Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Руденко Ф.Г, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баздыревой Н.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности зачесть периоды трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной пенсии по старости
по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области на апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Волгоградского областного суда от 23 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Баздырева Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N2 (далее ГУ-Центр ПФР N2 по установлению пенсий в Волгоградской области), в котором просила:
- признать незаконным решение ГУ-Центр ПФР N2 по установлению пенсий в Волгоградской области N695127/20 от 28 декабря 2020 года об отказе в установлении пенсии Баздыревой Н.В.;
- возложить на ГУ-Центр ПФР N2 по установлению пенсий в Волгоградской области обязанность включить периоды работы в больнице скорой медицинской помощи г. Семипалатинска Республики Казахстан в должности медицинской сестры травматического отделения N1 с 01 августа 1996 года по 31 декабря 2001 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев;
- возложить на ГУ-Центр ПФР N2 по установлению пенсий в Волгоградской области обязанность включить период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 14 октября 2002 года по 30 января 2003 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев;
- возложить на ГУ-Центр ПФР N2 по установлению пенсий в Волгоградской области обязанность назначить Баздыревой Н.В. страховую пенсию по старости с 08 декабря 2020 года;
- взыскать с ГУ-Центр ПФР N2 по установлению пенсий в Волгоградской области в пользу Баздыревой Н.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Советского районного суда города Волгограда от 10 марта 2021 года исковые требования Баздыревой Н.В. удовлетворены частично.
Признано решение ГУ-Центра ПФР N2 по установлению пенсий в Волгоградской области N 695127/20 от 28 декабря 2020 года об отказе в установлении пенсии Баздыревой Н.В. незаконным в части.
На ГУ-Центра ПФР N2 по установлению пенсий в Волгоградской области возложена обязанность включить Баздыревой Н.В. период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 14 октября 2002 года по 30 января 2003 года в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, в льготном исчислении как 1 год и 1 год 6 месяцев.
С ГУ-Центра ПФР N2 по установлению пенсий в Волгоградской области в пользу Баздыревой Н.В. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Баздыревой Н.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 сентября 2021 года решение Советского районного суда города Волгограда от 10 марта 2021 года отменено в части отказа Баздыревой Н.В. в удовлетворении исковых требований о включении периода работы в больнице Скорой медицинской помощи в г. Семипалатинске Республики Казахстан в должности медицинской сестры травматологического отделения N1 с 01 августа 1996 года по 31 декабря 2001 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев.
На ГУ-Центра ПФР N2 по установлению пенсий в Волгоградской области возложена обязанность включить указанный период работы в специальный стаж Баздыревой Н.В. дающий право на назначение досрочной пенсии в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев и назначить пенсию с 08 декабря 2020 года.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2021 года произведена замена ответчика Государственное учреждение - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N2 на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 03 февраля 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 сентября 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Волгоградский областной суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 23 июня 2022 года решение Советского районного суда города Волгограда от 10 марта 2021 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Баздыревой Н.В. о возложении обязанности включить период работы в больнице скорой медицинской помощи в г.Семипалатинске Республики Казахстан в должности медицинской сестры травматического отделения N 1 с 01 августа 1996 года по 31 декабря 2001 года в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, и назначении досрочной страховой пенсию по старости с 08 декабря 2020 года, в указанной части постановлено новое решение, которым данные исковые требования удовлетворены.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области возложена обязанность включить в специальный стаж работы Баздыревой Н.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы в больнице скорой медицинской помощи в г.Семипалатинске Республики Казахстан в должности медицинской сестры травматического отделения N 1 в календарном исчислении с 01 августа 1996 года по 31 декабря 2001 года, и назначить Баздыревой Н.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 05 октября 2021 года.
В остальной части решение Советского районного суда города Волгограда от 10 марта 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит отменить апелляционное определение в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ответчика, ссылаясь на постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 и Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, указывает, что трудовой стаж по трудовому договору, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, включая стаж до распада СССР, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ до 13 марта 1992 года, с применением норм пенсионного законодательства Российской Федерации, а периоды по трудовому договору с 14 марта 1992 года и по найму с 01 января 2002 года подлежат включению в страховой стаж исключительно при наличии доказательств уплаты единого социального налога и (или) страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, а также сведений о наличии льготного стажа, то есть по аналогии с гражданами Российской Федерации, претендующими на досрочное назначение страховой пенсии по старости, трудовая деятельность которых протекала на территории Российской Федерации.
Полагает, что периоды работы истца, протекавшие на территории бывшего СССР, в том числе в Республике Казахстан, могут быть включены в подсчет специального стажа в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения при надлежащем оформлении документов о стаже, представлении доказательств занятости в должностях и учреждениях, которые предусмотрены вышеуказанными списками, при обязательном подтверждении компетентными органами государств - участников Соглашения факта уплаты единого социального налога и (или) страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность, а также что соответствующие периоды работы учитывались при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств.
Считает, что судом апелляционной инстанции сделан ошибочный вывод о том, исходя из норм Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что отмена на территории Республики Казахстан с 1998 года института досрочных пенсий не имеет значения, поскольку вопросы в области пенсионного обеспечения истца осуществляться по законодательству Российской Федерации, поскольку из норм Соглашения следует, что граждане, переселившиеся на территорию Российской Федерации из государства - участника Соглашения, могут претендовать на назначение в Российской Федерации такого вида пенсии, который предусмотрен как на территории Российской Федерации, так и на территории государства - участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого вида пенсии, при этом Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N 136-1 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", вступившим в силу с 01 января 1998 года, определены новые правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, которым право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, работавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, законодательством Республики Казахстан с 01 января 1998 года не предусмотрено.
Указывает, что учитывая, что в Республике Казахстан с 01 января 1998 года отсутствует такой вид пенсии, как досрочная пенсия в связи занятостью на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в специальный стаж истца для определения его права на такую пенсию на территории Российской Федерации не могут быть включены спорные периоды работы Баздыревой Н.В. после 01 января 1998 года, в связи с чем апелляционное определение в части включения периода работы в больнице скорой медицинской помощи в г..Семипалатинске Республики Казахстан в должности медицинской сестры травматического отделения N 1 с 01 января 1998 г, по 31 декабря 2001 года в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии и назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" является незаконным и необоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра апелляционного определения по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 08 декабря 2020 года Баздырева Н.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась ГУ-Центр ПФР N по установлению пенсий в Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
28 декабря 2020 года решением ГУ-Центра ПФР N2 по установлению пенсий в Волгоградской области Баздыревой Н.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия специального стажа (30 лет).
Специальный стаж Баздыревой Н.В. по подсчетам ответчика составил 25 лет 01 месяц 25 дней.
В специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не включены периоды работы Баздыревой Н.В.:
с 01 августа 1996 года по 22 апреля 2002 года в должности медицинской сестры травматологического отделения N1 в больнице скорой медицинской помощи г. Семипалатинска Республики Казахстан, поскольку в Республике Казахстан за указанный период работы не назначаются пенсии за выслугу лет медицинским работникам, непосредственно занятым на лечебной работы;
с 14 октября 2002 года по 30 января 2003 года нахождение на курсах повышения квалификации.
Кроме того, пенсионным органом период с 01 января 2002 года по 22 апреля 2002 года исключен из расчета специального и общего стажа Баздыревой Н.В, поскольку отсутствуют сведения об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы того государства, на территории которого осуществлялась трудовая деятельность.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Баздыревой Н.В. частично, руководствовался положениями статей 2, 11, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статей 187, 196 Трудового кодекса Российской Федерации, Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного права", постановления Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года, постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N1-369-18, Законом Республики Казахстан от 16 июля 1996 года N32-I, Законом Республики Казахстан от 17 июня 1991 года N 675-XII, Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N 137-1, исходил из того, что условия досрочного назначения пенсий по старости в Республике Казахстан, как в государстве-участнике Соглашения, до 01 января 1998 года аналогичны условиям, предусмотренным пенсионным законодательством Российской Федерации, в с 01 января 1998 года отсутствует такой вид пенсии, как досрочная пенсия в связи с осуществлением медицинской деятельности, а действие статьи 37 закона Казахской ССР "О пенсионном обеспечении граждан Казахской ССР", на основании которой назначалась пенсия за выслугу лет врачам и другим медицинским работникам, приостановлено с 27 июля 1996 года.
Суд первой инстанции также исходил из того, что при установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения с бывшими республиками СССР для подтверждения льготного стажа, приобретённого на территории государств - участников после 1 января 1992 года, необходимо подтверждение компетентного органа о включении спорного периода на территории данного государства в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства, однако такие сведения компетентных органов Республики Казахстан в отношении истца в материалах дела отсутствуют, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что ответчик обоснованно не включил в специальный стаж истца период его работы с 01 августа 1996 года по 31 декабря 2001 год.
Суд первой инстанции указал, что поскольку материалами дела не подтверждается факт работы истца в отделении (палате) хирургическою профиля стационара, а также участие в проведении хирургических операций, оснований для зачета периода работы истца в больнице скорой медицинской помощи Семипалатинска Республики Казахстан в должности медицинской сестры травматологического отделении N1 с 01 августа 1996 года по 31 декабря 2001 года в специальный стаж истца в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев не имеется.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции относительно отсутствия оснований для включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы Баздыревой Н.В. с 01 августа 1996 года по 31 декабря 2001 года в качестве медицинской сестры травматологического отделения N 1 больницы скорой медицинской помощи г. Семипалатинска Республики Казахстан.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части и разрешая требования, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что истец в период с 01 августа 1996 года по 22 апреля 2002 года работала в должности медицинской сестры на 1, 0 ставки травматологического отделения стационара Больницы скорой медицинской помощи города Семипалатинска, в связи с чем указанный период подлежит включению в стаж работы по специальности в календарном исчислении, при этом материалами дела не подтверждается факт работы истца в спорный период в должностях, поименованных в Списках N464, N1066, N781 - "операционная медицинская сестра", "медицинская сестра перевязочных" в травматологическом отделении; в отделении (палате) хирургического профиля стационара, а также участие в проведении хирургических операций, что исключает возможность включения указанного периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев.
Поскольку с учетом включенного пенсионным органом в специальный стаж истца, а также включенного судом первой инстанции периода нахождения истца на курсах повышения квалификации с 14 октября 2002 года по 30 января 2003 год из расчёта 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, и включенного судом апелляционной инстанции в специальный стаж истца периода работы с 01 августа 1996 года по 31 декабря 2001 год в календарном исчислении, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что право истца на пенсию в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при наличии специального стажа 31 год 6 дней на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии (08 декабря 2020 года) и с учётом положений Федерального закона от 03 октября 1998 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" возникнет 5 октября 2021 года, что дает право на назначение досрочной страховой пенсии с указанного дня.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, с соблюдением процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения).
В силу подпункта "б" пункта 5 данных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, являющимся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, предусмотрено право на включение в подсчет специального стажа в названном льготном исчислении для операционных медицинских сестер, включая старших, медицинских сестер перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом отделений хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 списка, в том числе: операционное, операционный блок (оперблок).
Пунктом 1 в разделе "Наименование учреждений" предусмотрены больницы всех наименований.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П, а также в Определении от 4 марта 2004 года N 81-О, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 ноября 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющим ее характер и влияющим на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Таким образом, данными положениями закона установлено ограничение допустимых средств доказывания при определении характера работы, что обусловлено особенностями возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Такое правовое регулирование согласуется со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющей, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, обеспечивает реализацию пенсионных прав граждан и не может расцениваться как нарушающее их конституционные прав (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2019 года N 2206-О).
Следовательно, работа истца в учреждениях здравоохранения в спорный период с 01 августа 1996 года по 31 декабря 2001 года должна подтверждаться определенными средствами доказывания, так как, в данном случае, подтверждается именно характер работы, поскольку устанавливая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за лицами, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, законодатель учитывал неблагоприятные воздействия различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N 136-1 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" с 1 января 1998 года введена накопительная пенсионная система и не предусмотрено назначение пенсии медицинским работникам ранее достижения ими общеустановленного возраста. С указанной даты "Государственный центр по выплате пенсий министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан" ведет учет поступающих взносов для назначения пенсии на общих основаниях, то есть только по достижению пенсионного возраста.
В частности, согласно Письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 года N ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское государственное казенное предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Судом установлено, что в период с 1 августа 1996 года по 22 апреля 2002 год Баздырева Н.В. работала в больнице скорой медицинской помощи Семипалатинского областного Департамента здравоохранения в должности "мед.сестры травматологического отделения N 1".
Из справок-подтверждений от 6 ноября 2018 года N 04/04-15/391 и 5 февраля 2018 года 04/04-15/96, выданных коммунальным Государственным предприятием на праве хозяйственного ведения "Больница скорой медицинской помощи города Семей" управления здравоохранения восточно-казахстанской области Республики Казахстан", следует, что истец в период с 01 августа 1996 года по 22 апреля 2002 года работала в должности медицинской сестры на 1, 0 ставки травматологического отделения стационара Больницы скорой медицинской помощи города Семипалатинска.
Указанные справки подписаны директором Больницы скорой медицинской помощи, заверены печатями, отвечают предъявляемым к ним требованиям.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции о включении периодов работы Баздыревой Н.В. в больнице скорой медицинской помощи в г. Семипалатинске Республики Казахстан в должности медицинской сестры травматического отделения N 1 с 01 августа 1996 года по 22 апреля 2002 года в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в календарном исчислении, основанными на законе.
Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы, судом учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебном акте отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы представителя ответчика сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают вывода суда апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рос Волгоградского областного суда от 23 июня 2022 года является законным, принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Волгоградского областного суда от 23 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.