Дело N 3а-177/2022
г. Краснодар 21.12.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Усенко Н.В, рассмотрев кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области на определение Волгоградского областного суда от 02.06.2022 и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22.09.2022 по административному делу по административному иску ФИО67 к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, Государственному бюджетному учреждению Волгоградской области "Центр государственной кадастровой оценки", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, заинтересованные лица: Администрация ФИО66 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Мелихова Л.В. обратилась в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения требований просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 26826998+/-49972 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 42 852 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.
В ходе рассмотрения дела определением Волгоградского областного суда от 21.09.2021 назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО "Лаборатория Судебных Экспертиз по Южному Округу" (ООО "ЛСЭ по ЮО").
В областной суд поступило заключение судебной оценочной экспертизы от 06.12.2021 N N.
Согласно выводам судебной экспертизы рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2020 составила 39 600 500 руб.
Определением Волгоградского областного суда от 18.01.2022 назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза.
Согласно дополнительному заключению ООО "ЛСЭ по ЮО" от 02.03.2022 N N рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2020 составила 42 852 000 руб.
Решением Волгоградского областного суда от 12.04.2022 требования ФИО68 удовлетворены в полном объеме.
Суд установилкадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 26826998+/-49972 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости, в размере 42 852 000 руб. по состоянию на 01.01.2020. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 07.09.2021.
Определением Волгоградского областного суда от 02.06.2022, оставленным без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22.09.2022, удовлетворено заявление ООО "ЛСЭ по ЮО" о взыскании по делу судебных расходов.
С Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области в пользу ООО "ЛСЭ по ЮО" взысканы судебные расходы за проведение судебной экспертизы в размере 25 000 руб. и дополнительной судебной экспертизы в сумме 20 000 руб.
В кассационной жалобе Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (Комитет) просит об отмене судебных актов, как постановленных с нарушением норм процессуального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов.
Заявитель жалобы отмечает основания, в соответствии с которыми Комитетом было подано ходатайство о назначении по делу дополнительной судебной экспертизы.
Кроме того, Комитет полагает, что общая сумма судебных расходов за проведение судебной экспертизы и дополнительной судебной экспертизы является завышенной.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судьей суда кассационной инстанции единолично без вызова лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ). Такие основания по результатам изучения материалов по кассационной жалобе не установлены.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Издержки, связанные с рассмотрением административного дела, включают суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам и другие признанные судом необходимыми расходы (пункты 1, 7 статьи 106 КАС РФ).
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что с учетом того, что главой 23 ГПК РФ, главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 7 ГПК РФ, главы 10 КАС РФ.
В случае удовлетворения требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте оценки, в том числе в связи с исправлением кадастровой ошибки в сведениях, судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки (абзац 4 пункта 31).
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Приведенные положения закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации необходимо применять с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.07.2017 N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр".
Названным Постановлением Конституционного Суда РФ положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 АПК Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1, 2 и 3), 46 (части 1 и 2), 53, 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда: ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, и (или) понесенные этим лицом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи иска, административного иска.
Из материалов дела следует и судами установлено, что кадастровая стоимость принадлежащего ФИО69 земельного участка с кадастровым номером N, утверждена Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30.10.2020 N 79-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков категории "Земли населенных пунктов" на территории Волгоградской области" по состоянию на 01.01.2020 в размере 121 817 740 руб.
12.04.2022 постановлено упомянутое решение, которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере его рыночной стоимости в сумме 42 852 000 руб. Таким образом, кадастровая стоимость участка на 64% превышает его рыночную стоимость.
Такие расхождения являются существенными, не могут быть объяснены только различием методик определения кадастровой стоимости и рыночной стоимости объекта недвижимости и могут свидетельствовать о повлекших нарушение прав административного истца ошибках, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Разрешая заявление по существу, суды исходили из того, что поскольку органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости в отношении земельного участка, является Комитет, судебные расходы в сумме 45 000 руб. в счет оплаты судебной экспертизы и дополнительной судебной экспертизы подлежат взысканию с данного административного ответчика.
Суды не нашли оснований для снижения стоимости оплаты за проведение судебных экспертиз, посчитав стоимость исследований соответствующей диапазону региональных расценок за аналогичные экспертизы.
С выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены при правильном применении норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, наличие которых процессуальным законом отнесено к основаниям отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 329, 330 КАС РФ, судья
определил:
определение Волгоградского областного суда от 02.06.2022 и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22.09.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в срок, установленный часть 2 статьи 318 КАС РФ.
Судья Усенко Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.