Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению "Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым" о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым, ГКУ Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым" по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 24.05.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению "Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым" (далее - МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым"), в котором с учетом уточнения исковых требований просил обязать ответчика принять решения о распоряжении средствами единовременной выплаты семьям, имеющим детей, в Республике Крым, а также обязать МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Советского района Республики Крым" сформировать и подать в установленные законом сроки заявку на осуществление единовременной выплаты семьям, имеющим детей в Республике Крым по форме согласно приложению 8 к настоящему Порядку в ГКУ РК "Центр социальных выплат".
Решением Советского районного суда Республики Крым от 18.02.2022 исковые требования ФИО1 удовлетворены. Обязано МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым" принять решения о распоряжении средствам единовременной выплаты семьям, имеющим детей, в Республике Крым. Обязано МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым" сформировать и подать в установленные в Постановлении Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N "Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 N N "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14.10.2020 N "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" сроки заявку на осуществление единовременной выплаты семьям, имеющим детей, в Республике Крым по форме согласно приложению 8 к настоящему Порядку в ГКУ РК "Центр социальных выплат".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить апелляционное определение и оставить без изменения решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что ответчик при вынесении решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты необоснованно включил в качестве доходов семьи доход от продажи автомобиля и подаренные родственниками денежные средства. Указывает, что установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства не соответствуют доказательствам, представленным истцом и нормам права, подлежащим применению.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдан сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ NО предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", с учетом трех членов семьи.
По договору купли-продажи за счет личных, а также заемных средств (кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 455 000 руб.), ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрация перехода нрава собственности ДД.ММ.ГГГГ) был приобретен жилой дом и земельный участок, стоимостью 7 000 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым" с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право на которые подтверждено сертификатом от ДД.ММ.ГГГГ. В заявлении указал, что имеет доход от получения пенсий, компенсационных выплат и дополнительного ежемесячного материального обеспечения пенсионеров; доход от личного подсобного хозяйства 300 000 руб.; доход от продажи ДД.ММ.ГГГГ автомобиля - 550 000 руб.; доход вследствие получения ДД.ММ.ГГГГ безвозмездно от близких родственников - 600 000 руб.
ФИО1 письменно подтвердил достоверность предоставленных сведений о его доходах и доходах членов семьи. Указал, что предупрежден об ответственности за предоставление неполных или заведомо недостоверных сведений и документов. Заявления ФИО1 с перечнем видов полученного им дохода и собственноручно написанное заявление, разъясняющее виды и источники получения дохода, написаны и предоставлены ответчику в один и тот же день - ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом сообщенных ФИО1 сведений о доходе, в который помимо вышеуказанных денежных сумм, полученных в дар и от продажи автомобиля, вошли ежемесячная выплата на ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет, пособие по беременности и родам ФИО5, заработная плата, пенсия ФИО1, иные доходы, среднедушевой доход семьи за период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.09.2021 составляет 39 009, 85 руб, ДД.ММ.ГГГГ МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым" было принято решение об отказе в предоставлении услуги на основании п. 33 ст.6 Постановления Совета министров Республики Крым N 659 от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N N "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14.10.2020 N "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", в связи с что тем, что ответчиком было установлено, что среднедушевой доход семьи ФИО1 превышает двухкратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за III квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата.
Судом первой инстанции установлено, что истец является инвалидом третьей группы общих заболеваний бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 (именуемый как "Продавец") и ФИО1, (именуемый как "Покупатель") был заключен договор купли-продажи жилого дома N "адрес" Крым, общей площадью 174.40 кв.м, из них жилой площадью 60, 5 кв.м, кадастровый N.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, указанный договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ.
Суд установил, что учитывая те обстоятельства, что семья истца ФИО1 состоит из 4 человек, жилая площадь приобретённого жилого дома составляет 15, 125 кв.м, на каждого члена семьи, что меньше средней площади обеспеченности жилыми помещениями, приходящимися на 1 жителя РФ, по данным Росстата, в 26, 9 кв.м, на 2020 год.
Указанный жилой дом и земельный участок под ним был приобретён истцом за 7 000 000 руб, из которых 2 450 000 руб. собственные средства, 4 550 000 руб. были получены истцом по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ N-ПИ.
Источником доходов истца положенных в получение ипотечного взноса в размере 2 450 000 руб. стала продажа автомобиля по договору купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ за 180 000 руб, получение в дар денежных средств в размере 300 000 руб. от родителей, получение в дар денежных средств в размере 300 000 руб. от родителей жены истца, получение денежных средств по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 150 000 руб, получение средств материнского капитала.
Право собственности на проданный истцом автомобиль в силу ч.1 ст. 223 ГК РФ перешло к покупателю с ДД.ММ.ГГГГ с момента передачи покупателю указанного автомобиля.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь нормами Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", нормами Закона Республики Крым от 14.08.2019 N "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", установив, что указание в заявлении на то, что автомобиль был продан истцом за 550 000 руб, в то время, когда по договору стоимость автомобиля определена в 180 000 руб, является ошибкой истца и обусловлена тем, что он не предполагал, что двигатель автомобиля подлежит ремонту, доказательств иного суду в нарушении ст. 56 ГПК РФ не предоставлено, сам факт превышения ежемесячного платежа (п. 7 договора) двухкратной величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за III квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата, не могут свидетельствовать об отсутствии права истца на получение указанного сертификата, так как источником указанных средств может быть как увеличение доходов семьи истца, так и денежные средства, не являющиеся доходом, в том числе, заёмные средства, денежные средства переданные в дар близкими родственниками, пособия и т.д, а также то, что доход семьи истца согласно справки о доходах составляет 902 472, 80 руб. в год или 18 801, 52 руб. на каждого члена семьи, что меньше прожиточного минимума на территории Республики Крым за III квартал 2019 года который составлял 10509 руб, за III квартал 2020 года составлял 10 945 руб, а за 2021 год составляет 10 998 руб. пришел к выводу, что истцом представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о незаконности действий ответчика по отказу в предоставлении услуги.
Суд апелляционной инстанции, установив, что поскольку, регистрация перехода права собственности в связи с заключением договора купли-продажи автомобиля в органах МРЭО не произведена; договор о передаче в дар денежных средств не удостоверялся официальными органами (нотариусом); сведения о данных сделках и о полученном (доходе находись исключительно в ведении истца, и по указанным причинам не могли быть истребованы и проверены Департаментом; орган социальной защиты обязан был, до установления иного, исходить из добросовестности действий истца и достоверности сообщенных им сведений о полученных доходах, и в соответствии с предписаниями нормативных актов производить расчет среднедушевого дохода семьи с учетом сообщенных заявителем данных, пришел к выводу, что по смыслу пункта 33 Порядка N 659, предоставление недостоверных сведений является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении госуслуги.
Между тем, суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Согласно статьи 1 вышеуказанного Закона законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Закон Республики Крым от 14 августа 2019 г. N "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Республики Крым регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Республике Крым.
Законом Республики Крым от 14 августа 2019 г. N "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым" установлены дополнительные меры социальной поддержки, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым.
Действие данного Закона распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым.
Законом Республики Крым от 14 октября 2020 г. N "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" действие Закона Республики Крым N "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" приостановлено до 01 января 2024 г.
При этом, в соответствии со ст.2 указанного Закона постановлением Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 года N 659 утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N N "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N N "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (далее - Порядок).
Данный Порядок определяет механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Республики Крым N-ЗРК/2020.
Согласно п.31 Порядка решение о распоряжении (отказе в распоряжении) средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами, а в случае направления межведомственных запросов - в течение 10 рабочих дней со дня поступления ответов на межведомственные запросы, но не позднее чем в месячный срок со дня регистрации заявления.
В соответствии с п.32 Порядка о принятом решении орган труда и социальной защиты населения информирует заявителя путем направления в его адрес письменного уведомления в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
В случае принятия решения об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты в письменном уведомлении указывается мотивированная причина отказа и разъясняется порядок его обжалования.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Кроме того, в силу п.1 ст.35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно п. 1, п. 3 ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
В соответствии с п. 4 ст. 35 ЗК РФ отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев: 1) отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка; 2) отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; 3) отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута, на основании публичного сервитута.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат в виде социального пособия в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 N "О государственной социальной помощи в Республике Крым" как малоимущей семье.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 г. N "О государственной социальной помощи в Республике Крым" малоимущим семьям установлены выплаты в виде государственной социальной помощи.
Законодателем установлены обстоятельства, что многодетные семьи фактически не имеют возможности самостоятельного обеспечения достойной жизни и свободного развития (абзац третий пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июля 2014 г. N 20-П).
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, принципы правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 г. N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.
Аналогичная правовая позиция изложена и в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, что согласно ст. 379 ГПК РФ основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Таким образом, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25.05.2022 подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор с соблюдением требований процессуального закона и в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 24.05.2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный суд Республики Крым.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.