Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С. и Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Губанова М.Н. к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Краснодарскому краю о включении периода службы в выслугу лет, перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Губанова М.Н, поступившей с делом 13 октября 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 1 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав истца Губанова М.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Пугаченко Е.О, возражавшую против отмены судебных актов, судебная коллегия
установила:
Губанов М.Н. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Краснодарскому краю (далее - ГУ МВД России по Краснодарскому краю) в котором просит включить в выслугу лет период его службы на государственных должностях судебного пристава-исполнителя и судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Службы судебных приставов Иркутской области с 1 июня 2001 г. по 3 января 2003 г, произвести перерасчет пенсии за выслугу лет.
В обоснование требований истец указал, что 22 октября 2018 г..приказом ответчика был уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, с дальнейшим изменением указанного основания на увольнение по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе. Выслуга лет для назначения пенсии по линии МВД в льготном исчислении составила 25 лет 02 месяца 03 дня, в календарном исчислении - 21 год 01 месяц 19 дней. В связи с тем, что Федеральным законом от 1 октября 2020 г..N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служба судебных приставов выведена из сферы государственной гражданской службы и отнесена к государственной службе иного вида, он 14 июня 2021 г..обратился к ответчику с заявлением о включении в выслугу лет стажа его работы в должности судебного пристава-исполнителя и пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в службе судебных приставов Иркутской области с 1 июня 2001 г..по 3 января 2003 г..и о перерасчете пенсии. Письмом ГУ МВД России по Краснодарскому краю ему отказано, с чем истец не согласен, поскольку полагал, что как бывший сотрудник службы судебных приставов имеет право на пенсионное обеспечение по нормам Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
По мнению истца, сотрудники органов принудительного исполнения РФ по завершении реформирования системы судебных приставов по своему статусу приравнены к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, в связи с чем, источник правового регулирования по вопросам пенсионного обеспечения для всех этих категорий является одинаковым.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 7 октября 2021 г. в удовлетворении исковых требований Губанова М.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 1 июня 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 1 июня 2022 г. отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Губанов М.Н. 1 июня 2001 г. принят на государственную службу и назначен на должность судебного пристава-исполнителя в подразделение судебных приставов по Иркутскому району Службы судебных приставов Иркутской области, 3 декабря 2001 г. переведен в Территориальное подразделение по ОУЛДС Службы судебных приставов Иркутской области на государственную должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, с которой уволен 3 января 2003 г.
В период с 5 января 2003 г. по 22 ноября 2018 г. проходил службу в органах внутренних дел (л. д. 13-14).
С 1 декабря 2018 г. истец является получателем пенсии по выслуге лет по линии МВД России.
В июне 2021 г. Губанов М.Н. обратился в ГУ МВД России по Краснодарскому краю по вопросу учета в имеющейся выслуге лет в органах внутренних дел стажа государственной гражданской службы в службе судебных приставов по Иркутской области в связи со вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Главным Управлением МВД России по Краснодарскому краю истцу направлен ответ об отказе в удовлетворении заявления с указанием на то, что положения пункта 14 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ распространяются только на сотрудников органов принудительного исполнения, к которым истец не относится.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона N 328- ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта "а" статьи 1, части 1 статьи 6 Закона РФ N 4468-1, пришел к выводу о том, что требования истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
Проверяя обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Так, с января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N328-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым служба судебных приставов выведена из сферы государственной гражданской службы и отнесена к государственной службе иного вида в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
На основании статьи 68 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с Законом РФ N 4468-1.
В соответствии с абзацем 4 пункта "а" статьи 1 Закона РФ N 4468-1 правом на пенсионное обеспечение, предусмотренного данным законом обладают лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
Согласно части 1 статьи 6 Закона РФ N 4468-1 сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 части 2 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы в органах принудительного исполнения включаются периоды замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения, нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и периоды прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации.
В силу положений части 14 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 г, в частности, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах.
Однако, пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что действие положений абзаца четвертого пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.
Помимо указанного, пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что сотрудником органа принудительного исполнения является гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
В этой связи положения части 14 статьи 92 Закона о службе в органах принудительного исполнения распространяются только на сотрудников органов принудительного исполнения, тогда как Губанов М.Н. на момент вступления в силу Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уже не проходил службу в ФССП России.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения требований Губанова М.Н. не имеется.
Доводы кассационной жалобы истца аналогичны основаниям заявленных в исковом заявлении и в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции, по существу они направлены на переоценку выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены правильных по существу судебных актов.
Существенных нарушений норм процессуального права по делу не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 1 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Губанова М.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.С. Егорова
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.