирование за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года исходя из фактически отработанного времени.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области обратилась в суд со встречным исковым заявлением к Драчевой Е.А. о взыскании в доход федерального бюджета материальной помощи в целях социальной поддержки в размере 58 341 рублей 92 копеек, в том числе за 2019 год 24 286 рублей, за 2020 год 34 055 рублей 90 копеек.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с действующим законодательством средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. Данные средства материального стимулирования не предусматриваются при расчете и формировании фонда оплаты труда. Из доведенного фонда оплаты труда выплачивается заработная плата, отпускные, материальная помощь к отпуску, единовременная выплата к отпуску, компенсация при увольнении, единовременные выплаты в связи с ведомственными награждениями (почетные грамоты, медали, ордена). Фонд оплаты труда доводится на год и доведенные лимиты должны быть использованы до конца финансового года в полном объеме. Поэтому сумма неиспользованного фонда оплаты труда, которая остается после всех обязательных выплат, выплачена государственным гражданским служащим в виде материальной помощи в целях социальной поддержки. Драчевой Е.А. начислена и выплачена за минусом налога на доходы физических лиц материальная помощь в размере за 2019 год 34 290 рублей, за 2020 год 38 363 рублей. Включение при исчислении денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске сумм материального стимулирования повлечет за собой отсутствие сумм неиспользованного фонда оплаты труда и как следствие невыплату государственным гражданским служащим материальной помощи в целях социальной поддержки. Исчисление сумм денежного содержания за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках по методике, указанной в исковом заявлении Драчевой Е.А, не соответствует методике, доведенной до налогового органа, и повлекло бы невыплату обязательных выплат в виде материальной помощи в целях социальной поддержки.
Решением Ишимского городского суда Тюменской области от 04 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 12 сентября 2022 года, исковые требования Драчевой Е.А. удовлетворены частично. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N12 по Тюменской области в пользу Драчевой Е.А. взыскана задолженность по оплате ежегодных отпусков в размере 10 778 рублей 88 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 4 504 рублей 44 копеек. Указано, что взыскание задолженности производить за вычетом подлежащего уплате налога на доходы физических лиц. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N12 по Тюменской области в пользу Драчевой Е.А. взысканы проценты (денежная компенсация) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм по оплате ежегодных отпусков в размере 10 778 рублей 88 копеек, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 4 504 рубля 44 копейки за каждый день задержки, начиная с 22 декабря 2021 года по день фактического расчета включительно. Указано, что взысканию подлежат суммы, оставшиеся после удержания налога на доходы физических лиц. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N12 по Тюменской области в пользу Драчевой Е.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 3 000 рублей, в возмещение расходов по оплате услуг представителя взыскано 15 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Драчевой Е.А. отказано.
В удовлетворении встречных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N12 по Тюменской области к Драчевой Е.А. о взыскании денежных средств отказано.
В кассационных жалобах Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы N12 по Тюменской области, Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области ставит вопрос об отмене решения Ишимского городского суда Тюменской области от 04 мая 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 12 сентября 2022 года, как незаконных, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В доводах кассационной жалобы указывает на незаконность судебных актов в части взыскания в пользу Драчевой Е.А. денежного содержания за периоды нахождения в очередных оплачиваемых отпусках и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении. Полагают, что судебные акты постановлены при неправильном применении норм материального права, неправильном толковании статей 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пункта 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N562. Ссылаются на ошибочность выводов судов о том, что материальное стимулирование за счет ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федерального государственного служащего. Полагая расчет денежного содержания за периоды нахождения в очередных оплачиваемых отпусках и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении Драчевой Е.А. произведенным в строгом соответствии с законом, настаивают на незаконности взыскания судами денежной компенсации за задержку выплаты Драчевой Е.А. указанных сумм. Поскольку нарушение трудовых прав не доказано, законом не предусмотрено взыскание компенсации морального вреда с налогового органа, считают, что у судов отсутствовали основания для взыскания компенсации морального вреда. Указывает на отсутствие оснований для удовлетворения требований о возмещении понесенных Драчевой Е.А. судебных расходов, связанных с обращением за юридической помощью. Полагают взысканную сумму в размере 15 000 рублей несоразмерной.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Драчева Е.А. с 10 ноября 2010 года проходила государственную гражданскую службу на различных должностях в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N12 по Тюменской области. С 04 апреля 2017 года проходила службу в должности государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженности.
В соответствии со служебным контрактом о прохождении государственной гражданской службы N 222 от 10 ноября 2010 года Драчевой Е.А. установлено денежное содержание, состоящее из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячное денежное поощрение, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением утвержденным Представителем нанимателя, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Впоследствии указанными дополнительными соглашениями к контракту в денежное содержание включены оклад в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячная надбавка за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 9 дополнительного соглашения N16 к служебному контракту от 10 ноября 2010 года N222, денежное содержание государственного служащего состоит из месячного должностного оклада, месячного оклада за классный чин, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 20%, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия в размере 90%, ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Также гражданскому служащему производятся иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В 2018 - 2021 годы Драчевой Е.А. выплачивались средства материального стимулирования в различных суммах.
Приказом от 09 марта 2021 года N2.1.2-03/65-К Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области служебный контракт с Драчевой Е.А. расторгнут с 10 марта 2021 года на основании пункта 3 части 1 статьи 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по инициативе гражданского служащего.
Денежное содержание истцу на периоды ее нахождения в очередных отпусках, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении рассчитаны без учета выплаченных сумм материального стимулирования.
Полагая такой расчет необоснованным, указывая, что она имеет право на получение материального стимулирования за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года исходя из фактически отработанного времени, Драчева Е.А. обратилась в суд.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 14, 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482, исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", которые необходимо учитывать при расчете оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, в связи с чем признал обоснованными доводы Драчевой Е.А. о наличии перед ней задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, задолженности по денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках.
Придя к выводу о том, что средства материального стимулирования подлежат учету и при расчете денежного содержания гражданскому служащему за период его ежегодного оплачиваемого отпуска, суд взыскал недоплаченную истцу сумму с учетом применения срока обращения в суд, предусмотренного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, за февраль 2021 года и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении. Оснований для восстановления срока обращения судом не установлено, указав, что уважительных причин для такого восстановления истцом не названо.
Установив несвоевременную выплату причитающихся истцу в связи с работой и увольнением сумм, суд также пришел к выводу о взыскании в пользу истца процентов за задержку выплат в соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя требование истца о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив факт нарушения трудовых прав истца на своевременную выплату заработной платы, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, приняв во внимание характер допущенных нарушений, с учетом требований разумности и справедливости, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
Разрешая требование истца о взыскании судебных расходов, суд первой инстанции исходил из наличия в материалах дела доказательств, подтверждающих оказание заявителю юридических услуг, объем и сложность выполненной представителем работы, количество затраченного им времени, и с учетом принципов разумности и справедливости, определилко взысканию сумму расходов в сумме 15 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании средств материального стимулирования за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года, суд исходил из того, что Драчева Е.А. уволена до принятия решения о выплате средств материального стимулирования, руководителем решение о выплате Драчевой Е.А. как уволенному сотруднику средств материального стимулирования за указанные периоды не принималось, решениями Комиссии по оценке эффективности деятельности федеральных гражданских служащих Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N12 по Тюменской области принято решение не выплачивать средства материального стимулирования уволенным гражданским служащим согласно приложению N3, в которых указана Драчева Е.А. как уволенная по собственной инициативе.
Разрешая встречные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьей 137 Трудового кодекса Российской Федерации, (в том числе счетной ошибки, вины работника в невыполнении норм труда, неправомерных действий работника) для взыскания выплаченной истцу в период прохождения государственной гражданской службы материальной помощи. Также судом указано, что выплаты производились на основании приказов, которые незаконными не признаны и не отменены.
Проверяя законность принятого судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и их правовым обоснованием.
Поскольку состоявшиеся судебные акты обжалуются в кассационном порядке только Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N12 по Тюменской области, Управлением Федеральной налоговой службы по Тюменской области и только в той части, которой исковые требования Драчевой Е.А. удовлетворены, предметом рассмотрения суда кассационной инстанции являются судебные акты в приведенной части. Оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы не усматривается.
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой и апелляционной инстанций в оспариваемой части и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Настаивая на отмене судебных постановлений, заявители ссылаются на то, что материальное стимулирование, выплачиваемое за счет бюджетных ассигнований не относится к дополнительным выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не должны учитываться при расчете среднего заработка для оплаты очередного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск.
Указанные доводы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции, обоснованно признаны несостоятельными.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, как об этом верно указано судами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.
Поскольку судами установлено нарушение прав истца в связи с невыплатой спорных сумм, доводы жалоб об отсутствии оснований для компенсации морального вреда в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, начисления денежной компенсации в порядке, предусмотренной положениями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, являются несостоятельными. Вопреки ошибочному мнению заявителя, компенсация морального вреда взыскана с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N12 по Тюменской области не как с налогового органа, а как с работодателя, допустившего нарушения трудовых прав работника.
При взыскании в пользу истца судебных расходов на представителя нарушений положений статей 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судами не допущено.
Вопреки доводам заявителей при разрешении спора судами установлены все юридически значимые обстоятельства, выводы судов мотивированы и соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, основаны на неверном толковании заявителями норм материального права, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ишимского городского суда Тюменской области от 04 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 12 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N12 по Тюменской области, Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.