Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н. и Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бердиевой Э.Ш. к администрации муниципального образования "Камызякский район" о признании незаконными протокола рабочей группы, приказов, распоряжения, взыскании не начисленной и невыплаченной суммы премии, единовременного денежного поощрения и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Бердиевой Э.Ш. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Бердиева Э.Ш. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации муниципального образования "Камызякский район" (далее - администрация) о признании незаконными протокола рабочей группы, приказов, распоряжения, взыскании не начисленной и невыплаченной суммы премии, единовременного денежного поощрения и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что с 2020 года она исполняла обязанности заместителя председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Камызякский район" (далее администрация МО "Камызякский район"), на протяжении 3 месяцев исполняла обязанности председателя комитета. В январе 2021 года назначена на высшую должность муниципальной службы - заместителя главы администрации по вопросам экономического развития района, 26 января 2021 года с ней заключен трудовой договор, содержащий право работодателя поощрять муниципального служащего за добросовестный и эффективный труд. Виды поощрений и порядок их применения установлен нормативными правовыми актами представительного и исполнительного органов местного самоуправления МО "Камызякский район", расходы по поощрению производятся за счет средств бюджета МО "Камызякский район". Указывает, что относится к категории работников, подлежащих премированию согласно Порядку о премировании из областного бюджета Астраханской области, однако за 2020 год и по факту отработанного времени за 2021 год ей не выплачена премия и единовременное денежное поощрение по итогам работы (квартал, полугодие, год).
Полагая, что данных выплат она лишена незаконно, поскольку приказа о депремировании и иных оснований для лишения ее премии не имелось, что свидетельствует о допущении в отношении нее факта дискриминации, истец просила суд взыскать с администрации МО "Камызякский район" не начисленную, невыплаченную премию за 2020 год в размере пятикратного месячного денежного содержания по занимаемой в 2021 году должности в размере 300 000 рублей, признать незаконными и отменить с даты принятия протокол рабочей группы от 14 сентября 2021 года для рассмотрения вопросов "О поощрении достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципального образования "Камызякский район"" за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области" и "О поощрении работников местного самоуправления и казенных учреждений в муниципальном образовании "Камызякский район", распоряжение главы администрации МО "Камызякский район" от 26 октября 2020 года N-р "О применении дисциплинарного взыскания в виде замечания"; обязать ответчика произвести расчет начисления премии, включить ее в список Приложения N приказа главы администрации МО "Камызякский район" от 16 сентября 2021 года N "О поощрении достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципального образования "Камызякский район" Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области" и приказа главы администрации муниципального образования "Камызякский район" от 16 сентября 2021 года N "О поощрении за истекший период 2021 года за счет средств бюджета муниципального образования "Камызякский район"; взыскать с администрации МО "Камызякский район" в ее пользу за 2020 год и по факту отработанного времени за 2021 год единовременное денежное поощрение по итогам работы (квартал, полугодие, год) в размере 110 000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 8 февраля 2022 года, с учетом дополнительного решения Камызякского районного суда Астраханской области от 28 апреля 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15 июня 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15 июня 2022 года, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Просит принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно письменному отзыву, направленному в суд кассационной инстанции, Бердиева Э.Ш, подтверждая свою правовую позицию по данному спору, просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность апелляционного определения, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что с 9 февраля 2016 года по 25 января 2021 года работала Бердиева Э.Ш. в комитете имущественных и земельных отношений администрации МО "Камызякский район" в должности муниципальной службы заместителя председателя.
Приказом администрации МО "Камызякский район" N от 26 января 2021 года Бердиева Э.Ш. с 26 января 2021 года принята на должность муниципальной службы - заместителя главы по вопросам экономического развития с установлением ей должностного оклада в размере 12398 рублей, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы 230%, за выслугу лет в размере 20%, премии за выполнение особо важных и сложных заданий 16, 66%; ежемесячного денежного поощрения в размере 1, 2 коэффициента.
Аналогичные условия оплаты труда содержатся и в пункте 4.1 заключенного между сторонами 26 января 2021 года трудового договора N.
Дополнительным соглашением N от 1 апреля 2021 года к трудовому договору от 26 января 2021 года N пункт 4.1 трудового договора изложен в следующей редакции: муниципальному служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в размере 12 398 рублей с последующей его индексацией в соответствии с нормативными правовыми актами МО "Камызякский район" Астраханской области, премии за выполнение особо важных и сложных заданий ежемесячно - 16, 66%, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы - 230%, ежемесячного денежного поощрения в размере 1, 2 коэффициента; за выслугу лет в размере 20%, ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - 5%, единовременной выплаты к ежегодному отпуску и материальной помощи. Другие условия трудового договора считаются неизменными и обязательными для исполнения сторонами.
Пунктом 4.2 трудового договора установлено производство иных выплат, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно пункту 4.3 трудового договора установление надбавок, премий и других выплат осуществляется в порядке, сроки и в размерах, определенных нормативными правовыми актами МО "Камызякский район" в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Правовой статус муниципальных служащих органов местного самоуправления МО "Камызякский район", порядок и условия прохождения муниципальной службы в МО "Камызякский район" регламентирован Положением о порядке и условиях прохождения муниципальной службы в органах местного самоуправления МО "Камызякский район", утвержденным решением Совета МО "Камызякский район" N от 5 декабря 2018 года.
Указанным Положением установлено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (пункт 1 статьи 22 Положения).
Согласно пункту 8 статьи 23 Положения иные выплаты производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, Астраханской области.
Пунктом 8.4 указанной статьи предусмотрено, что по итогам работы (квартал, полугодие, год) муниципальным служащим выплачивается единовременное денежное поощрение в размере, не превышающем двух денежных содержаний муниципального служащего в год, в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы. Муниципальным служащим, принятым на должности в органы местного самоуправления МО "Камызякский район" в соответствующем календарном году, денежное поощрение по итогам работы за год выплачивается пропорционально отработанному времени (квартал, полугодие, год). В случае, если муниципальный служащий в текущем календарном году замещал различные должности муниципальной службы, денежное поощрение по итогам работы за год выплачивается пропорционально отработанному времени по каждой замещаемой должности.
13 сентября 2021 года в целях премирования лиц, замещающих в администрации МО "Камызякский район" муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также работников администрации МО "Камызякский район", не являющихся муниципальными служащими, по результатам оценки показателей социально-экономического развития МО "Камызякский район" распоряжением N-р сформирована рабочая группа для рассмотрения вопросов "О поощрении за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО "Камызякский район" за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области и "О поощрении работников местного самоуправления и казенных учреждений в МО "Камызякский район". Рабочей комиссии в срок до 15 сентября 2021 года предложено разработать проект Порядка поощрения за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО "Камызякский район" за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области, рассмотреть вопросы и подготовить предложения о поощрениях.
Председатель рабочей группы Шмелева Ю.Н. - первый заместитель главы администрации МО "Камызякский район" и член рабочей группы - руководитель аппарата администрации МО "Камызякский район" Косинова Е.В. обратились к главе администрации МО "Камызякский район" Попову Р.В. с письменным предложением не поощрять за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО "Камызякский район" Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области и за счет средств бюджета МО "Камызякский район", в том числе, Бердиеву Э.Ш, указав на то, что в 2020 и 2021 годы в адрес администрации поступило 16 представлений о неудовлетворительной работе отдела ЖКХ и строительства, 11 представлений о неудовлетворительной работе комитета имущественных и земельных отношений и 4 представления, в которых отмечена совместная неудовлетворительная работа вышеназванных подразделений. Представления прокуратуры вынесены, в том числе, по обращениям граждан, чьи права и законные интересы были нарушены в результате неудовлетворительной работы заместителя главы администрации МО "Камызякский район" по вопросам экономического развития района Бердиевой Э.Ш, которая в разное время являлась заместителем председателя Комитета, исполняла обязанности председателя Комитета. Также указали, что в адрес администрации регулярно поступают обращения граждан о неудовлетворительной работе отдела ЖКХ и строительства и Комитета, судебными приставами-исполнителями выносились решения о взыскании с администрации МО "Камызякский район" исполнительского сбора из-за отсутствия работы по судебным решениям, относящимся к компетенции Комитета и отдела ЖКХ и строительства, что также стало возможным вследствие ненадлежащей организации работы вышеуказанными руководителями.
Согласно резолюции на внесенных предложениях главой администрации МО "Камызякский район" Поповым Р.В. принято решение не поощрять, в том числе, Бердиеву Э.Ш.
Согласно протоколу заседания от 14 сентября 2021 года рабочая группа внесла на рассмотрение главы администрации МО "Камызякский район" проект Порядка поощрения за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО "Камызякский район" Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области, предложив главе администрации поощрить за счет дотации из бюджета работников из числа лиц, обозначенных в проекте Порядка согласно приложению N и за счет бюджета МО "Камызякский район" согласно приложению N. В соответствии с приложениями N и N Бердиевой Э.Ш. установлены поощрения в сумме 0 рублей.
Указанный протокол рабочей группы от 14 сентября 2021 года подписан Бердиевой Э.Ш. как членом рабочей группы.
Решением Совета МО "Камызякский район" от 16 сентября 2021 года N "О поощрении за достижения наилучших показателей социально- экономического развития МО "Камызякский район" Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области" утвержден Порядок поощрения за достижения наилучших показателей социально- экономического развития МО "Камызякский район" Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка решение о поощрении принимается главой администрации МО "Камызякский район" и может составлять не более пятикратного месячного денежного содержания по занимаемой должности в 2021 году или выражаться в твердой денежной сумме в пределах пятикратного месячного денежного содержания по занимаемой должности в 2021 году.
В соответствии с приказом администрации МО "Камызякский район" от 16 сентября 2021 года N работникам администрации МО "Камызякский район", ее структурных подразделений выплачено единовременное поощрение за достижения наилучших показателей социально-экономического развития администрации МО "Камызякский район" Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области согласно приложению N.
Бердиева Э.Ш. в списке указанного приложения N не поименована.
Приказом администрации МО "Камызякский район" от 16 сентября 2021 года N "О поощрении за истекший период 2021 года за счет средств бюджета муниципального образования "Камызякский район" единовременное денежное поощрение согласно приложению N подлежит выплате работникам, замещающим должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления МО "Камызякский район".
Бердиева Э.Ш. в списке приложения N не значится.
29 октября 2021 года трудовой договор с Бердиевой Э.Ш. расторгнут по инициативе работника в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ администрации МО "Камызякский район" от 29 октября 2021 года N).
По факту невыплаты денежных сумм Бердиева Э.Ш. обращалась в прокуратуру, Государственную инспекцию труда в Астраханской области, к губернатору Астраханской области, ею получены соответствующие ответы, согласно которым нарушения прав последней не установлено.
Приказами председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации МО "Камызякский район" N-к, N-к и N-к от 26 марта 2020 года Бердиевой Э.Ш. на основании представлений прокуратуры объявлено замечание.
Указанные дисциплинарные взыскания сняты приказами председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации МО "Камызякский район" N от 19 июня 2020 года.
Распоряжением главы администрации МО "Камызякский район" от 26 октября 2020 года N-р к Бердиевой Э.Ш. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания в связи с ненадлежащим исполнением возложенных трудовых обязанностей.
Согласно пункту 2 данного распоряжения в связи с наложением дисциплинарного взыскания Бердиевой Э.Ш. снижен размер ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы на 50%, то есть до 100%, в связи с чем МКУ "Централизованная бухгалтерия администрации МО "Камызякский район" поручено рассчитать заработную плату за октябрь 2020 года с учетом пункта 2 распоряжения (пункт 3 распоряжения)
С указанным распоряжением главы администрации МО "Камызякский район" от 26 октября 2020 года N-р согласно расписки об ознакомлении Бердиева Э.Ш. ознакомлена 26 октября 2020 года.
Разрешая требования о признании незаконным распоряжения главы администрации МО "Камызякский район" от 26 октября 2020 года N N, суд первой инстанции, установив, что истец обратилась в суд по истечении трехмесячного срока после ознакомления с оспариваемым распоряжением 26 октября 2020 года, не усмотрел оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с указанными требованиями, и, как следствие, отказал в удовлетворении названных требований, в связи с пропуском истцом срока, предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении иных заявленных истцом требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что ни трудовым договором, ни дополнительным соглашением не предусмотрено безусловной обязанности ответчика производить истцу стимулирующие выплаты в виде премии, поскольку, в соответствии с вышеизложенными нормами трудового права, в их совокупности, указанное является правом работодателя, а не обязанностью. У ответчика возникает право по выплате истцу премии по результатам работы истца, то есть после качественной оценки работодателем работы истца как работника. Право истца на реализацию возможностей в сфере труда в равных условиях нарушено не было, изменение трудовых функций и условий трудового договора в отношении истца, как и нарушение трудовых прав истца, ответчиком не допущено.
Проверяя решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда согласилась с выводами районного суда и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном постановлении, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в апелляционном определении, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 15 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бердиевой Э.Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи Н.Н. Мартынова
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.